ГЛАВНАЯ ницше 1 ницше 2 ницше 3 ницше 4 ницше 5 ницше 6 ницше 7 ницше 8 ницше 9 ницше 10 ницше 11 ницше 12 ницше 13 ницше 14 ницше 15 ницше 16 ницше 17 ницше 18 ницше 19 ницше 20 |
Фридрих Ницше. Злая сука мудрость.51 И истина требует, подобно всем женщинам, чтобы ее любовник стал ради нее лгуном, но не тщеславие ее требует этого, а ее жестокость. 52 И правдивость есть лишь одно из средств, ведущих к познанию, одна лестница, - но не /сама/ лестница. 53 Жизнь ради познания есть, пожалуй, нечто безумное; и все же она есть признак веселого настроения. Человек, одержимый этой волей, выглядит столь же потешным образом, как слон, силящийся /стоять/ на голове. 54 Для познающего всякое право собственности теряет силу: или же все есть грабеж и воровство. 55 Лишь недостатком вкуса можно объяснить, когда человек познания все еще рядится в тогу "морального человека": как раз по нему и /видно/, что он "не нуждается" в морали. 56 Изолгана и сама ценность познавания: познающие говорили о ней всегда в свою защиту - они всегда были слишком исключениями и почти что преступниками. 57 Вы, любители познания! Что же до сих пор из любви сделали вы для познания? Совершили ли вы уже кражу или убийство, чтобы узнать, каково на душе у вора и убийцы? 58 Видеть и все же не верить, - первая добродетель познающего; видимость - величайший его искуситель. 59 Чем ближе ты к полному охлаждению в отношении всего чтимого тобою доныне, тем больше приближаешься ты и к новому разогреванию. 60 В усталости нами овладевают и давно преодоленные понятия. 61 Нечто схожее с отношением обоих полов друг к другу есть и в отдельном человеке, именно, отношение воли и интеллекта (или, как говорят, сердца и головы) - это суть мужчина и женщина; между ними дело идет всегда о любви, зачатии, беременности. И заметьте хорошенько: /сердце/ здесь мужчина, а /голова/ - женщина! 62 Одухотворяет сердце; дух же сидит и вселяет мужество в опасности. О, уж этот язык! 63 Лишь человек делает мир мыслимым - мы все еще заняты этим: и если он его однажды понял, он чувствует, что мир отныне его /творение/ - ах, и вот же ему приходится теперь, подобно всякому творцу, /любить/ свое творение! 64 Высшее мужество познающего обнаруживается не там, где он вызывает удивление и ужас, - но там, где далекие от познания люди /воспринимают/ его поверхностным, низменным, трусливым, равнодушным. 65 Это свойственное познаванию хорошее, тонкое, строгое чувство, из которого вы вовсе не хотите сотворить себе добродетели, есть цвет многих добродетелей: но заповедь "ты должен", из которого оно возникло, уже не предстает взору; корень ее сокрыт под землей. 66 Больные лихорадкой видят лишь призраки вещей, а те, у кого нормальная температура, - лишь тени вещей; при этом те и другие нуждаются в одинаковых словах. 67 Что вы знаете о том, как сумасшедший любит разум, как лихорадящий любит лед! 68 Кто в состоянии сильно ощутить взгляд мыслителя, тот не может отделаться от ужасного впечатления, которое производят животные, чей глаз медленно, как бы на стержне, /вытаращивается/ из головы и оглядывается вокруг. 69 Он одинок и лишен всего, кроме своих мыслей: что удивительного в том, что он часто нежится и лукавит с ними и дергает их за уши! - А вы, грубияны, говорите - он /скептик/. 70 Кому свойственно отвращение к возвышенному, тому не только "да", но и "нет" кажется слишком патетическим, - он не принадлежит к отрицающим умам, и, случись ему оказаться на их путях, он внезапно останавливается и бежит прочь - в заросли скепсиса. 71 Когда спариваются скепсис и томление, возникает /мистика/. 72 Чья мысль хоть раз переступала мост, ведущий к мистике, тот не возвращается оттуда без мыслей, не отмеченных стигматами. 73 Вера в причину и следствие коренится в сильнейшем из инстинктов: в инстинкте мести. 74 Кто /чувствует/ несвободу воли, тот душевнобольной; кто /отрицает/ ее, тот глуп. 75 Совершенное познание необходимости устранило бы всякое "долженствование", - но и постигло бы необходимость "долженствования", как следствие /незнания/. 76 Против /эпикурейцев/. - Они /избавились/ от какого-то заблуждения и наслаждаются волей, как бывшие пленники. Или они преодолели, либо /верят/ в то, что преодолели, противника, к которому испытывали ревность, - без малейшего сочувствия к тому, кто ощущал себя не в плену, а в /безопасности/, - без сочувствия и к страданию самих преодоленных. 77 Я различаю среди философствующих два сорта людей: одни всегда размышляют о своей защите, другие - о нападении на своих врагов. 78 Нести при себе свое золото в неотчеканенном виде связано с неудобствами; так поступает мыслитель, лишенный формул. 79 /Дюринг/: человек, отпугивающий сам от своего образа мыслей и, как вечно тявкающий и кусачий пес на привязи, улегшийся перед своей философией. Никто не пожелает себе такую обрызганную слюною душу. Оттого его философия не привлекает. ............................................................... © Copyright: Ницше - злая мудрость |
|