Так говорил Заратустра: Ницше: цитаты

     
Фридрих Ницше
Так говорил Заратустра: цитаты из произведения

Даже среди людей ненавижу я всего больше всех тихонько ступающих, половинчатых и неопределенных, нерешительных, медлительных, как ползущие облака.
 
Часто грязь восседает на троне - а часто и трон на грязи.
 
Кто сам ходит на больных и слабых ногах, подобно вам, тот хочет прежде всего, знает ли он это или скрывает от себя: чтобы щадили его.
Но ни рук моих, ни ног моих не щажу я, я не щажу своих воинов: как же могли бы вы годиться для моей войны?
С вами погубил бы я всякую победу. И многие из вас упали бы, услыхав громкий бой барабанов моих.
 
Лжёт не только тот, кто говорит вопреки своему знанию, но ещё больше тот, кто говорит вопреки своему незнанию.
 
Перемена ценностей - это перемена созидающих.
 
Правда, мы любим жизнь, но не потому, что к жизни, а потому, что к любви мы привыкли.
 
Плохо отплачивает тот учителю, кто навсегда остаётся только учеником.
 
Кто знает читателя, тот ничего не делает для читателя.
 
"Для чистого все чисто" - так говорит народ. Но я говорю вам: для свиней всё превращается в свинью!
 
Я люблю храбрых; но недостаточно быть рубакой - надо также знать, кого рубить!
И часто бывает больше храбрости в том, чтобы удержаться и пройти мимо - и этим сохранить себя для более достойного врага!
Враги у вас должны быть только такие, которых бы вы ненавидели, а не такие, чтобы их презирать.
 
Сегодня ещё страдаешь ты от множества, ты, одинокий: сегодня ещё есть у тебя всё твоё мужество и твои надежды.
Но когда-нибудь ты устанешь от одиночества, когда-нибудь гордость твоя согнётся и твоё мужество поколеблется. Когда-нибудь ты воскликнешь: "я одинок!"
Когда-нибудь ты не увидишь более своей высоты, а твоё низменное будет слишком близко к тебе; твоё возвышенное будет даже пугать тебя, как призрак. Когда-нибудь ты воскликнешь: "Все - ложь!"
 
Познающий не любит погружаться в воду истины не тогда, когда она грязна, но когда она мелкая.

У холодных душ, у мулов, у слепых и у пьяных нет того, что называю я мужеством. Лишь у того есть мужество, кто знает страх, но побеждает его, кто видит бездну, но с гордостью смотрит в неё.
 
Кто среди людей не хочет умереть от жажды, должен научиться пить из всех стаканов; и кто среди людей хочет остаться чистым, должен уметь мыться и грязной водой.
 
Если друг делает тебе что-нибудь дурное, говори ему: "Я прощаю тебе, что ты мне сделал; но если бы ты сделал это себе, - как мог бы я это простить!"
 
Вокруг изобретателей новых ценностей вращается мир - незримо вращается он. Но вокруг комедиантов вращается народ и слава - таков порядок мира.

В сторону от базара и славы уходит всё великое: в стороне от базара и славы жили издавна изобретатели новых ценностей.
 
Пустыня ширится сама собою: горе
 тому, кто сам в себе свою пустыню носит.
 
Бог есть мысль, которая делает всё прямое кривым и всё, что стоит, вращающимся.
 
Заратустра снова молчал и прислушивался: тогда он услыхал долгий, протяжный крик, который пучины перебрасывали одна другой, ибо ни одна из них не хотела оставить его у себя: так гибельно звучал он.
 "Роковой провозвестник, - сказал наконец Заратустра, - это крик о помощи, крик человека, он, очевидно, исходит из чёрного моря. Но что мне за дело до человеческой беды! Последний грех, оставленный мне, - знаешь ли ты, как называется он?"
- "Состраданием!" - отвечал прорицатель...
 
Маленький человек, особенно поэт, - с каким жаром обвиняет он жизнь на словах! Слушайте его, но не прослушайте радости во всех жалобах его!
 
О братья мои! В ком же лежит наибольшая опасность для всего человеческого будущего? Не в добрых ли и праведных? -
 - не в тех ли, кто говорит и в сердце чувствует: "Мы знаем уже, что хорошо и что праведно, мы достигли этого; горе тем, кто здесь ещё ищет!"
И какой бы вред ни нанесли злые, - вред добрых - самый вредный вред.

Ибо добрые - не могут созидать: они всегда начало конца -
 - они распинают того, кто пишет новые ценности на новых скрижалях, они приносят себе в жертву будущее, - они распинают всё человеческое будущее!
Добрые - были всегда началом конца.
 
Я хочу видеть мужчину и женщину: одного способным к войне, другую способную к деторождению, но обоих способными к пляске головой и ногами.
И пусть будет потерян для нас тот день, когда ни разу не плясали мы! И пусть ложной назовется у нас всякая истина, у которой не было смеха!
 
