Платон: философские идеи философа Платона


 Философ Платон: основные идеи философии Платона. О жизни Платона, философских идеях - интересно, кратко и понятно
   
«ФИЛОСОФЫ – САМЫЕ ЛУЧШИЕ ПРАВИТЕЛИ» (ПЛАТОН)

Платон (428 или 427-348 годы до н. э.) – знаменитый древнегреческий философ, которого сами греки за мудрость называли «божественным».

Родился в Афинах, в достаточно известной аристократической семье. Получил всестороннее воспитание, соответствующее классическим представлениям античности. Как отмечают, юношеские годы Платона были самыми благополучными и безмятежными. Он активно занимался живописью, поэзией, театром. Однако всю его жизнь полностью изменила встреча с Сократом, его будущим учителем. Но радостная и плодотворная дружба длилась недолго, так как спустя некоторое время Сократа казнили. И тогда каждый из его учеников пошел своим путем, продолжая развивать и совершенствовать идеи своего учителя, в том числе и любимый ученик – Платон. Он много путешествовал и около 387 года основал школу (Платоновская академия). Сочинениями Платона являлись высокохудожественные диалоги: раннее творчество – «Апология Сократа», «Федон», «Пир», «Федр»; зрелое творчество – «Парменид» и «Софист», «Теэтет», «Государство», «Тимей».

Существование человечества на земле, по мнению Платона, есть отражение, но только достаточно искаженное, вечно прекрасных законов (идей). Но в глубинах даже самого искаженного существования, как утверждал мыслитель, всегда заложена красота, и дело человека вызвать к жизни эту красоту. Поэтому в своих трудах Платон много рассуждал о том, какие понятия и начала в мире идеальны, совершенны, к чему следует стремиться людям. Учение Платона об идеале в науке называют объективным идеализмом, так как он признает объективное существование идеального бытия. Но нельзя сказать, что Платон абстрактно размышлял о высшем благе, он всегда надеялся и говорил о том, что, научившись постигать красоту мысленно, человек реально сможет построить жизнь по ее законам (по образу и подобию).

Платон был в числе тех древнегреческих философов, которые считали, что человек неотделим от общества. И в социальном устройстве жизни людей – свободный гражданин неотделим от государственного целого. Платон пришел к такому заключению не умозрительно. Дело в том, что жил он как раз в тот период, когда его родной город – Афины – был переполнен политическими смутами, духовными брожениями. Поэтому мыслитель по своим представлениям попытался сформулировать важнейшие принципы и правила, способные создать стабильный и справедливый общественный строй. Свои мысли по этому поводу он изложил в одном из знаменитых диалогов «Государство».

Сам философ заявлял, что государство, нарисованное в его диалоге, это не изображение какого-либо греческого или иного государства, уже существующего в действительности. Это модель «идеального» сообщества, которого еще нет в реальности, но проект его осуществления все-таки возможен. Для этого необходимо, чтобы правителями стали подлинные философы. Но почему Платон делает такой выбор? По его мнению, философы – это «люди, способные постичь то, что тождественно самому себе». То есть, философ не останавливается на множестве отдельных явлений, которые лишь кажутся существующими (не поддается иллюзиям), но непрерывно идет далее, пока его страсть не утихнет, соприкоснувшись с самой сущностью каждой вещи.

Раскрывает смысл этого утверждения еще одно знаменитое рассуждение Платона – своеобразная аллегория, миф, уподобляющий существование человека на земле заключению его узником в пещеру. Причем люди скованы так, что не могут повернуться к выходу и увидеть свет от огня, горящего в вышине. Между этим огнем и узниками проходит дорога, огражденная стеной. И вот за этой стеной идут другие люди и несут с собой различные предметы, утварь. Однако узники не могут их увидеть, а видят лишь тени, отбрасываемые огнем на стену пещеры от самих себя и предметов. Но Платон рисует не только нынешнее положение заточенных, но также и возможное их освобождение. Чтобы увидеть истину всего, что там, наверху, людям необходимы долгая привычка и упражнение в созерцании. И философ, по убеждению Платона, это созерцатель, который стремится понять и увидеть истинную красоту жизни, потому он и сумел выйти из пещеры на свет.

Кроме указанных свойств, философов отличают еще «правдивость, решительное неприятие какой-либо лжи», поэтому они способны восстановить справедливость в своем государстве. Но Платон не перекладывает всю ответственность и инициативу только на философов-правителей. Для него государство – это макромир, а любой человек – микромир. Гармония и соответствие возможны, когда каждый будет ясно осознавать свою необходимую роль в общем процессе жизни. Платон выделяет три разряда граждан в своем «идеальном» государстве: правители-философы, стражи-воины и работники производительного труда.

Выстраивая такую иерархию идеального государства, Платон считал важным подчеркнуть мысль о разделении общественного труда. По мнению философа, необходимо, чтобы человек выбирал работу по своим искренним интересам, способностям – и потом, не отвлекаясь на другие дела, мог бы совершенствоваться в своей специальности и достичь высокого мастерства. Вот как сам Платон писал об этом: «Каждый отдельный человек должен заниматься чем-нибудь одним из того, что нужно в государстве, и притом как раз тем, к чему он по своим природным задаткам больше всего способен». Таким образом, каждый «разряд граждан» отвечает за определенные сферы жизни.

