Ясперс: Ницше и христианство: Самоотождествление с противником |
|
||
Карл
Ясперс: Ницше и христианство
Новая философия Ницше 3. Самоотождествление с противником Это двойственное отношение к Иисусу, когда Ницше то борется против него, то сам себя с ним отождествляет, то отрицает его, то поддерживает, — лишь один из примеров характерного для Ницше вообще поведения, своего рода универсального принципа. Ницше был всем на свете — не через реализацию в этом мире, а через сокровенный опыт своей страстно испытующей все на свете души. Он сам говорил, что ему довелось посидеть в каждом уголке современной души. Он смотрел на самого себя как на типичного представителя декаданса; однако полагал, что доведя этот декаданс до крайности, преодолел его в себе с помощью более глубинных здоровых сил. Он знал, что он сам — тот нигилист, о котором он пишет; однако полагал, что отличается от всех прочих нигилистов опять-таки тем, что доводит свой нигилизм до последней крайности и тем создает предпосылки для его преодоления. У Ницше всегда получается так, что едва закончив борьбу, а порой еще в самом разгаре борьбы он вдруг перестает бороться, заводит беседу с противником и внезапно сам в него превращается, влезает в его шкуру; он не желает противника уничтожать, наоборот, искренне желает ему долгой жизни, желает сохранить себе противника; точно так же желает он и сохранения христианства, несмотря на то, что сам столько раз кричал: «Раздавите гадину!». 4. Упразднение противоположностей И вот здесь мы подходим к последним и всеобъемлющим полюсам миросозерцания Ницше, его ощущения ценности и действительности. Он сам сооружает непримиримейшие противоположности, сам разверзает между ними непроходимую пропасть, сам встает на сторону одного из двух враждебных фронтов всемирно-исторического противоборства, и сам же снимает все противоположности, пережив и перестрадав позиции обоих лагерей как свои собственные, ему тоже данные возможности. Прочитывая сотни воинственно-агрессивных страниц Ницше, не позволяйте оглушить себя грохотом оружия и боевыми кликами: ищите те редкие, тихие слова, которые неизменно, хоть и не часто повторяются — вплоть до последнего года его творчества. И вы обнаружите, как Ницше отрекается от этих самых противоположностей — от всех без исключения; как он делает собственным исходным принципом то, что объявлял сутью «Благой Вести» Иисуса: нет больше никаких противоположностей (VIII, 256). «Если наше очеловечение что-нибудь означает, так именно то, что нам не нужны больше радикальные противоположности — вообще никакие противоположности…» (XV, 224). Слабость нигилизма заключается в том, что он не может обойтись без противопоставлений. «Противопоставления подобают эпохе черни — их легко понять» (XV, 166). Для Ницше нет ничего, чего не должно было бы быть. Все сущее имеет право на существование. Даже «упадок, даже разложение как таковое нельзя осуждать: это необходимое следствие жизни… Явление декаданса столь же необходимо, как и любой подъем. Разум требует, чтобы и ему было отдано должное» (XV, 176 слл.). Есть у Ницше удивительные пассажи, в которых он пытается вновь свести в некоем единстве высшего порядка то, что сам же развел, примирить то, что сам же столкнул в яростной борьбе. Самый разительный пример — все в том же оправдании Иисуса. Ницше воображает — правда, безуспешно и малоубедительно — как будет выглядеть последний синтез противоположностей — «добродетельный властитель»: «Не обтесывать больше мрамор — поднять творческий аффект на подлинную высоту! Сколь исключительно, сколь могущественно положение этих созданий: римский цезарь с душой Христа» (XVI, 353). 