Сверхчеловек Ницше: против Бога

     
Фридрих Ницше:
"ЧЕЛОВЕК ПОГИБНЕТ И ПРИДЕТ НА ЕГО МЕСТО СВЕРХЧЕЛОВЕК"

Сверхчеловек против Бога

На смену Богу в новом учении Ницше может прийти только Сверхчеловек, так как человек обычный, по Ницше, не может взять на себя всю меру страданий и ответственности, которые раньше возлагались на Бога. Сущность Сверхчеловека описана в книге «Так говорил Заратустра». Именно в этом произведении Ницше раскрыл идею о Сверхчеловеке. Это существо, умеющее управлять своей волей и разумом и презирающее человеческий мир. Для совершенствования мыслей и поступков Сверхчеловек уходит в горы, где в одиночестве постигает суть жизни.

Предтечей Сверхчеловека Ницше считает древнего персидского пророка и основателя религии зороастризма Заратустру, который и становится главным героем книги. Ницше верит, что каждый, кто хочет приблизиться к идеалу, должен изменить мировоззрение и понять, что мир людей достоин только презрения «И многие, кто отвернулись от жизни, отвернулись только от отребья: они не хотели делить с отребьем ни источника, ни пламени, ни плода» («Так говорил Заратустра», глава «О людском отребье»). Отдалившись от мира, он сосредоточивается на своих мыслях и стремлении к совершенству. Дух человека, стремящегося к идеалу, по мнению Ницше, проходит этапы трансформации:
•«верблюд», тянущий за собой груз традиций, правил, культурных штампов;
•«лев», отрицающий в себе «верблюда» и отказывающийся от всего, что не позволяет ему возвыситься над толпой;
•«ребенок» - чистый лист, открытый для нового и готовый самостоятельно управлять своей жизнью и создавать законы бытия;

Ницше убежден, что человек – это «болезнь Земли», в нем заложено нечто ошибочное и неправильное. Поэтому рождается Сверхчеловек, который воплощает человеческий идеал, дает смысл жизни и побеждает бытие. Честность перед собой - одна из основных характеристик Сверхчеловека. Главная проблема человека заключается в слабости духа (это отвага, свобода, выносливость и утверждение своей воли). Человек должен стремиться к жизни, а не к удовольствиям или утешению в религии. Жизнь, в свою очередь, является волей к власти, а борьба проявляется в битве за превосходство, становление нового, идеального человека. «Человек — это канат, протянутый между животными и Сверхчеловеком» [5]. Воля к власти формирует стремление стать выше и лучше других, возвыситься за счет ума и таланта, и властвовать над ничтожной толпой. Воля к власти заставляет в борьбе доказывать превосходство, однако - это не естественный отбор, во время которого выживают приспособленцы (хитрые и подлые), а триумф железной воли и разума.

В «Антихристе» Ницше убеждает читателя в том, что нужно воспитывать силу воли и перестать сострадать слабым. Пытаясь противопоставить эту идею религиозной проповеди жалости и слабости.

Теперь обобщим основные черты Сверхчеловека:
1.Личность, самостоятельно управляющая своей судьбой. «Аристократ духа», человек, возвышающийся над серой массой. «Жизнь – это источник наслаждения,  но там, где пьет толпа, все источники отравлены».
2.Он стоит над понятиями добра и зла, самостоятельно определяя моральные правила. Сверхчеловек преодолевает все мелочное и прорывается к вершине человеческого духа: «навстречу своему высшему страданию и своей высшей надежде». Жизнь проходит в постоянной борьбе и надо с мужеством смотреть в лицо смерти.
3.Цель жизни – в поиске истины, творческом и созидательном труде, преодолении себя. На это способны только избранные, те, кто наделен «волей к мощи». Ницше призывает истребить «тварь внутри человека» и созидать в себе творца.

Не следует забывать также, что Заратустра не просто воплощение ницшеанского идеала, он – образ трагический.

