НА ГЛАВНУЮ
 СОДЕРЖАНИЕ:
 
ДЕТСТВО  Ницше - 1
ДЕТСТВО  Ницше - 2
ДЕТСТВО  Ницше - 3
 
ЮНОСТЬ   Ницше - 1
ЮНОСТЬ   Ницше - 2
ЮНОСТЬ   Ницше - 3
ЮНОСТЬ   Ницше - 4
ЮНОСТЬ   Ницше - 5
 
ВАГНЕР   Ницше - 1
ВАГНЕР   Ницше - 2
ВАГНЕР   Ницше - 3
ВАГНЕР   Ницше - 4
ВАГНЕР   Ницше - 5
ВАГНЕР   Ницше - 6
 
КРИЗИС   Ницше - 1
КРИЗИС   Ницше - 2
КРИЗИС   Ницше - 3
КРИЗИС   Ницше - 4
 
ЖИЗНЬ ТВОРЧЕСТВО 1
ЖИЗНЬ ТВОРЧЕСТВО 2
ЖИЗНЬ ТВОРЧЕСТВО 3
ЖИЗНЬ ТВОРЧЕСТВО 4
ЖИЗНЬ ТВОРЧЕСТВО 5
 
ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ - 1
ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ - 2
ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ - 3
ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ - 4
ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ - 5
 

ФРИДРИХ НИЦШЕ биография
 
Цитаты Фридриха Ницше:

Ницше       цитаты
Ницше      о любви
Ницше   о женщинах
Ницше высказывания
Ницше  фразы мысли
Ницше мудрость зла
о патриотизме
о политике
о человеке

 

Так говорил Заратустра:
предисловие
Заратустра  часть 1
Заратустра  часть 2
Заратустра  часть 3
Заратустра  часть 4
 
другой перевод:
Заратустра  часть 1
Заратустра  часть 2
Заратустра  часть 3
Заратустра  часть 4
 

Произведения Ницше:
Антихрист
Ecce Homo
Сумерки идолов
Воля  к власти
По ту  сторону
К   генеалогии
Человеческое 1
Человеческое 2
  
О философе Ницше:
Ницше жизнь философия
Ницше и его философия
Стефан Цвейг  о Ницше
Жиль Делёз о Ницше
Когда Ницше плакал
  
Другие философы:
Шопенгауэр  мысли
Афоризмы мудрости
 
биографии философов 1
биографии философов 2
биографии философов 3
     

О жизни Ницше Фридриха: Ницше поехал лечиться на воды

 
Читай текст книги Жизнь Фридриха Ницше (биографа: Даниэля Галеви)  
   
Кризис Ницше
 
Ницше поехал лечиться на воды в Розенлауи, но не почувствовал никакого облегчения, и тяжелый вопрос о его здоровье по-прежнему угнетал его. В сентябре надо уже было начинать лекции; профессура была для него заработком, он даже любил чувствовать над собою дисциплину ежедневного регулярного труда, но все же это занятие было для него нестерпимой скукой. У него была надежда, что базельские власти во внимание к его трудам и его болезни дадут ему окончательный отпуск на наградят достаточной пенсией.M-lle Мейзенбуг советовала ему уйти из университета, сестра же его наоборот стояла за то, чтобы он остался на службе, и Ницше послушался ее совета. Но чем ближе становился срок возвращения в Базель, тем труднее было Ницше с этим примириться.

“Я хорошо знаю и чувствую, что меня ждет более высокое будущее, - пишет он Марии Баумгартен, матери одного из своих учеников, помогавшей ему работать, - я могу, конечно работать, как филолог, но я нечто большее, чем простой филолог. Я сам исказил себя. Я постоянно думаю об этом за последние 10 лет. Теперь, после того, как я целый год прожил вдали от людей, - все стало для меня чрезвычайно простым и ясным (я не могу выразить Вам, насколько я чувствую себя богатым радостью и творцом ее, наперекор всем моим страданиям, как только останусь наедине с самим собою). Теперь я могу с полною уверенностью сказать, что возвращаюсь в Базель не для того, чтобы там остаться. Что будет дальше, я не знаю, но (как бы не были скромны мои материальные условия) я завоюю себе свободу”.