Работники производительного труда, например, обеспечивают все общество необходимыми товарами (добывают средства питания, шерсть, кожу, ценные металлы), а также и требующимися услугами (шьют одежду, строят дома, изготавливают инструменты). Роль стражей-воинов, по утверждению Платона, заключается в том, чтобы охранять жителей своей страны от внешних врагов, но также еще и в соблюдении законов государства и обережении граждан от желания творить зло. Очень интересно высказывание Платона об ответственности стражей-воинов: «Если сапожники станут негодными, в этом государству еще нет беды. Но если люди, стоящие на страже законов и государства, таковы не по существу, они разрушат до основания все государство».

Что же касается правителей, Платон называл их «совершенные стражи», составляющие особый класс в государстве – класс философов. Правители-философы обладают, по мнению мыслителя, одним ценным качеством – мудростью. Ведь философия так и переводится – любовь к мудрости. А это высшее знание, или способность среди множества явлений видеть истинную красоту, настоящие ценности, а главное – следовать им. «Пока в государствах, – говорит Платон, – не будут царствовать философы, не сольются воедино государственная власть и философия, государствам не избавиться от зол».

* * *
Биографии почти каждого древнегреческого философа связаны с удивительными преданиями и легендами. Например, о Платоне говорили, что дата его рождения совпадает с днем рождения самого Аполлона, покровителя наук и искусств. Один из позднеантичных комментаторов жизни и творчества философа отмечал, что матери Платона перед его рождением явился Аполлон. И когда родители приносили жертву Аполлону на горе Гиметт, удивительные пчелы отложили медовые соты в устах маленького Платона, как предзнаменование его будущего «сладчайшего» словесного дара.

«СТРЕМЛЕНИЕ К МУДРОСТИ – ЦЕЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ» (ПЛАТОН)

Свое учение о философии, как о любви к мудрости, Платон изложил в знаменитых диалогах, количество которых, по подсчетам ученых, достигает пятидесяти. Диалоги Платона представляют собой литературные произведения в прозе, а именно – своего рода записи бесед между двумя людьми, философами, одним из которых каждый раз выступает великий учитель Платона Сократ. В каждом из диалогов Сократ ведет беседу, отвечая на вопросы кого-либо из своих учеников или направляя их мысли к правильному ответу. Подобный подход к обретению знания Сократ разработал в ходе собственной философской деятельности в Афинах. Платон же, будучи истинным последователем своего учителя, воспринял метод и сделал его стержневым принципом своей философской системы.

Все мысли, которые философ хотел донести до своих последователей, он вложил в уста Сократа, создав тем самым замечательную летопись его жизни и творчества от самых его первых шагов в философии до последнего дня, когда перед принятием смертельной дозы яда Сократ собрал вокруг себя учеников и беседовал с ними о науке познания мира.

Чтобы сделать свои мысли более понятными и привести к ним читателя постепенным, логическим путем, Платон заимствовал у Сократа его метод майевтики (знаменитое «повивальное искусство»). Сущность его состоит в том, чтобы показать человеку весь путь – от полного заблуждения или незнания до обладания истинным знанием. Основным посредником в этом выступает сам философ, выполняющий функции «повивальной бабки». Он помогает человеку, задавшемуся вопросом или пытающемуся разрешить какую-либо проблему, найти путь к ответу или решению и «родить» таким образом истину. Точно так и Платон в своих диалогах показывал несостоятельность первоначальной догадки и постепенно, с помощью наводящих вопросов и разъяснений приводил к истине.

Помимо метода Сократа, Платон на протяжении всего своего творческого пути следовал основному принципу учителя: «Я знаю, что ничего не знаю». Это положение каждый раз становилось исходным пунктом в размышлениях, именно с него начинался каждый диалог. Действительно, начало любого произведения Платона представляет собой ситуацию встречи двух или более людей, один из которых уже знает о своем незнании и помогает остальным также узнать это. Только когда незнание становится явным, появляется возможность для получения истинного знания.

Помимо названных выше майевтики и принципа Сократа, Платон заимствовал также представления своего учителя о морали как о постоянном стремлении к получению знаний. Для всех древнегреческих философов основным мотивом творчества стала идея о том, что, только получая все новые и новые знания, индивид может называться настоящим человеком. Тот же, кто не стремится к познанию, не может причислять себя к человеческому роду, он близок животным – и за это достоин презрения. Подобная элитарная установка сформировалась под влиянием бурного роста знаний в ту древнюю эпоху, когда основным требованием к просвещенной личности стало наличие стремления пополнять свой интеллектуальный багаж.

Разработка метода, при помощи которого осуществляется процесс познания, является одной из ключевых проблем в философии Платона. В своих диалогах он предложил двоякое обоснование пути, на котором человек может найти новую информацию. Первый путь вытекает из учения об идеях, второй же представляет собой своего рода эротические ощущения, совершенствующиеся в течение всей жизни.

