на главную
содержание
Жизнь Ницше
Философия Ницше
Персонажи философии
Творчество
из
текстов Ницше:
Кто есть философ?
Дионис-философ
Воля к власти
Нигилизм и
переоценка
Вечное возвращение
Сверхчеловек
Заключение о
безумии
Цитаты
Фридриха Ницше:
Ф.Ницше
цитаты
Ф.Ницше
о любви
Ф.Ницше
о женщинах
Ницше высказывания
Ницше
фразы мысли
Ницше мудрость зла
Ницше о патриотизме
Так
говорил Заратустра:
предисловие
Заратустра
часть 1
Заратустра
часть 2
Заратустра
часть 3
Заратустра
часть 4
другой
перевод:
Заратустра
часть 1
Заратустра
часть 2
Заратустра
часть 3
Заратустра
часть 4
другие
произведения:
Антихрист
Ecce Homo
Сумерки
идолов
Воля
к власти
По ту
сторону
К генеалогии
О
философе:
Ницше жизнь
философия
Ницше и его
философия
Стефан Цвейг о
Ницше
Когда
Ницше плакал
Другие
философы:
Шопенгауэр
мысли
Афоризмы
мудрости
|
Жиль
Делёз: тексты Ницше: Заключение:
о безумии
Тексты Фридриха Ницше
Заключение: о безумии
Порой само безумие
является маской, за которой скрывается роковое и слишком надежное
знание.
«По ту
сторону добра и зла»
В конце концов, я много охотнее был бы базельским профессором, нежели
Богом; но я не посмел зайти в своем личном эгоизме столь далеко, чтобы
отказаться от сотворения мира. Вы же понимаете, надо чем-то жертвовать,
где бы и как бы ты ни жил… Досадно и наносит урон моей
скромности то, что в сущности каждое имя истории — это я; что
же до детей, которых я произвел на свет, то я спрашиваю себя с каким-то
недоверием, не все ли, что в «Царствие Божье»
приходят, от самого Бога происходят. Этой осенью, одевшись как можно
проще, я два раза ходил на собственные похороны, сначала как граф
Робийан (нет! — это мой сын, равно как и я — это
Карло Альберто, падшая моя природа), но ведь я был и
Антонелли…
Письмо Я.
Буркхардту от 6 января 1889 года
33. Безумие и Боги
[…] Эти греки длительное время пользовались своими богами
как раз для того, чтобы не подпускать к себе близко «нечистую
совесть», чтобы наслаждаться свободой своей души: стало быть,
в смысле, обратном тому, во что употребило своего Бога христианство.
Они заходили в этом весьма далеко, эти роскошные и исполненные львиной
храбрости сорванцы; и не какой-нибудь авторитет, а сам гомеровский Зевс
дает им там и сям понять, что они слишком легкомысленно относятся к
делу. «Странно!» — говорит он однажды
— речь идет о случае Эгиста, весьма скверном случае
—
Странно, как смертные люди за все нас, богов, обвиняют!
Зло от нас, утверждают они; но не сами ли часто
Гибель, судьбе вопреки, на себя навлекают безумством?20
Но в то же время здесь слышно и видно, что и этот олимпийский зритель и
судья далек от того, чтобы невзлюбить их за это и быть о них дурного
мнения: «что за сумасброды» — так думает
он, взирая на злодеяния смертных, — а
«сумасбродство»,
«безрассудство», толику
«чокнутости» допускали в себе даже греки наиболее
сильного и отважного времени в качестве причины множества скверных и
гибельных вещей — сумасбродство, не грех! понимаете ли вы
это?.. Но даже и эта чокнутость была проблемой: «а как она
возможна? откуда могла она собственно возникнуть в таких головах, как
наши, у нас, людей благородного происхождения, счастья, удачливости,
изысканного общества, аристократичности, добродетели?»
