Философские высказывания Маркса и Энгельса

 Маркс и Энгельс: философские мысли и высказывания Маркса и Энгельса. Подборка мыслей и философских высказываний Маркса и Энгельса. Так мыслил Маркс!
     
Карл Маркс
1818—1883 гг.

Немецкий философ, политический и общественный деятель, основоположник научного коммунизма. Родился в г. Трире, в Рейнской провинции. В 1830—1835 гг. учился в местной гимназии, затем на юридических факультетах университетов в Бонне и Берлине, где занимался не только правом, но и философией, историей, языками. Особую роль в становлении жизненных приоритетов Маркса сыграла философия Гегеля.
В 1841 г., находясь под влиянием гегельянства, Маркс защитил диссертацию «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура» и ему была присвоена степень доктора философии. После окончания Боннского университета он стал сотрудником, а через полгода и редактором «Новой Рейнской газеты», которая за радикальные настроения вскоре была закрыта. 17 марта 1843 г. Маркс покинул пост редактора.
Первым программным документом марксизма стал «Манифест Коммунистической партии», написанный Марксом и Энгельсом в 1848 г. и сыгравший роль коммунистического евангелия в социалистическом и рабочем движении ХIХ – XX вв. В 1863—1865 гг. Маркс создал рукопись на основе предыдущих теоретических книг. Она была издана в сентябре 1867 г. как первый том «Капитала». Главное его содержание – раскрытие экономического закона современного ему общества. Два последних тома были изданы Энгельсом лишь после смерти Маркса. Умер в Лондоне.

…Без ограничения сферы деятельности нельзя ни в одной области совершить ничего замечательного.

Быть чувственным – значит быть страдающим.

В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам.

Воображение – это великий дар, так много содействовавший развитию человечества.

Воспитатель сам должен быть воспитан.

В политике ради известной цели можно заключить союз даже с самим чертом – нужно только быть уверенным, что ты проведешь черта, а не черт тебя.

В процессе борьбы с истиной заблуждение само себя разоблачает…

Время – это простор для развития способностей…

Всякая нация может и должна учиться у других.

Всякая экономия в конечном счете сводится к экономии времени.

Говорить о «естественной справедливости» – бессмыслица.

Если ты любишь, не вызывая взаимности, то твоя любовь бессильна, и она – несчастье.

Жестокость характерна для законов, продиктованных трусостью, ибо трусость может быть энергична, только будучи жестокой.

Идеи, к которым разум приковывает нашу со весть, – это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца, это демоны, которых человек может победить, лишь подчинившись им.

Истина так же мало скромна, как свет.

Каждый шаг действительного движения важнее дюжины программ.

Кажется, что, по мере того как человечество подчиняет себе природу, человек становится рабом других людей либо же рабом своей собственной подлости.

Легко быть святым, когда не хочешь быть человечным.

Мир никогда не удавалось ни исправить, ни устрашить наказанием.

Надо заставить народ ужасаться себя самого, чтобы вдохнуть в него отвагу.

Наказание не должно внушать больше отвращения, чем проступок.

На плоской равнине всякая кочка кажется холмом.

Народ, порабощающий другой народ, кует свои собственные цепи.

Наслаждающийся богатством в одно и то же время и раб, и господин своего богатства, в одно и то же время великодушен и низок, капризен, надменен, предан диким фантазиям, тонок, образован, умен. Он еще не ощутил богатство как некую совершенно чуждую силу, стоящую над ним самим.

Невежество – это демоническая сила, и мы опасаемся, что оно послужит причиной еще многих трагедий.

Нет ничего более ужасного, более унизительного, чем быть рабом раба.

Общество есть законченное единство человека с природой, подлинное воскресение природы, осуществленный натурализм человека и осуществленный гуманизм природы.

Опыт превозносит, как самого счастливого, того, кто принес счастье наибольшему количеству людей.

Писатель, конечно, должен зарабатывать, чтобы иметь возможность существовать и писать, но он ни в коем случае не должен существовать и писать для того, чтобы зарабатывать.