Поистине, не люблю я тех, у кого всякая вещь называется хорошей и этот мир даже наилучшим из миров. Их называю я вседовольными.
Вседовольство, умеющее находить всё вкусным, - это не лучший вкус! Я уважаю упрямые, разборчивые языки и желудки, которые научились говорить "я", "да" и "нет".
 
"В моём царстве ни с кем не должно быть несчастья; пещера моя - хорошая пристань. И больше всего хотел бы я всякого, кто печалится, опять поставить на твёрдую землю и на твёрдые ноги.
Но кто снимет с плеч твою печаль? Для этого я слишком слаб. Поистине, долго придётся нам ждать, пока кто-нибудь опять воскресит тебе твоего Бога.
Ибо этот старый Бог не жив более: он основательно умер".
Так говорил Заратустра.
 
Его [Бога] часто и совсем нельзя было понять. Как же сердился он на нас, этот дышащий гневом, что мы его плохо понимали! Но почему же не говорил он яснее!
И если вина была в наших ушах, почему дал он нам уши, которые его плохо слышали. Если была грязь в наших ушах, кто же вложил её туда?

Моя мудрость собирается уже давно, подобно туче, она становится всё спокойнее и темнее. Так бывает со всякою мудростью, которая должна некогда родить молнии. -
Для этих людей сегодняшнего дня не хочу я быть светом, ни называться им. Их - хочу я ослепить: молния мудрости моей! выжги им глаза!
 
Мы доверчиво тащим, что дают нам в приданое, на грубых плечах по суровым горам! И если мы обливаемся потом, нам говорят: "Да, жизнь тяжело нести!"
Но только человеку тяжело нести себя! Это потому, что тащит он слишком много чужого на своих плечах. Как верблюд, опускается он на колени и даёт как следует навьючить себя.
Особенно человек сильный и выносливый, способный к глубокому почитанию: слишком много чужих тяжёлых слов и ценностей навьючивает он на себя, - и вот жизнь кажется ему пустыней!
 
Я - закон только для моих, а не закон для всех. Но кто принадлежит мне, должен иметь крепкие кости и лёгкую поступь, -
 - находить удовольствие в войнах и пиршествах, а не быть букой и Гансом-мечтателем, быть готовым ко всему самому трудному, как к празднику своему, быть здоровым и невредимым.
 
Кто хотел бы всё понять у людей, должен был бы ко всему прикоснуться.
 
Да, смех вызываете вы во мне, вы, современники! И в особенности когда вы удивляетесь сами себе!
 
Убивают не гневом, а смехом.
 
Прежде чем наступит ночь, научится он [Заратустра] снова меня любить и хвалить, он не может долго жить, не делая этих глупостей.
Он - любит врагов своих; это искусство понимает он лучше всех, кого только я видел. Но за это он мстит - друзьям своим!
 
В уединении растёт то, что каждый вносит в него...
 
С трудом ушёл я из толпы сострадательных, - чтобы найти единственного, который учит нынче: "Сострадание навязчиво", - тебя, о Заратустра!
- будь оно божеским, будь оно человеческим состраданием - оно перечит стыду. И нежелание помочь может быть благороднее, чем эта путающаяся под ногами добродетель.
Но сострадание называется сегодня у всех маленьких людей самой добродетелью - они не умеют чтить великое несчастье, великое безобразие, великую неудачу.
 
Испытывать и вопрошать было всем моим хождением - и поистине, даже отвечать надо научиться на этот вопрос! Но таков - мой вкус:
- ни хороший, ни дурной, но мой вкус, которого я не стыжусь и не прячу.
 "Это - теперь мой путь, - а где же ваш?" - так отвечал я тем, кто спрашивал меня о "пути". Ибо пути вообще не существует!
Так говорил Заратустра.
 
Когда я видел страдающего страдающим, я стыдился его из-за стыда его; и когда я помогал ему, я прохаживался безжалостно по гордости его.
Большие одолжения порождают не благодарных, а мстительных; и если маленькое благодеяние не забывается, оно обращается в гложущего червя.
 
Я не верю больше в себя самого, с тех пор как стремлюсь я вверх, и никто уже не верит в меня, - но как же случилось это?
Я меняюсь слишком быстро: моё сегодня опровергает моё вчера. Я часто перепрыгиваю ступени, когда поднимаюсь, - этого не прощает мне ни одна ступень.
Когда я наверху, я нахожу себя всегда одиноким. Никто не говорит со мною, холод одиночества заставляет меня дрожать. Чего же хочу я на высоте?
 
Беги, мой друг, в свое уединение, туда, где веет суровый, свежий воздух! Не твоё назначение быть махалкой от мух. -
Так говорил Заратустра.
 
