Философские мысли и высказывания Паскаля

 Паскаль: философские мысли и высказывания философа Паскаля. Подборка коротких мыслей и философских высказываний великого Паскаля. Так говорил Паскаль!
     
Блез Паскаль
1623—1662 гг.

Французский математик, физик, религиозный философ и писатель. Родился в семье председателя суда, од ного из лучших юристов г. Клермон-Феррана. Помимо юриспруденции, отец занимался математикой и воспитывал своих детей под влиянием педагогических идей М. Монтеня. Он сумел привить любовь к этой науке и своему сыну, ставшему вскоре одним из крупнейших математиков и физиков Франции.
В 16 лет Блез написал замечательный труд «Опыт о конических сечениях», содержащий теорему, называемую теперь теоремой Паскаля. Его открытия в математике следуют одно за другим, и вскоре его имя ставят в один ряд с Ферма, Галилеем и Стевином.
Последние годы жизни Паскаль провел в парижском монастыре Пор-Руаяль-д’Шан – центре янсенизма, признанном интеллектуальным сердцем столицы Франции. Только после смерти, в 1669 г., его друзьями и почитателями были собраны и изданы записи Паскаля в книге, называвшейся «Мысли».

Величайшее счастье, доступное человеку, – любовь – должно служить источником всего возвышенного и благородного.

Горе людям, не знающим смысла своей жизни.

Две крайности: зачеркивать разум, признавать только разум.

Для человека, который любит только себя, самое нетерпимое – оставаться наедине с собой.

Инстинкт и разум – признаки двух различных сущностей.

И самая блестящая речь надоедает, если ее затянуть.

Искание истины совершается не с весельем, а с волнением и беспокойством; но все-таки надо искать ее потому, что, не найдя истины и не полюбив ее, ты погибнешь.

Истина и справедливость – точки столь малые, что, метя в них нашими грубыми инструментами, мы почти всегда делаем промах, а если и попадаем в точку, то размазываем ее.

Когда человек пытается довести свои добродетели до крайних пределов, его начинают обступать пороки.

Красноречие должно быть приятно и содержательно, но нужно, чтобы это приятное, в свою очередь, было заимствовано от истинного.

Красноречие – это живопись мысли.

Люди живут в таком полном непонимании суетности человеческой жизни, что приходят в полное недоумение, когда им говорят о бессмысленности погони за почестями. Ну не поразительно ли это!

Люди ищут удовольствия, бросаясь из стороны в сторону, только потому, что чувствуют пустоту своей жизни, но не чувствуют еще пустоты той новой потехи, которая их притягивает.

Мы никогда не живем настоящим, все только предвкушаем будущее и торопим его, словно оно опаздывает, или призываем прошлое и стараемся его вернуть, словно оно ушло слишком рано.

Нашему уму свойственно верить, а воле – хотеть; и если у них нет достойных предметов для веры и желания, они устремляются к недостойным.

Неоспоримо, что вся людская нравственность зависит от решения вопроса, бессмертна душа или нет. Меж тем философы, рассуждая о нравственности, отметают этот вопрос. Они спорят о том, как лучше провести отпущенный им час.

Непостижимо, что Бог есть, непостижимо, что Его нет; что у нас есть душа, что ее нет; что мир сотворен, что он нерукотворен…

Сила разума в том, что он признает существование множества явлений ему непостижимых; он слаб, если не способен этого понять. Ему часто непостижимы явления самые естественные, что уж говорить о сверхъестественных!

Совесть – лучшая нравоучительная книга из всех, которыми мы обладаем, в нее следует чаще всего заглядывать.

Суть человеческого естества – в движении. Полный покой означает смерть.

Только кончая задуманное сочинение, мы уясняем себе, с чего нам следовало его начать.

Убить нас может любая малость, даже предмет, созданный для нашего удобства; например, нас убивают стены дома или, скажем, ступеньки лестницы, если мы неосторожно ступаем.

Хотите, чтобы люди поверили в ваши добродетели? Не хвалитесь ими.

Человека иногда больше исправляет вид зла, чем пример добра, и вообще хорошо приучиться извлекать пользу из зла, что оно так обыкновенно, тогда как добро так редко.

Человек не ангел и не животное, и несчастье его в том, что чем больше он стремится уподобиться ангелу, тем больше превращается в животное.

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.

Чувствительность человека к пустякам и бесчувственность к существенному – какая страшная извращенность!