Сестра Ницше приехала в Базель и поселилась вместе с ним. Сначала он очень обрадовался ее приезду, но скоро ему пришлось убедиться в том, что говорить им друг с другом чрезвычайно трудно: сестра Ницше была страстной поклонницей Вагнера, безраздельно преданной байрейтским идеям. Один только Пауль Рэ мог составить ему компанию, но нездоровье задержало его в северной Германии, и он не мог, как на это рассчитывал Ницше, приехать в Базель.

“Скоро ли наконец я узнаю, - писал ему Ницше, - что злые демоны болезни оставили Вас в покое. Все, чего я желаю вам в наступающем году, это чтобы Вы остались таким же, каким были раньше, и чтобы для меня Вы были тем же, что и прежде. Позвольте мне Вам сказать, что никогда еще у меня не было такого мягкого нежного друга, как Вы. Когда я слышу о Ваших работах, то изнемогаю от досады, до такой степени мне хочется быть около Вас. Мы созданы для чуткого понимания друг друга, и мне кажется, что, встречаясь друг с другом, мы чувствуем себя, как добрые соседи, которым одновременно пришла в голову мысль посетить друг друга, и они встречаются на границе их владений. Когда же наконец не письменно, а непосредственно, лично мы будем с Вами обсуждать судьбы человечества?”

В декабре Ницше пишет Рэ: “Десять раз на дню я вспоминаю о Вас и мне нестерпимо хочется видеть Вас…” Несмотря на тоскливое настроение, Ницше кончает свою книгу, или вернее не то чтобы кончает ее, а набрасывает свои заметки по свободному вдохновению. Он заносит свои мысли на бумагу в том порядке, как они приходят ему в голову, без всякой связи их между собой, и хочет, чтобы в таком виде его заметки и оставались. Слабое состояние здоровья мешает Ницше привести их в порядок, но он и не жалел об этом. Ему приходят на память великие французские люди, которых он так любил за их прямодушие, - Паскаль, Ларошгфуко, Вовенарг, Монтень. По их примеру он хочет оставить свои заметки в беспорядочном виде, ничем не прерывать их свободного течения. Ему хочется написать самую простую книгу, призывающую к благоразумию несколько поспешное воодушевление его современников. Вокруг Вагнера в Байрейте собралось бесчисленное множество разных “прекрасных душ”. Сам Ницше, чуть-чуть не попавший в их число, хотел теперь, подобно древнему Сократу, высмеять их веру. Он выбрал следующее заглавие для своей новой книги6 “Человеческое, слишком человеческое”. Только в самом конце своей сознательной жизни он объяснил значение этой книги.

“Держа факел в руке, - писал он, - и пламя мое не дымило, и я осветил ярким светом подземный мир Идеала. Это была война, но война без порохового дыма, без всяких военных приемов, без пафоса, без вывихнутых членов, - все это было бы опять возвращением к “идеализму”. Одно заблуждение за другим; я брал и прикладывал их ко льду и идеал не избегнул общей участи – он замерз. Здесь, например, замерзает “Гений”, в другом углу “Святой”, под толстым слоем льда замерзает “Герой”. Так называемое “убеждение”. Иначе “Вера”, и, наконец, значительно охлаждается “Сострадание”, - словом, всюду почти замерзает “вещь в себе”…”

Как парадоксальна эта книга! Нет более увлекающегося человека, чем Ницше, никто больше его самого не верит в его труд, в его личную миссию, в высокие задачи жизни, и он же принимается за осмеяние всего этого. Он опровергает все до сих пор защищаемые им тезисы. “Pereat veritas, fiat vita”, - восклицает он . Теперь он говорит: “Pereat vita, fiat veritas”. Науку он ставит выше Эсхила. Конечно, он хорошо знает, что это одно только притворство, что высказываемые мысли в действительности вовсе не принадлежат ему. Он вооружается иронией на время очень кратковременного боя, потому что ирония совершенно не в его характере. Он стремится найти и найдет, он убежден в этом, никому неведомый лиризм, достойный вдохновить его творчество лиризм. “Человеческое, слишком человеческое” – это только символ критического переходного времени, но какого захватывающего кризиса и какого трудного перехода! “Книга готова, - пишет Ницше, - я же лежу в постели и могу этому только удивляться”…

3-го января 1877 года он получил от Вагнера поэму “Парсифаль”; прочитав ее, он еще глубже почувствовал, какая пропасть отделяет его теперь от его прежнего учителя. Он пишет барону Зейдлицу: “Первое впечатление от поэмы – более похоже на Листа, чем на Вагнера, веет духом контрреформации; для меня, слишком привыкшего к греческой атмосфере, все это кажется только слишком ограниченным христианством; психология крайне фантастична; нет плоти и слишком много крови (очевидно, Тайная Вечеря слишком для меня кровава); я не люблю истерических горничных… Самый язык кажется мне переводом с иностранного. Разве не самая высокая поэзия – развитие различных положений? Никогда еще музыкант не ставил более высокой задачи музыке”.