Несмотря на то, что сама философия Ницше кажется органичной и словно отлитой из бронзы, на самом деле, это результат «работы» его почитателей и критиков. Случалось, что его труды противоречили один другому. Создавая восхищающий образ Человеко-Бога, он одновременно открывает перед читателем не только бездны его ума и понимания низости человеческой природы, но и бездны его одиночества.

Многие считают, что именно пламенная вера в собственные идеи привела к тому, что Ницше умер в одиночестве, бедности и болезни, без друзей и близких.

Герой Ницше, как и его создатель, оказывается противопоставлен не только общественной морали, насколько бы она, действительно, не была лжива и несправедлива в сущности своей, но и собственно социальному началу.

По мнению Ницше, люди делятся на слабых и сильных. Сильные ценят достоинство, несгибаемую волю и энергию в достижении целей. Слабые стремятся к состраданию, альтруизму, мягкосердечию. Было время, когда Хозяева правили миром, но потом их победили рабы, которых было намного больше, и навязали свою мораль. Ницше верил, что признанные ценности таковыми не являются, он ставил себя «по ту сторону добра и зла», стремился создать новую мораль.

Хозяева не отягощены моральными, бытовыми, религиозными ограничениями, они идут по жизни гордо и независимо. Объективной морали нет, каждый принимает ту, которая ему подходит, а правильная  - только мораль хозяев. Господствующая мораль, навязанная рабами, основывается на принципах равенства и свободы, а Ницше оспаривает данные тезисы. Свобода должна принадлежать сильному. Равенства тоже не существует: в зависимости от того, сколько жизненной силы заключено в людях они могут быть лучше или хуже. Поэтому навязанная нам справедливость – это ложь.

Ницше настаивает на том, что истинная справедливость заключается в том, что каждый имеет столько, сколько заслуживает. Изменяя качество самого понятия, которое исключается из системы ценностей, автор вступает в логические игры с читателем и, возможно, с сами собой. Ложным, по Ницше, является и понятие альтруизма, понятие полезности. Уважения и поклонения достойны только лучшие, а альтруизм – это эгоизм слабого, милосердие – пустая трата времени и сил. Господствующая мораль не учитывает природных инстинктов человека и заставляет его идти против природы, культивируя посредственность, разрушает единственную ценность бытия – жизнь: «Вокруг творцов новых ценностей вертится мир; он вращается неслышно».

НИЦШЕ О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ:
Я ХОЧУ УЧИТЬ ЛЮДЕЙ СМЫСЛУ ИХ БЫТИЯ : ЭТОТ СМЫСЛ ЕСТЬ СВЕРХЧЕЛОВЕК, МОЛНИЯ ИЗ ТЕМНОЙ ТУЧИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
СМОТРИТЕ, Я - ПРОВОЗВЕСТНИК МОЛНИИ, Я - ТЯЖЕЛАЯ КАПЛЯ ИЗ ГРОЗОВОЙ ТУЧИ; А ИМЯ ТОЙ МОЛНИИ - СВЕРХЧЕЛОВЕК."  

............................
Фридрих Ницше  

 

 
ГЛАВНАЯ
  
Сверхчеловек Ницше 1
Сверхчеловек Ницше 2
Сверхчеловек Ницше 3
Сверхчеловек Ницше 4
Сверхчеловек Ницше 5
Сверхчеловек Ницше 6
Сверхчеловек Ницше 7

         

         
НИЦШЕ биография
НИЦШЕ идеи философии
НИЦШЕ кратко
ФИЛОСОФИЯ НИЦШЕ кратко
 
ФИЛОСОФИЯ кратко
ИДЕИ философии
 
БИОГРАФИИ философов 1
БИОГРАФИИ философов 2
БИОГРАФИИ философов 3
 
НИЦШЕ цитаты
НИЦШЕ о любви
НИЦШЕ о женщинах
НИЦШЕ афоризмы
НИЦШЕ фразы мысли
НИЦШЕ мудрость зла
НИЦШЕ высказывания
Короткие цитаты
 
   

 
   Фридрих Вильгельм Ницше