Паскаль Блез
Французский математик, физик, философ, писатель

Родился в 1623 г. в семье одного из лучших юристов города Клермон-Ферран. Отец, глубоко интересуясь математикой, привил любовь к этой науке своему сыну, который впоследствии стал одним из крупнейших математиков и физиков Франции. Невероятные успехи Блеза до сих пор считают ярким проявлением таланта, граничащего с гениальностью.

Первый свой трактат по математике он написал в возрасте 17 лет. Далее его открытия последовали одно за другим. Однако успех не вскружил юноше голову, и к 30-летнему возрасту он глубоко погрузился в религию и философию.

Блез стал последователем янсенизма — учения, противоречащего ортодоксальному католицизму и отрицавшего свободу воли, признававшего предопределение и требовавшего от своих адептов аскетизма и бескомпромиссного этического самосовершенствования.

Иезуиты были врагами янсенистов, и в связи с этим ученый написал книгу «Письма к провинциалу» — шедевр сатирической прозы, который доказывает полную несостоятельность иезуитских доктрин.

Последние годы жизни Паскаль провел в монастыре Пор-Руаяль-д-Шан — интеллектуальном сердце столицы Франции. Умер в 1662 г.

После смерти вышел в свет его труд «Мысли», который был издан близкими друзьями и почитателями. В «Мыслях» Паскаль развивает представление о трагичности и хрупкости человека, находящегося между двумя безднами — бесконечностью и ничтожеством (человек — «мыслящий тростник»).

Все, о чем писал Паскаль, было им глубоко пережито и выстрадано. О себе самом он говорил: «Я только с теми, кто, стеная, ищет истину».

* * *

Божественные истины не могут быть объектом искусства убеждения, ибо они бесконечно превышают природу.

* * *

Будем же стараться хорошо мыслить — вот начало нравственности. Нет несчастья хуже того, когда человек начинает бояться истины, чтобы она не обличила его.

* * *

Геометрия — прекрасное средство проверки наших интеллектуальных сил, но отнюдь не объект их приложения.

* * *

Все создано и определено единым Творцом: корни, ветви, плоды; причины и следствия.

* * *

Все тела, небесная твердь, звезды, земля и ее царства не стоят самого ничтожного из умов, ибо он знает все это и самого себя, а тела не знают ничего. Но все тела, вместе взятые, и все, что они сотворили, не стоят единого порыва милосердия — это явление несравненно более высокого порядка.

* * *

Выше всех ценятся те благородные поступки, которые остаются неявными.

* * *

Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим.

* * *

Искание истины совершается не с весельем, а с волнением и беспокойством; но все-таки надо искать ее, потому что, не найдя истины и не полюбив ее, ты погибнешь.

* * *

Истинное красноречие не нуждается в науке красноречия, так же и истинная нравственность не нуждается в науке о нравственности.

* * *

Даже самая блестящая речь надоест, если ее затянуть.

* * *

Людей учат чему угодно, только не порядочности, меж тем всего более они стремятся блеснуть именно порядочностью, то есть как раз тем, чему их никогда не обучали.

* * *

Мы беспечно устремляемся к пропасти, заслонив глаза чем попало, чтобы не видеть, куда бежим.

* * *

Мы всегда любим не человека, а только его свойства. Не будем же насмехаться над людьми, которые требуют, чтобы их уважали лишь за чины и должности, ибо мы любим человека лишь за свойства, полученные им взаймы.

* * *

Кто не видит суеты мира, тот суетен сам.

* * *

Мы пытаемся подражать великим людям чаще в их слабостях, чем в достоинствах.

* * *

Наиболее философским было бы просто и спокойно жить.

* * *

Нас утешает любой пустяк, потому что любой пустяк способен привести нас в уныние.

* * *

Не могу извинить Декарта: он очень хотел бы в своей философии обойтись без Бога, но это не помешало ему использовать Бога для того, чтобы дать миру первощелчок, приведя его в движение, после чего Бог больше ему не нужен.

* * *

Поставьте мудрейшего философа на широкую доску над пропастью, сколько бы разум ни твердил ему, что он в безопасности, все равно воображение возьмет верх.

* * *

Невежа иногда имеет преимущество перед культурным человеком в том, что не живет идеями умерших.

* * *

Непостоянство, скука, беспокойство — вот условия человеческого бытия.

* * *

Нехорошо быть слишком свободным. Нехорошо ни в чем не знать нужды.