В этом письме Ницше высказывает вполне свою мысль. Некоторые выражения (“нет плоти и слишком много крови”) указывают нам на признаки того уже сильного и деятельного отвращения к христианству Вагнера, которое вполне выяснилось десять лет спустя. Он продолжает любить своего несравненного учителя и в первый раз ему приходится ясно и определенно поставить себе вопрос о разрыве с ним. Что он ему напишет о впечатлении, произведенном на него “Парсифалем”? В каких выражениях? Быть может, более простой и откровенный выход – не отвечать вовсе?..

Тоска и сомнение все сильнее мучат Ницше. Мы мало знаем об этом периоде его жизни; письма к Паулю Рэ, которые могли бы дать нам по этому поводу некоторые указания, - не опубликованы.

Начиная с Рождества 1877 года, у Ницше было больше свободного времени, так как часы его лекций были сокращены. Он пользовался этими перерывами между занятиями, каждую неделю уезжал из Базеля и бродил один по окрестностям. Его не тянуло на высокие горы; эти “чудовища” ему не нравились; он предпочитал им Юру и Шварцвальд, лесистые возвышенности, напоминавшие ему его родину.

О чем он в это время думал? Легко об этом догадаться – конечно, только о Вагнере и о своей книге. Прошло, по крайней мере, два месяца, а он ничего еще не ответил Вагнеру по поводу “Парсифаля”. “Человеческое, слишком человеческое” было уже напечатано, и издатель ждал приказаний Ницше. Но каким образом предупредить Вагнера, как подготовить его к восприятию такой неожиданной для него книги? Ученики приучили его к самым почтительным похвалам, к низкопоклонничеству и угодливости. Ницше хорошо знал, какой взрыв возмущения вызовет его независимая книга у байрейтских “святош”. В самый последний момент он испугался своего вызова; отношение публики беспокоило его так же, как и сам Вагнер; ему было стадно за философию, которую он выдавал за свою. Но были написаны уже целые страницы, и всякие сожаления он считал напрасными; он поступил так, как и должен был поступить, последовал железной логике, руководившей его умом. Но он предчувствовал, что эта же самая логика приведет его в один прекрасный день к новому лирическому выводу, и потому он счел за лучшее замаскировать немного эту “интермедию” в течение нескольких переходных лет. Оригинальная мысль пришла ему в голову: книга появится без его имени; он опубликует ее загадочно, не называя имени автора; один только Рихард Вагнер будет посвящен в эту тайну, один он будет знать, что “Человеческое, слишком человеческое” есть произведение его друга, его ученика, все еще в глубине души верного ему. Ницше составил длинный проект письма, который дошел до нас.

“Я посылаю Вам эту книгу “Человеческое, слишком человеческое” и открываю Вам и Вашей достойной жене с полною откровенностью мою тайну, но она должна быть также и Вашей. Автор этой книги – я… Я нахожусь сейчас в положении офицера, взявшего редут; он ранен, но взобрался на верхушку вала и размахивает знаменем. В душе моей, несмотря на весь ужас окружающего, больше радости, гораздо больше радости, чем горя. Я Вам уже говорил, что не знаю решительно никого, кто философски был бы, действительно, согласен со мной. В то же время я льщу себя надеждой, что я мыслил не как индивид, а как представитель известной группы; своеобразное чувство одиночества и общества... Самый быстрый герольд не знает в точности, мчится ли за ним кавалерия и существует ли она даже в действительности..."”Издатель не согласился на аноним, и Ницше должен был отказаться от своей идеи. Наконец он решился; в мае 1878 года Европа собиралась праздновать сотую годовщину смерти Вольтера. Ницше решил, что книга его выйдет именно в момент этого-то торжества и что он посвятит ее памяти великого памфлетиста. 

.....................................
 Фридрих Ницше Жизнь Фридриха Ницше 

 


 

   

 
   Читать онлайн самую полную большую биографию Ницше. Всё о жизни философа Фридриха Ницше: жизнь, судьба и творчество (текст из документальной биографической книги Д.Галеви).