Особенно тех, кто называли себя "добрыми", находил я самыми ядовитыми мухами: они кусают в полной невинности, они лгут в полной невинности; как могли бы они быть ко мне - справедливыми!
Кто живёт среди добрых, того учит сострадание лгать. Сострадание делает удушливым воздух для всех свободных душ. Ибо глупость добрых неисповедима.
 
Почему? - повторил Заратустра. - Ты спрашиваешь, почему? Но я не принадлежу к тем, у кого можно спрашивать об их "почему".
Разве переживания мои начались со вчерашнего дня? Давно уже пережил я основания своих мнений.
Мне пришлось бы быть бочкой памяти, если бы хотел я хранить все основания своих мнений.
 
Вы жмётесь к ближнему, и для этого есть у вас прекрасные слова. Но я говорю вам: ваша любовь к ближнему есть ваша дурная любовь к самим себе.
Вы бежите к ближнему от самих себя и хотели бы из этого сделать себе добродетель; но я насквозь вижу ваше "бескорыстие".

Вы приглашаете свидетеля, когда хотите хвалить себя; и когда вы склонили его хорошо думать о вас, сами вы хорошо думаете о себе.
 
 "Всегда быть одному слишком много для меня" - так думает отшельник. "Всегда один и один - это даёт со временем двух".
Я и меня всегда слишком усердствуют в разговоре; как вынести это, если бы не было друга?
Всегда для отшельника друг является третьим: третий - это пробка, мешающая разговору двух опуститься в бездонную глубь.
 
Кто поднимается на высочайшие горы, тот смеётся над всякой трагедией сцены и жизни.
 
Всякая великая любовь хочет не любви: она хочет большего.
 
Если бы человек приобрёл целый мир и не научился одному - пережёвыванию: какая польза была бы ему! Он не избавился бы от скорби своей,
- от великой скорби своей; но она называется сегодня отвращением. А у кого же сегодня сердце, уста и глаза не полны отвращения?

"Разве всякий плач не есть жалоба? И всякая жалоба не есть обвинение?" Так говоришь ты сама себе, и потому хочешь ты, о душа моя, лучше улыбаться, чем изливать в слёзах своё страдание, -
 - в потоках слёз изливать всё своё страдание от избытка своего и от тоски виноградника по виноградарю и ножу его!
Но если не хочешь ты плакать и выплакать свою пурпурную тоску, то ты должна петь, о душа моя!
 
Что-то неутолённое, неутолимое есть во мне; оно хочет говорить. Жажда любви есть во мне.
 
Непреклонна душа моя и светла, как горы в час дополуденный. Но они [люди] думают, что холоден я и что говорю я со смехом ужасные шутки.
И вот они смотрят на меня и смеются, и, смеясь, они ещё ненавидят меня. Лёд в смехе их.
 
С человеком происходит то же, что и с деревом. Чем больше стремится он вверх, к свету, тем глубже уходят корни его в землю, вниз, в мрак и глубину - ко злу.
 
Чернь сверху, чернь снизу! Что значит сегодня "бедный" и "богатый"! Эту разницу забыл я... 

* * *
Вы читали "Так говорил Заратустра" цитаты из книги Ницше, из коллекции цитат и произведений Фридриха Ницше.

...............................................................................
Фридрих Ницше : Так говорил Заратустра: цитаты

 

 
ГЛАВНАЯ
 
Заратустра содержание
Заратустра цитаты   1
Заратустра цитаты   2
Заратустра цитаты   3
Заратустра цитаты   4
 
ПРОИЗВЕДЕНИЕ полностью:
предисловие
Так говорил Заратустра 1
Так говорил Заратустра 2
Так говорил Заратустра 3
Так говорил Заратустра 4
другой перевод:
Так говорил Заратустра 1
Так говорил Заратустра 2
Так говорил Заратустра 3
Так говорил Заратустра 4

                 

                  
Ницше цитаты
Ницше о любви
Ницше о женщинах
Ницше афоризмы
Ницше фразы мысли
Ницше злая мудрость
 
патриотизм    политика
человек   эгоизм   свобода
мужчина женщина   война
3 мысли  высказывания
сверхчеловек   200 цитат
что нас не убивает
 
Ницше биография
Ницше идеи философии
Ницше кратко
Сверхчеловек Ницше
Ницше философия


ПРОИЗВЕДЕНИЯ НИЦШЕ

Антихрист
Сумерки идолов
Ecce Homo
По ту сторону добра и зла
Воля к власти
К генеалогии морали
Утренняя заря
Человеческое слишком 1
Человеческое слишком 2
Весёлая наука 1
Весёлая наука 2
Странник и его тень
Несвоевременные размышления
Ницше стихи
 
ДРУГИЕ ФИЛОСОФЫ
Биографии философов 1
Биографии философов 2
Биографии философов 3
 
История западной философии 1
История западной философии 2
История западной философии 3
 
мысли и высказывания
краткое содержание: конспект
произведения кратко
экзистенциализм
   

 
   Философы и Философия: Ницше: цитаты, отрывки из произведения