ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ: кратко


 О философии кратко и понятно: ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ. Все основное, самое главное: очень кратко про ПРОБЛЕМУ БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ. Суть философии, понятия, направления, школы и представители.
   
ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ

Бытие – одна из основных категорий философии. Проблема бытия возникла, когда философия попыталась ответить на вопросы, что такое мир и что такое человек. Многие сложнейшие философские вопросы так или иначе приводят к проблеме существования. Что существует? Почему люди так часто пересматривают свое мнение относительно того, что именно действительно существует?

Лишь на первый взгляд вопрос о существовании кажется чрезвычайно простым: существует, мол, все то, что я вижу и слышу. Увы, философия не сводится к очевидностям, более того, она постоянно лишает их ореола самодостаточности. Солнце кажется нам по своим размерам небольшим, а оно огромное. Из физики известно, что на Солнце происходят ядерные реакции, но знаем мы об этом в первую очередь благодаря не глазам, а теориям.

Итак, о существующем человек способен судить лишь благодаря своим познаниям, которые выступают как те или иные теории, способы интерпретации, более или менее удачные. Таким образом, всякая теория выступает как учение о бытии, онтология (греч. ontos – сущее + logos – учение); любая онтология есть теория. Отсюда следует весьма значимый вывод: что именно существует и каким образом, выясняется на основе теорий.

Впервые проблема бытия была затронута древнегреческим философом Парменидом. Для Парменида бытие – это не какая-то отдельная вещь, а сама возможность существования вещей. Бытие, по Пармениду, не возникает и не уничтожается, оно всегда является неизменным. Изменения бытия – это лишь кажущиеся изменения. Противоположных взглядов на бытие придерживался Гераклит. Он утверждал, что бытие, действительно, вечно, но оно находится в постоянном движении и изменении. Бытие одних вещей появляется в результате ухода других вещей в небытие.

Платон противопоставлял два вида бытия – неизменные идеи и постоянно меняющуюся материю. Его ученик Аристотель называл четыре источника бытия любой вещи: форму, материю, цель и творца. В Средние века учение Аристотеля было переосмыслено в духе христианства.

В XIX в. К. Маркс и Ф. Энгельс ввели понятие «общественное бытие», т. е. бытие человека среди людей, основанное на множестве общественных отношений, возникающих в процессе производства материальных и духовных благ, общения. С тех пор выделяются три основных рода бытия: бытие неорганической природы, бытие живой природы и общественное бытие. Причем согласно материализму бытие живой природы предшествует общественному бытию, а бытие неживой природы – обоим другим родам бытия.

В человеке проявляется диалектическое единство всех трех родов бытия.

ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ XX В.

В современных условиях в связи с резким возрастанием значимости проблемы человеческого бытия границы между онтологией, гносеологией и антропологией становятся подвижными.

Примечательна в этом отношении феноменология Э. Гуссерля, положившего начало новому подходу к проблемам бытия. Он не ставит под сомнение существование реального мира, однако предметом философии объявляет содержание сознания. Философия трактуется им как наука о феноменах сознания. Одновременно феноменология выступает и против полного отделения объекта от субъекта. Важнейшим свойством сознания объявляется его направленность на предмет, т. е. интенциональность, и соотносительность того и другого. Согласно феноменологии подлинным бытием обладает в первую очередь «чистое сознание», которое абстрагируется и от феноменов сознания, и от предметного мира.

Под влиянием феноменологии на смену противопоставления бытия и небытия приходит проблема подлинного и неподлинного бытия. Наиболее подробно этот вопрос рассматривается в экзистенциализме. Его представители называют три основные категории: мир, бытие в мире, бытие. Человек занимает серединное положение. Вместе с тем человеческое бытие как бытие в мире представляет собой неразрывную связь мира и человека. Переживание субъектом своего бытия получило название экзистенции, которая не может быть, с точки зрения этого учения, выражена в понятиях, но всегда направлена на что-то другое: в религиозном экзистенциализме (К. Ясперс, Н.А. Бердяев) – на Бога, а у атеистов-экзистенциалистов (Ж. – П. Сартр, А. Камю) – к «ничто». Это говорит о признании как возможности выхода экзистенции за свои пределы, так и к осознанию ею своей конечности.

