ГЛАВНАЯ ницше 1 ницше 2 ницше 3 ницше 4 ницше 5 ницше 6 ницше 7 ницше 8 ницше 9 ницше 10 ницше 11 ницше 12 ницше 13 ницше 14 ницше 15 ницше 16 ницше 17 ницше 18 ницше 19 ницше 20 |
Фридрих Ницше. Мировая мудрость.344 Невольная идеализация. - Самое тягостное чувство испытывает человек, когда узнает, что его всегда считали за нечто лучшее, чем он есть на деле, потому что при этом ему приходится признать, что в нем, в его словах, жестах и выражениях лица, в его глазах или поступках есть ложь и обман и что это лживое столь же необходимый в нем элемент, как и его честность, но уничижающий воздействие и ценность последней. 345 Идеалист и лжец. - Нельзя допускать тиранической власти над собою даже со стороны прекраснейшей способности - способности идеализировать вещи; иначе, правда покинет вас в один прекрасный день, бросив в лицо злое замечание: "что у меня общего с тобою, лжец до глубины души!" 346 Быть дурно понятым. - Если тебя дурно понимают в целом, то устранить какое бы то ни было частное непонимание невозможно. Надо иметь это в виду, чтобы попусту не тратить сил на самозащиту. 347 Непьющий говорит. - "Пей себе вино, которое услаждало тебя в течение всей твоей жизни, что тебе за дело до того, что я должен пить одну воду? Разве вино и вода не родственные, не братские элементы, которые могут жить рядом без взаимных упреков". 248 Из страны людоедов. - В уединении человек грызет самого себя, в обществе его грызут многие. Выбирай. 349 Точка замерзания воли. - "Наступит, наконец, тот час, который окутает тебя золотым облаком отсутствия страданий, когда душа твоя станет наслаждаться собственным утомлением и в счастливой и терпеливой игре с собственным терпением будет подобна волнам озера, которые плещут у берега в спокойный летний день, отражая яркое вечернее небо, плещут и снова успокаиваются - без конца, без цели, без насыщения, без желания, радуясь переменами, приливам и отливам в биении пульса природы". Таковы чувства и речи больных людей; но когда они достигают этого часа, то, после непродолжительного наслаждения им" их охватывает скука. И эта скука и есть весенний ветер, от которого тает замерзшая воля: воля пробуждается, начинает шевелиться и порождает желание за желанием. Желание есть признак выздоровления или улучшения здоровья. 350 Отринутый идеал. - В исключительных случаях бывает, что человек достигает наивысшего развития, после того как отвергнет свой идеал: потому что идеал чересчур манил его вперед, так что на полдороге он каждый раз выбивался из сил и принужден был останавливаться. 351 Предательская склонность. - Заметьте, что если человека пленяет мысль, что только в любви спасение от всего более возвышенного, то это признак человека завистливого, но стремящегося в высь. 352 Счастье на лестнице. - Как остроумие некоторых людей не может поспеть за удобными случаями, так что удобный случай уже входит в дверь, а острота остается все еще на лестнице, так некоторые имеют такое же отстающее счастье: оно слишком медленно, чтобы поспевать за быстроногим временем; самое лучшее из всего пережитого в течение целого жизненного периода такие люди испытывают лишь гораздо позднее, часто в виде слабого, пряного аромата, возбуждающего чувство неудовлетворительности и грусти, которым, кажется, можно было бы когда-нибудь досыта упиться; но теперь это уж слишком поздно. 353 Черви. - Существование в душе нескольких червей ничего не говорит в пользу ее зрелости. 354 Победоносная осанка. - Хорошая посадка на коне смиряет отвагу противника и сердце зрителя, - к чему же еще нападать? Сиди, как победитель. 355 Опасность в удивлении. - Чрезмерно удивляясь чужим добродетелям, можно лишиться понимания своих собственных, а по недостатке упражнения даже и самых добродетелей, не получив даже чужих взамен их. 356 Польза болезненности. - Кто часто болеет, не только гораздо интенсивнее испытывает счастье здоровья, так как ему часто приходится выздоравливать, но и лучше распознает здоровое и больное в своих собственных и в чужих произведениях и поступках: таковы, например, болезненные писатели (а к ним относятся, к сожалению, почти все великие); они выдерживают в своих сочинениях гораздо более уверенный и ровный здоровый тон, потому что лучше физически сильных людей понимают философию здоровья и выздоровления и таких учителей здоровья, какими являются: утро, солнечный свет, лес и воды потоки. 