Принимать одну основу для жизни, другую для науки – это значит с самого начала допускать ложь.

Самые трусливые, неспособные к сопротивлению люди становятся неумолимыми там, где они могут проявить абсолютный родительский авторитет.

Сердце человека – удивительная вещь, особенно если человек носит сердце в своем кошельке.

Смерть героев подобна закату солнца.

Совесть зависит от знаний и от всего образа жизни человека. У республиканца иная совесть, чем у монархиста, у имущего – иная, чем у неимущего, у мыслящего – иная, чем у того, кто неспособен мыслить.

Совесть привилегированных – это ведь и есть привилегированная совесть.

Страсть – это есть энергично стремящаяся к своему предмету существенная сила человека.

Стыд – это своего рода гнев, только обращенный вовнутрь.

То, что можно сказать об отношении человека к своему труду, то же можно сказать и об отношении человека к человеку.

Традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых.

…У входа в науку, как у входа в ад, должно быть выставлено требование: «Здесь нужно, чтоб душа была тверда; здесь страх не должен подавать совета».

Цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель.

Человек живет природой.

Человеческая природа устроена так, что человек может достичь своего усовершенствования, только работая для усовершенствования своих современников, для их блага.

Чрезмерная серьезность – это самое комичное, а чрезмерная скромность – это самая горькая ирония.

Чувство, находящееся в плену у грубой практической потребности, обладает лишь ограниченным смыслом.

Фридрих Энгельс
1820—1895 гг.

Немецкий общественно-политический деятель, философ, один из основоположников марксизма. Родился 28 ноября 1820 г. в прусском г. Бармене. В 1841 г., находясь на военной службе в Берлине, посещает лекции Берлинского университета, усиленно занимается философией и вступает в студенческий кружок младогегельянцев. После окончания службы осенью 1942 г. едет в Манчестер, на текстильную фабрику, совладельцем которой был его отец. По дороге знакомится в Кельне с главным редактором «Рейнской газеты» К. Марксом.
Осенью 1845 г. Маркс и Энгельс приступают к работе над «Немецкой идеологией» (1845—1846), в которой впервые даются развернутое изложение материалистического понимания истории и исходные положения нового мировоззрения – научного коммунизма, а на следующий год создают прообраз коммунистической партии – Брюссельский коммунистический корреспондентский комитет.
В 1873 г. Энгельс приступил к созданию своего главного труда, посвященного философским проблемам естествознания, – «Диалектика природы», в котором он хотел дать диалектико-материалистическое обобщение всех важнейших достижений естественнонаучной мысли и над которым он работал с большими перерывами в течение 1873—1883 гг., хотя так и не смог закончить.
После смерти Маркса Энгельс начинает составлять окончательный текст неизданных томов «Капитала», занимаясь этой работой почти до конца своей жизни. Умер 5 августа 1895 г. в Лондоне.

Абсолютно безнравственного нет ничего на свете.

В истории ничего не делается без сознательного намерения, без желаемой цели.

Воля определяется страстью или размышлением.

…Все люди в равной мере имеют право на образование и должны пользоваться плодами науки.

Где нет общности интересов, там не может быть единства целей, не говоря уже о единстве действий.

Занимаясь самим собой, человек только в очень редких случаях удовлетворяет свое стремление к счастью.

Идеи воспламеняют друг друга, подобно электрическим искрам.

Каждая общественная группа имеет свой собственный кодекс чести.

Кто борется за какое-либо дело, тот не может не нажить себе врагов.

Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает.

Надо иметь мужество пожертвовать немедленным успехом ради более важных вещей.

Не будем… слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит.

Нельзя уйти от своей судьбы; другими словами, нельзя уйти от неизбежных последствий своих собственных действий.

Не может быть свободен народ, угнетающий другие народы. Сила, нужная ему для подавления другого народа, в конце концов всегда обращается против него самого.

