СООТНОШЕНИЕ ФИЛОСОФИИ И ИСКУССТВА: кратко


 О философии кратко и понятно: СООТНОШЕНИЕ ФИЛОСОФИИ И ИСКУССТВА. Все основное, самое главное: очень кратко про СООТНОШЕНИЕ ФИЛОСОФИИ И ИСКУССТВА. Суть философии, понятия, направления, школы и представители.
   
СООТНОШЕНИЕ ФИЛОСОФИИ И ИСКУССТВА

Соотношение искусства и философии исторически менялось. Для эпохи Возрождения не было ничего эпатирующего в том, что Леонардо да Винчи называл живопись «истинной философией», поскольку живопись, по его словам, самостоятельно обнимает первую истину.

Для XIX в. на первый план выдвинулась проблема иерархического строения здания гуманитарных наук. Так, Шеллинг и романтизм вообще, ставя искусство (особенно музыку) выше науки, провозглашали его главенство и над философией, а Г.В.Ф. Гегель, наоборот, при всей признаваемой им значимости эстетического венчал здание самопознания абсолютной идеи его высшей формой – философией.

Однако с кризисом рационализма изменился и тот смысл, который привносился западной философией в вопрос о соотношении искусства и философии. Стремление отчетливо развести эти формы и установить между ними иерархическую субординацию сменилось как бы возвратившейся исторической тенденцией к их совмещению или даже почти отождествлению. Однако, в отличие от ушедших исторических эпох, это очередное сближение искусства и философии происходило уже на иных основаниях. Уже не поэзия, не живопись и не музыка, а художественная проза признавалась естественной сферой этого содружества, и уже не искусство уподоблялось философии, что предполагает где-то в своей глубине большую значимость философии, но философия стала уподобляться художественной прозе, что, напротив, предполагает исходное превосходство искусства (продолжение линии романтиков).

Сначала А. Шопенгауэр и Ф. Ницше, затем Г. Риккерт и А. Бергсон объединили философию и искусство на том основании, что они одинаково далеко отстоят от практики и то и другое есть целостное «созерцающее» постижение жизни, использующее не столько логику понятий, сколько иррациональную интуицию. Плодом этого совмещения стал новый жанр литературы – «интеллектуальная романистика» (Т. Манн и др.). Естественно, что такое сближение осуществлялось только в рамках тех направлений философии, которые строились на тезисе о бессилии логико-понятийных познавательных средств и потому неизбежно должны были ориентироваться на «сверхпонятийные» – художественные – способы постижения истины. Таково было, напр., направление экзистенциализма, в русле которого творили А. Камю, Г. Марсель и Ж. – П. Сартр; их философские сочинения были насквозь художественны, а художественные – насквозь философичны.

Искусство и философия – это взаимозависимые, но различные формы общественного сознания, которые, несмотря на всю близость (но не тождественность) своих содержательных областей, на свою равную направленность на предельно общие вопросы духа и бытия, отличаются методом познания и выражения. Философия, в сущности, может быть (хотя это и не всегда так) растворена в понятиях и подана в безличной форме (хотя бы в педагогических целях), искусство же не поддается такому – педагогическому – растворению и обезличиванию. Здесь схвачены как бы разные модусы человеческого сознания, его разные состояния и разные по форме виды деятельности.


......................................................
nitshe.ru философы и философия
 

 
НА ГЛАВНУЮ
  
ФУНКЦИИ ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ
ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ
МАТЕРИЯ СОЗНАНИЕ
ДИАЛЕКТИКА
ЗАКОН ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ
ЗАКОН ПЕРЕХОДА ИЗМЕНЕНИЙ
ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ
ПОНЯТИЕ КАРТИНЫ МИРА
ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ПРИРОДЫ
ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА
ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ
ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ
ЯЗЫК, ЕГО РОЛЬ
ПОНЯТИЕ ЗНАКОВ, ИНФОРМАЦИЯ
ПОЗНАНИЕ КАК ПРОЦЕСС
ПОНИМАНИЕ ИСТИНЫ
СОЗНАНИЕ
ЭМОЦИИ
ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ
РЕЛИГИЯ
РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ
ИСКУССТВО
ЧЕЛОВЕК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

         

         
ПОНЯТИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
ПРЕДФИЛОСОФИЯ
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ
ФИЛОСОФИЯ МИЛЕТСКОЙ ШКОЛЫ
ФИЛОСОФИЯ ГЕРАКЛИТА
ФИЛОСОФИЯ ЭЛЕАТОВ
ФИЛОСОФИЯ ПИФАГОРЕЙЦЕВ
ФИЛОСОФИЯ ДЕМОКРИТА
ФИЛОСОФИЯ СОКРАТА
ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА
ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ
ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
ФИЛОСОФИЯ ФОМЫ АКВИНСКОГО
ФИЛОСОФИЯ АВГУСТИНА
ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
ФИЛОСОФИЯ ГОББСА
ФИЛОСОФИЯ ДЕКАРТА
ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ
ФИЛОСОФИЯ РУССО
ФИЛОСОФИЯ КАНТА
ФИЛОСОФИЯ ГЕГЕЛЯ
ФИЛОСОФИЯ МАРКСА
ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ
ФИЛОСОФИЯ ШОПЕНГАУЭРА
ФИЛОСОФИЯ НИЦШЕ
ФИЛОСОФИЯ КЬЕРКЕГОРА
ФИЛОСОФИЯ ПОЗИТИВИЗМА
ФИЛОСОФИЯ ПРАГМАТИЗМА
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
ФИЛОСОФИЯ ВИТГЕНШТЕЙНА
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ
ГЕРМЕНЕВТИКА
СТРУКТУРАЛИЗМ
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ
РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
ФИЛОСОФИЯ ЧААДАЕВА
ФИЛОСОФИЯ ГЕРЦЕНА
ФИЛОСОФИЯ ЧЕРНЫШЕВСКОГО
ФИЛОСОФИЯ СОЛОВЬЕВА
ФИЛОСОФИЯ БЕРДЯЕВА
ФИЛОСОФИЯ КОСМИЗМА
МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
 
   

 
   Кратко и понятно о философии, философах, понятиях, сути философии, направлениях и школах. Шпаргалка для экзаменов, зачётов, рефератов, докладов. вся Философия в кратком изложении.