Достижения науки XX в. определяют направления дальнейшего развития философского учения о бытии. Современная наука считает, что Вселенная произошла в результате большого взрыва около 15–20 млрд лет назад. С точки зрения современных научных представлений, ранее все вещество нашей Вселенной находилось в особом состоянии, не подчиняющемся известным физическим законам, в состоянии «ничто». «Ничто» в данном случае отождествляется с физическим вакуумом, имеющим сложную структуру. Элементарные частицы, образующие в нашем мире вещество и антивещество, являются лишь возбужденными состояниями вакуума.


......................................................
nitshe.ru философы и философия
 

 
НА ГЛАВНУЮ
  
ФУНКЦИИ ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ
ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ
МАТЕРИЯ СОЗНАНИЕ
ДИАЛЕКТИКА
ЗАКОН ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ
ЗАКОН ПЕРЕХОДА ИЗМЕНЕНИЙ
ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ
ПОНЯТИЕ КАРТИНЫ МИРА
ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ПРИРОДЫ
ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА
ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ
ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ
ЯЗЫК, ЕГО РОЛЬ
ПОНЯТИЕ ЗНАКОВ, ИНФОРМАЦИЯ
ПОЗНАНИЕ КАК ПРОЦЕСС
ПОНИМАНИЕ ИСТИНЫ
СОЗНАНИЕ
ЭМОЦИИ
ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ
РЕЛИГИЯ
РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ
ИСКУССТВО
ЧЕЛОВЕК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

         

         
ПОНЯТИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
ПРЕДФИЛОСОФИЯ
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ
ФИЛОСОФИЯ МИЛЕТСКОЙ ШКОЛЫ
ФИЛОСОФИЯ ГЕРАКЛИТА
ФИЛОСОФИЯ ЭЛЕАТОВ
ФИЛОСОФИЯ ПИФАГОРЕЙЦЕВ
ФИЛОСОФИЯ ДЕМОКРИТА
ФИЛОСОФИЯ СОКРАТА
ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА
ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ
ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
ФИЛОСОФИЯ ФОМЫ АКВИНСКОГО
ФИЛОСОФИЯ АВГУСТИНА
ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
ФИЛОСОФИЯ ГОББСА
ФИЛОСОФИЯ ДЕКАРТА
ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ
ФИЛОСОФИЯ РУССО
ФИЛОСОФИЯ КАНТА
ФИЛОСОФИЯ ГЕГЕЛЯ
ФИЛОСОФИЯ МАРКСА
ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ
ФИЛОСОФИЯ ШОПЕНГАУЭРА
ФИЛОСОФИЯ НИЦШЕ
ФИЛОСОФИЯ КЬЕРКЕГОРА
ФИЛОСОФИЯ ПОЗИТИВИЗМА
ФИЛОСОФИЯ ПРАГМАТИЗМА
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
ФИЛОСОФИЯ ВИТГЕНШТЕЙНА
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ
ГЕРМЕНЕВТИКА
СТРУКТУРАЛИЗМ
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ
РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
ФИЛОСОФИЯ ЧААДАЕВА
ФИЛОСОФИЯ ГЕРЦЕНА
ФИЛОСОФИЯ ЧЕРНЫШЕВСКОГО
ФИЛОСОФИЯ СОЛОВЬЕВА
ФИЛОСОФИЯ БЕРДЯЕВА
ФИЛОСОФИЯ КОСМИЗМА
МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
 
   

 
   Кратко и понятно о философии, философах, понятиях, сути философии, направлениях и школах. Шпаргалка для экзаменов, зачётов, рефератов, докладов. вся Философия в кратком изложении.