— так на протяжении столетий спрашивал себя благородный грек
при виде каждой непонятной ему мерзости и злодеяния, которыми бесчестил
себя один из равных ему. «Его, должно быть, одурачил
бог», — говорил он себе наконец, покачивая
головой… Эта увертка типична для греков… Таким
вот образом служили тогда боги для того, чтобы до известной степени
оправдывать человека и в дурном; они служили причиной зла: они брали на
себя в то время не наказание, а — что гораздо благороднее
— вину…
«К генеалогии морали»
34. Функция безумия
[…] Почти всюду дорогу новым мыслям прокладывало
сумасшествие; оно же ломало и уважаемые обычаи и суеверия. Понимаете ли
вы, почему это должно было быть сумасшествием? Почему в голосе и лице
человека должно было быть что-нибудь страшное и бурное, как
демонические прихоти бури или моря, и потому внушающее уважение и
страх! Почему он должен был носить на себе печать полного безволия, как
судороги эпилептика, представляющие безумного как бы говорящим голосом
Божества! Сам носитель новой мысли испытывал уважение и страх перед
самим собою, и его неудержимо влекло быть пророком этой идеи и
мучеником за нее! Древние думали, что всюду, где есть сумасшествие,
есть гений и мудрость — вообще есть нечто
«божественное»; или как они выражались прямее и
резче: «сумасшествие дало Греции величайшие блага»;
так говорил Платон со всем старым человечеством! Сделаем еще один шаг
дальше. Всем тем сильным людям, которых неудержимо влекло к тому, чтобы
сбросить иго старой нравственности и дать новые законы, ничего не
оставалось другого, как сделаться или казаться сумасшедшими, если они
не были, в действительности, такими, — и таково было
положение новаторов во всех областях жизни, а не только жрецов и
политиков! — даже реформатор поэтического метра должен был
показать себя сумасшедшим! […] Как сделаться сумасшедшим
тому, кто на самом деле не сумасшедший, и у кого не достает смелости
«казаться таким»? Этой странной задачей
интересовались почти все значительные люди древнейших цивилизаций:
существовала целая тайная наука приемов. Один и тот же рецепт был и у
индусов, чтобы сделаться фокусником, и у гренландцев — чтобы
сделаться ангекоком, и у бразильцев — чтобы сделаться пайе:
посты, продолжительное половое воздержание, жизнь в пустыне, на горе,
или просто не думать ни о чем таком, что могло бы волновать или
расстраивать. Кто отважится взглянуть в пустыню горьких и страшных
душевных мучений, в которой томились самые плодотворные люди всех
времен! Послушайте только вздохи этих пустынников! «Ах, дайте
мне безумие, боги! безумие, чтобы я уверовал в самого себя! дайте мне
конвульсии и бред, сменяйте мгновенно свет и тьму, устрашайте меня
холодом и зноем, какого не испытывал еще ни один смертный, устрашайте
меня шумом и блуждающими тенями, заставьте меня выть, визжать, ползать
по земле: но только дайте мне веру в себя! Сомнение съедает меня!..
Новый дух, который во мне, — откуда он, если не от вас?
покажите же мне, что я — ваш; только безумие докажет мне
это». И эта мольба часто достигала своей цели.
«Утренняя заря»
* * *
Вы читали текст из
философского произведения Жиля Делёза (1964–1965 гг) о
Фридрихе Ницше
написанное крупным французским философом 20 века. Эта работа содержит
биографию Ницше, комментарии к его философии, а также множество текстов
из творчества самого Ф. Ницше, которые Жиль Делез распределил по важным
темам. Используйте эту книгу для создания докладов, рефератов,
конспектов о Фридрихе Ницше, его жизни и философском творчестве.
Цитаты Фридриха Ницше, его
произведения и статьи о нём - вы можете читать на этом сайте.
Надеюсь, что эта
книга откроет для вас что-то новое о Фридрихе Ницше...
Спасибо за чтение и ссылку на наш сайт! Ницше - жив!
..............................
©
Copyright: Ницше Жиль Делёз
|
|