357 Измена - условие мастерства. - Тут ничего не поделаешь: у каждого мастера бывает только один настоящий ученик, и тот изменяет ему - потому что он сам предназначен стать мастером. 358 Никогда не напрасно. - Ты никогда не будешь напрасно карабкаться по крутизнам истины: или ты взберешься высоко уже сегодня, или упражнением укрепишь свои силы, чтобы тем выше подняться завтра. 359 О серых окнах. - Неужели то, что вам видно во вселенной через это окошко, так прекрасно, что вы не хотите выглянуть ни в какое другое окно, - и даже удерживаете других от такого опыта? 360 Признак сильных перемен. - Когда тебе начинают сниться люди давно забытые или почившие - то это признак того, что ты пережил сильный переворот и что почва, на которой ты живешь, вся взрыта: при этом мертвецы воскресают и стародавнее становится новым. 361 Лекарство для души. - Лежать тихо и ни о чем не думать - есть самое дешевое лекарство против всех душевных недугов, которое к тому же при добром желании становится с часу на час все приятнее. 362 Традиция душ. - Ты стоишь гораздо ниже его, - ты стараешься установить исключения, а он правила. 363 Фаталист. - Ты должен верить в фатум, к этому может принудить тебя наука. Что вырастет у тебя из этой веры: трусость, смирение, величие или свобода - будет зависеть от той почвы, какую встретит в тебе это семя, а не от семени, потому что из него может вырасти все что угодно. 364 Частое основание досады. - Кто предпочитает в жизни красивое полезному, испортит себе желудок, как дитя, предпочитающее пирожные хлебу, и начнет с досадою смотреть на весь мир. 365 Чрезмерность как целебное средство. - Можно сделать свое дарование для себя вновь приятным путем чрезмерного удивления противоположному дарованию и наслаждения его плодами. Употреблять чрезмерность как целебное средство есть один из самых тонких приемов искусства жить. 366 Желай самобытности. - Характеры деятельные и имеющие успех поступают не по правилу: "познай самого себя", а как будто бы подчиняясь велению: "стремись к самобытности - и ты будешь самим собою". Кажется, будто судьба всегда предоставляет им выбор; тогда как характеры пассивные и созерцательные вечно раздумывают о том выборе, который сделали, вступая в жизнь. 367 Жить по возможности без сторонников. - Как мало значат сторонники понимаешь только тогда, когда перестаешь быть сторонником своих сторонников. 368 Затемнять себя. - Нужно уметь затемнять себя, чтобы избегать стаи мошек - т. е. навязчивых поклонников. 369 Скука. - Существует скука самых тонко организованных и образованных голов, для которых стало пресным даже все лучшее на земле: привычка переходить от изысканных блюд к еще более изысканным и с отвращением относиться к более грубым им грозит опасностью умереть с голоду, потому что самое лучшее очень редко бывает доступно или до того черство, что его не в силах раскусить даже и хорошие зубы. 370 Опасность, заключающаяся в удивлении. - Удивление перед каким-нибудь качеством или искусством может быть так велико, что может удерживать нас от их приобретения. 371 Чего хотят от искусства. - Одни хотят через посредство искусства радоваться своему бытию; другие хотят на время убежать от него, выйти из него. Сообразно обеим потребностям существует два рода искусства и два рода художников. 372 Отпадение. - Кто отпадает от нас, не всегда этим оскорбляет нас, но зато всегда оскорбляет наших приверженцев. 373 После смерти. - Обыкновенно много времени спустя после смерти человека мы находим, что его нам недостает; с великими людьми это часто бывает только по прошествии десятилетий. Искренний человек обыкновенно в случае чьей-нибудь смерти думает, что потеря не так велика и что надгробный оратор - лицемер. Только нужда показывает нам, насколько человек был нужен, и истинной эпитафией является поздний вздох. 374 Оставлять в Гадесе. - Многие вещи нужно оставлять в Гадесе полусознательного чувства и не извлекать из призрачного их существования, иначе, превратившись в мысль и слово, они становятся нашими демонскими властелинами и свирепо требуют нашей крови. 375 Близость нищенства. - Иногда самый богатый ум теряет ключ от комнаты, в которой покоятся все накопленные им сокровища, и тогда он, чтобы только жить, подобно последнему бедняку, принужден просить милостыню. ............................................................ © Copyright: Фридрих наш Ницше |
|