5. Крайность и мера Борьба возникает из противопоставления. Противопоставления ведут к крайности. Крайность, как доведенное до предела противопоставление, есть для Ницше тоже род слабости. Слабость не может жить без крайности. Вот почему критическое напряжение клонящейся к упадку эпохи он характеризует так: «Повсюду являются крайности и вытесняют все остальное» (XV, 148). Но одна крайность порождает другую: «Крайние позиции сменяются не умеренными, а другими крайними же, только с обратным знаком… так, вера в имморальность природы есть аффект, приходящий на смену иссякающей вере в Бога и в моральный миропорядок» (XV, 181). Один из упреков, адресованных христианству, звучит так: «Бог есть чересчур крайняя гипотеза» (XV, 224). Что же предлагает Ницше взамен? «Кто окажется самым сильным? Самые умеренные, те, кто не нуждается в крайностях догматической веры» (XV, 186). Но сам Ницше оставался при этом человеком крайностей — не только в своих громогласных заявлениях, обращенных к нам, читателям, а и перед самим собой. Он знал, что публичные победы суждено одерживать именно этой стороне его мышления и говорил об этом устрашающе торжественным тоном: «Нам, имморалистам, даже ложь не нужна… Мы и без истины добились бы власти… На нашей стороне сражается великое волшебство — магия крайности» (XVI, 193 слл.). А в другом месте, обнаруживая глубочайшее знание меры, он так высказывается против крайности — против самого себя: «Есть две очень высокие вещи: мера и середина; о них лучше никогда не говорить. Лишь немногим знакомы их признаки и их сила; знание это достигается на сокровенных тропах, в мистерии внутренних переживаний и превращений. Эти немногие чтут их, как нечто божественное, и не решаются осквернить громким словом» (III, 129). Или вот из поздних записей: если мы мужчины, «мы не вправе обманывать себя насчет нашего человеческого положения: нет, мы будем строго блюсти свою меру» (XIV, 320). * * * Вы читали онлайн текст из книги Карла Ясперса: Ницше и христианство. Karl Theodor Jaspers ........................................................................................................... Фридрих Ницше и другие философы и философии: Карл Ясперс |
ГЛАВНАЯ
Ясперс о Ницше 1 Ясперс о Ницше 2 Ясперс о Ницше 3 Ясперс о Ницше 4 Ясперс о Ницше 5 Ясперс о Ницше 6 Ясперс о Ницше 7 Ясперс о Ницше 8 Ясперс о Ницше 9 Ясперс о Ницше 10 Ясперс о Ницше 11 Ясперс о Ницше 12 Ясперс о Ницше 13 Ясперс о Ницше 14 Ясперс о Ницше 15 Ясперс о Ницше 16 Ясперс о Ницше 17 Ясперс о Ницше 18 Ясперс о Ницше 19 Ясперс о Ницше 20 Ясперс: Ницше и христианство: Ницше и христианство 1 Ницше и христианство 2 Ницше и христианство 3 Ницше и христианство 4 Ницше и христианство 5 Ницше и христианство 6 Ницше и христианство 7 Ницше и христианство 8 Ницше и христианство 9 Ницше и христианство 10 Ясперс: Введение в философию: Ясперс философия 1 Ясперс философия 2 Ясперс философия 3 Ясперс философия 4 Ясперс философия 5 Ясперс философия 6 Ясперс философия 7 Ясперс философия 8 Ясперс философия 9 Ясперс философия 10 Ясперс: Смысл истории: Смысл и назначение истории 1 Смысл и назначение истории 2 Смысл и назначение истории 3 Смысл и назначение истории 4 Смысл и назначение истории 5 Смысл и назначение истории 6 Смысл и назначение истории 7 Смысл и назначение истории 8 Смысл и назначение истории 9 Смысл и назначение истории 0 Ницше биография Ницше идеи философии Ницше кратко Сверхчеловек Ницше Ницше философия Жизнь и философия Ницше Ницше и его философия Жизнь Фридриха Ницше Стефан Цвейг о Ницше Жиль Делёз о Ницше Когда Ницше плакал О Ницше с юмором Вся философия кратко Идеи философии Философы и их философия Философия кратко 1 Философия кратко 2 Философия Ницше кратко Биографии философов 1 Биографии философов 2 Биографии философов 3 История западной философии 1 История западной философии 2 История западной философии 3 Интересная философия мысли и высказывания краткое содержание: конспект произведения кратко Экзистенциализм |