Первый путь познания довольно сложен и под силу только настоящему философу. И, чтобы достичь истинного знания, человеку прежде всего необходимо понять, что до того, как он родился на земле в телесном обличье, его душа обитала на небесах, где проводила дни в созерцании идей. Идеи, или истинные образы вещей, сосредоточены в небесных сферах и представляют собой множество образцов, с которых мудрый Бог-демиург творит все множество реальных предметов. Идеи – это то, каким все должно быть. Вещи – то, каким все является в подобии или копии. Поэтому познание реальных вещей не дает истинного знания, ведь копии, хоть и похожи на оригинал, все же отличаются от него степенью своего совершенства.

Человек, чтобы получить истинное знание, должен предоставить своей душе возможность снова созерцать идеи. Единственный путь для этого – заниматься философией. Только истинный философ сможет очиститься от всего наносного, от неправильных мнений, связанных с вещами-копиями.

В душе каждого, как считал Платон, есть три части: чувственная, которая обращает внимание только на инстинкты и страсти; «волящая», сосредоточенная на желаниях и порывах человека, и рассудочная, находящаяся выше всех остальных и занятая исключительно познанием. Философ, чтобы вернуть душе возможность созерцать идеи, должен заставить две первые ее части умолкнуть и услышать «голос» третьей.

Платон представлял все три части души в образе трех коней, которыми управляет возница – разум человека. Все три «коня» тянут его в разные стороны, и они достаточно сильны. Однако стойкий ум всегда найдет силы и будет успешно направлять их бег в нужную сторону. И когда два первых «коня» будут усмирены, душа получит возможность вернуться к созерцанию идей и, наконец, получит истинное знание.

Второй способ познания более экзотичен и описан Платоном в диалоге «Пир». Несколько философов собираются на ужин, в ходе которого они размышляют о различных философских проблемах, в том числе и о том, как получить истинное знание. Один из них рассказывает, что слышал от своей кормилицы о существовании эротического пути познания идей. Тогда Сократ, непременный участник всех платоновских диалогов, подробно объясняет, что это за путь.

Но прежде чем приступать к описанию ступеней, необходимо уточнить, что у древних греков очень распространенным явлением была гомосексуальная любовь. Очень часто среди философов встречались влюбленные пары: в частности, Платон одно время был любовником Сократа, а Аристотель – любовником Платона.

Эротический путь познания идей состоит из четырех ступеней:

1. Первая ступень – любовь к телу одного прекрасного юноши. Мужчина влюбляется в прекрасного молодого человека и наслаждается его обществом.

2. Вторая ступень – любовь к нескольким прекрасным телам. Здесь философ учится преодолевать физическое влечение и находить в телах любовников красоту как таковую.

3. Третья ступень – любовь к одной человеческой душе. Философ должен полностью отказаться от физиологии и сосредоточиться исключительно на духовном, начав этот долгий и сложный путь с постижения загадок одной-единственной человеческой души.

4. Четвертая ступень – любовь ко всему духовному. Здесь философ достигает, наконец, вершины возможного совершенства, и его собственная душа воспаряет на небеса, где вновь созерцает совершенные и прекрасные идеи.

* * *
Известно, что многие древнегреческие мужчины посвящали много времени заботе о красоте своего тела. Одним из них был философ Платон, активно принимавший участие в соревнованиях и получивший свое ставшее знаменитым имя благодаря наличию великолепной мускулатуры (Платон значит «широкоплечий»). 

 

...........................................................
Фридрих Ницше и другие философы
 

 
       

   
НИЦШЕ идеи
ШОПЕНГАУЭР идеи
БЕРДЯЕВ идеи
СОЛОВЬЕВ идеи
КАМПАНЕЛЛА идеи
ГОББС идеи
ШПЕНГЛЕР идеи
МАРКС идеи
ФРЕЙД идеи
ФРОММ идеи
АДЛЕР идеи
ХАЙДЕГГЕР идеи
САРТР идеи
КАМЮ идеи
ВИТГЕНШТЕЙН идеи
ПОППЕР идеи
ПОЗИТИВИЗМ идеи
ПРАГМАТИЗМ идеи
НАТУРФИЛОСОФЫ идеи
КИРЕНАИКИ идеи
СТОИЦИЗМ идеи

 
ФИЛОСОФИЯ кратко
ФИЛОСОФИЯ кратко
БИОГРАФИИ философы 1
БИОГРАФИИ философы 2
БИОГРАФИИ философы 3
ИНТЕРЕСНАЯ философия

 
НИЦШЕ биография
О НИЦШЕ кратко
Философия НИЦШЕ кратко
Жизнь и философия Ницше
Ницше и его философия
Жизнь Фридриха Ницше
НИЦШЕ цитаты
НИЦШЕ о любви
НИЦШЕ о женщинах
НИЦШЕ афоризмы

 
   

 
   Основные идеи философии. Философские идеи философа. Кратко и понятно о жизни философа и его основных философских идеях.