Никакое совместное действие невозможно без навязывания некоторому числу людей чужой воли, то есть без авторитета.

Почетнее одержать победу над храбрым врагом, чем над трусливым.

Решения, принятые сгоряча, всегда представляются нам необычайно благородными и героическими, но, как правило, приводят к глупостям.

Трусость отнимает разум.

Филистеры несчастны, но в то же время сверхсчастливы в своей глупости, которую они принимают за высшую мудрость.

Человек перестал быть рабом человека и стал рабом вещи.


Карл Маркс

Немецкий экономист и политический деятель. Основатель теории научного социализма, основоположник марксизма

Родился 5 мая 1818 г. в городе Трир, в семье еврея Генриха Маркса, принявшего протестантизм, — советника юстиции, занимавшего должность адвоката при высшем апелляционном суде в Трире. Протестантизм принял для устранения препятствий в юридической деятельности. Являлся старшиной корпорации адвокатов Трира и как юрист пользовался большим авторитетом.

Осенью 1835 г. Карл Маркс поступил в Боннский университет, в октябре 1836 г. перевелся в Берлинский университет, где изучал право, историю, философию, теорию искусства. С 1837 г. Маркс стал приверженцем философии Гегеля и сблизился с младогегельянцами. В апреле 1841 г. ему была присвоена степень доктора философии; тема диссертации — «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура». С мая 1842 г. публиковался в «Рейнской газете» (Rheinische Zeitung), издававшейся в Кельне оппозиционными кругами прусской буржуазии, а с 15 октября стал одним из редакторов газеты. 1 апреля 1843 г., согласно указу, газета была закрыта. 19 июня 1843 г. Карл Маркс женился на Женни фон Вестфален — дочери советника Людвига фон Вестфален, дружившего с отцом Карла.

Маркс занимался изучением политической экономии и Великой французской революции. Печатался на страницах немецкой эмигрантской газеты «Форвертс!» (Vorwarts!); в издательстве газеты в конце августа 1844 г. состоялось очное знакомство К. Маркса с Ф. Энгельсом. В феврале 1845 г. была опубликована их первая совместная работа — «Святое семейство, или Критика критической критики». В январе 1845 г., по требованию прусского правительства, французские власти распорядились о высылке редакторов и сотрудников «Форвертс!». В начале

1846 г. Маркс создал Брюссельский коммунистический корреспондентский комитет. В начале 1847 г. руководители «Союза справедливых» обратились к Марксу и Энгельсу с предложением о реорганизации союза. В июне 1847 г. в Лондоне при участии Энгельса состоялся 1-й конгресс, положивший начало Союзу коммунистов. В конце ноября — начале декабря 1847 г. на 2-м конгрессе Союза коммунистов в Лондоне Марксу и Энгельсу было поручено составить программу Союза. В феврале 1848 г. «Манифест Коммунистической партии», написанный Марксом и Энгельсом, вышел из печати.

4 марта 1848 г. Маркс был выслан из Бельгии и вновь переехал в Париж, где сформировал новый ЦК Союза коммунистов и основал клуб немецких рабочих с целью возвращения немецких эмигрантов на родину. В начале апреля он выехал в Германию и 11 мая прибыл в Кельн, где с 1 июня 1848-го по 19 мая 1849 г. был редактором ежедневной «Новой Рейнская газеты», входил в руководство кельнского Демократического общества, в Рейнский окружной комитет демократов, с октября 1848-го по февраль 1849 г. был председателем Кельнского рабочего союза. За это время Маркс дважды привлекался к суду присяжных и оба раза был оправдан. В начале июня он переехал в Париж, а 24 августа 1849 г. — в Лондон, где занялся реорганизацией Союза коммунистов, воссоздал ЦК. 28 сентября 1864 г. Маркс был участником учредительного собрания Международного товарищества рабочих (1-го Интернационала), фактически возглавив его руководящий орган.