* * *

Почему знания мои ограничены? Мой рост невелик? Срок на земле — сто лет, а не тысяча? Почему природа остановилась на этом числе, а не на другом, хотя их бессчетное множество и нет оснований выбрать это, а не то, и тому предпочесть это?

* * *

При моем нравственном невежестве наука о внешних вещах не утешит меня в момент скорби, тогда как наука о нравственности всегда утешит меня в незнании вещей внешних.

* * *

Почему люди следуют за большинством? Потому ли, что оно право? Нет, потому что сильно.

* * *

Природа повторяет себя: зерно, посеянное в тучную землю, плодоносит; мысль, посеянная в восприимчивый ум, плодоносит; числа повторяют пространство, хотя так от него отличны.

* * *

Пусть не говорят, что я не сказал ничего нового: новизна в расположении материала. Когда играют в лапту, пользуются одним и тем же мячом, но один бьет лучше другого.

* * *

Пусть человеку нет никакой выгоды лгать — это еще не значит, что он говорит правду: лгут просто во имя лжи.

* * *

Реки — это дороги, которые и сами движутся, и нас несут туда, куда мы держим путь.

* * *

С какой легкостью и самодовольством злодействует человек, когда он верит, что творит благое дело!

* * *

Сколько держав даже не подозревают о моем существовании!

* * *

Совесть — лучшая нравоучительная книга из всех, которыми мы обладаем, в нее следует чаще всего заглядывать.

* * *

Справедливость и истина — два столь тонких острия, что наши инструменты слишком грубы, чтобы их касаться с точностью. Прикасаясь к ним, они их сплющивают и опираются на окружающую их плоскость, то есть скорее на ложь, чем на истину.

* * *

Судить о добродетели человека следует не по его порывам, а по будничным делам.

* * *

Человек — не ангел и не животное, и чем старательнее, на свое несчастье, разыгрывает он из себя ангела, тем более уподобляется животному.

* * *

Только кончая задуманное сочинение, мы уясняем себе, с чего нам следовало его начать.

* * *

Тот, кто избрал своим руководителем истину, а своей целью — долг, может смело довериться Провидению.

* * *

У любви не бывает возраста, она вечно нова.

* * *

Хотите, чтобы люди поверили в ваши добродетели? Не хвалитесь ими!

* * *

Человека всегда раздирает междоусобица разума и страстей.

* * *

Чувствительность человека к пустякам и бесчувственность к самому важному — это ли не признак чудовищной извращенности!

* * *

Чем просвещеннее люди, тем очевиднее для них и величие, и ничтожество человека.

* * *

Чем умнее человек, тем больше своеобычности он находит во всяком, с кем общается. Для человека заурядного все люди на одно лицо.

* * *

Человек по самой своей природе не способен все время идти в одну сторону: он то движется вперед, то возвращается.

* * *

Я только с теми, кто стеная ищет истину.

..........................................................................................
nitshe.ru философские мысли и высказывания философов
 

 
НА ГЛАВНУЮ - НИЦШЕ
  
Конфуций
Демокрит
Сократ
Платон
Аристотель
Сенека
Августин
Макиавелли
Монтень
Декарт
Паскаль
Спиноза
Вольтер
Руссо
Гельвеций
Кант
Шопенгауэр
Ницше
Ницше
Гегель
Маркс и Энгельс
Фромм
         

         
НИЦШЕ цитаты
НИЦШЕ о любви
НИЦШЕ о женщинах
НИЦШЕ афоризмы
НИЦШЕ фразы мысли
НИЦШЕ мудрость зла
 
НИЦШЕ биография
НИЦШЕ идеи философии
НИЦШЕ кратко

ВСЯ ФИЛОСОФИЯ кратко
ФИЛОСОФИЯ кратко
ФИЛОСОФИЯ кратко
ФИЛОСОФИЯ НИЦШЕ кратко
  
БИОГРАФИИ философов
БИОГРАФИИ философов
БИОГРАФИИ философов
 
ИНТЕРЕСНАЯ философия
 
ШОПЕНГАУЭР цитаты
ШОПЕНГАУЭР цитаты
ШОПЕНГАУЭР о человеке
Афоризмы житейской мудрости
ШОПЕНГАУЭР мысли
ШОПЕНГАУЭР афоризмы
   

 
   Читать короткие философские мысли и высказывания великого философа онлайн.