Фридрих Ницше | Так говорил Заратустра О смерти | Ф Ницше, Так говорил Заратустра, книга заратустры, так сказал заратустра. ницше читать, слова заратустры, заратустра онлайн, заратустра кника. |
НА ГЛАВНУЮ о превращениях о добродетели о мире ином о теле о радостях о преступнике о чтении о дереве о смерти о войне о кумире о мухах о целомудрии о друге о цели о любви о пути о женщинах о змее о браке о свободе о дарящей |
Есть проповедники смерти; и земля полна теми, кому нужно проповедовать отвращение к жизни. Земля полна лишними, жизнь испорчена чрезмерным множеством людей. О, если б можно было «вечной жизнью» сманить их из этой жизни! «Жёлтые» или «чёрные» - так называют проповедников смерти. Но я хочу показать их вам ещё и в других красках. Вот они ужасные, что носят в себе хищного зверя и не имеют другого выбора, кроме как вожделение или самоумерщвление. Но и вожделение их - тоже самоумерщвление. Они ещё не стали людьми, эти ужасные; пусть же проповедуют они отвращение к жизни и сами уходят! Вот - чахоточные душою: едва родились они, как уже начинают умирать и жаждут учений усталости и отречения. Они охотно желали бы быть мёртвыми, и мы должны одобрить их волю! Будем же остерегаться, чтобы не воскресить этих мёртвых и не повредить эти живые гробы! Повстречается ли им больной, или старик, или труп, и тотчас говорят они: «жизнь опровергнута!» Но только они опровергнуты и их глаза, видящие только одно лицо в существовании. Погруженные в глубокое уныние и алчные до маленьких случайностей, приносящих смерть, - так ждут они, стиснув зубы. Или же: они хватаются за сласти и смеются при этом своему ребячеству; они висят на жизни, как на соломинке, и смеются, что они ещё висят на соломинке. Их мудрость гласит: «Глупец тот, кто остаётся жить, и мы настолько же глупы. Это и есть самое глупое в жизни!» «Жизнь есть только страдание» - так говорят другие и не лгут; так постарайтесь же, чтобы перестать вам существовать! Так постарайтесь же, чтобы кончилась жизнь, которая есть только страдание! И да гласит правило вашей добродетели: «ты должен убить самого себя! Ты должен сам себя украсть у себя!» «Сладострастие есть грех - так говорят проповедующие смерть, - дайте нам идти стороною и не рожать детей!» «Трудно рожать, - говорят другие, - к чему ещё рожать? Рождаются лишь несчастные!» И они также проповедники смерти. «Нам нужна жалость, - так говорят третьи. - Возьмите, что есть у меня! Возьмите меня самого! Тем меньше я буду связан с жизнью!» Если б они были совсем сострадательные, они отбили бы у своих ближних охоту к жизни. Быть злым - было бы их истинной добротою. Но они хотят освободиться от жизни; что им за дело, что они ещё крепче связывают других своими цепями и даяниями! И даже вы, для которых жизнь есть суровый труд и беспокойство, - разве вы не очень утомлены жизнью? Разве вы ещё не созрели для проповеди смерти? Все вы, для которых дорог суровый труд и всё быстрое, новое, неизвестное, - вы чувствуете себя дурно; ваша деятельность есть бегство и желание забыть самих себя. Если бы вы больше верили в жизнь, вы бы меньше отдавались мгновению. Но чтобы ждать, в вас нет достаточно содержания, - и даже чтобы лениться! Всюду раздаётся голос тех, кто проповедует смерть; и земля полна теми, кому нужно проповедовать смерть. Или «вечную жизнь» - мне всё равно, - если только они не замедлят отправиться туда! Так говорил Заратустра. |