В конце 1873 г. деятельность Интернационала прекратилась (официально был распущен в 1876 г.). Находясь в Лондоне, Маркс сотрудничал с рядом пролетарских и буржуазных газет: «Пиплс пейпер» (People’s Paper), «Реформ» (Reform; эмигрантская газета в США), «Нью-Йорк дейли трибюн» (New York Daily Tribune; был корреспондентом с августа 1851-го по март 1862 г.), «Пресса» (Presse; венская либеральная газета). В сентябре 1867 г. был издан 1-й том «Капитала».

Параллельно с работой над 2 и 3 томами «Капитала» К. Маркс занимался переводами первого тома на другие языки: Г.А. Лопатину и Н.Ф. Даниельсону он помог подготовить русское издание, вышедшее в 1872 г. (русский язык он изучил в 1869 г.). Большое внимание Маркс уделял всемирной истории, химии, агрохимии, геологии, биологии.

С начала 80-х гг. здоровье Маркса ухудшилось. В декабре 1881 г. умерла его жена, а в январе 1883 — старшая дочь Женни. В январе 1883 г. Карл Маркс заболел бронхитом, который повлек за собой ряд осложнений, а 14 марта 1883 г. он скончался. Похоронен был 17 марта 1883 г. на Хайгетском кладбище в Лондоне.

Из семи детей Карла Маркса выжило лишь трое дочерей — Женни, Лаура и Элеонора.

* * *

Революции — локомотивы истории.

* * *

Если человек трудится только для себя, он может, пожалуй, стать знаменитым ученым, великим мудрецом, превосходным поэтом, но никогда не сможет стать истинно совершенным и великим человеком.

* * *

Воспитатель сам должен быть воспитан.

* * *

В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам.

* * *

Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма.

* * *

Надо заставить народ ужаснуться себя самого, чтобы вдохнуть в него отвагу.

* * *

Пусть жизнь и умирает, но смерть не должна жить.

* * *

Легко быть святым, когда не хочешь быть человечным.

* * *

Моральную силу невозможно создать параграфами закона.

* * *

Жестокость характерна для законов, продиктованных трусостью, ибо трусость может быть энергична, только будучи жестокой.

* * *

Цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель.

* * *

Нет ничего более ужасного, более унизительного, чем быть рабом раба.

* * *

Процесс жизни человека состоит в прохождении им различных возрастов. Но вместе с тем все возрасты человека существуют бок о бок.

* * *

Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере.

* * *

Я знаю только одно: что я не марксист.

* * *

Религия — опиум народа.

* * *

Каждый из нас действительно делает себя тем, чем он является в глазах другого.

* * *

Наслаждающийся богатством — в одно и то же время и раб, и господин своего богатства.

* * *

Стыд — это своего рода гнев, только обращенный вовнутрь.

* * *

В прямом соответствии с ростом стоимости мира вещей растет обесценение человеческого мира.

* * *

Народ, порабощающий другой народ, кует свои собственные цепи.

* * *

Если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишней.

* * *

Самая крепкая крепость — это человеческая голова. Традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых.

* * *

Никто не принуждается к заключению брака, но всякий должен быть принужден подчиняться законам брака, раз он вступил в брак.

* * *

Всякая экономия в конечном счете сводится к экономии времени.

* * *

Противно быть под ярмом — даже во имя свободы.

* * *

В политике ради известной цели можно заключить союз даже с самим чертом — нужно только быть уверенным, что ты проведешь черта, а не черт тебя.

* * *

Писатель, конечно, должен зарабатывать, чтобы иметь возможность существовать и писать, но он ни в коем случае не должен существовать и писать для того чтобы зарабатывать.

* * *

Оружие критики не может, конечно, заменить критики оружием, материальная сила должна быть опрокинута материальной же силой; но и теория становится материальной силой, как только она овладевает массами.

* * *

На плоской равнине всякая кочка кажется холмом.

* * *

Успех идей зависит от того, насколько масса «интересуется» известными целями и насколько эти цели вызывают энтузиазм масс. «Идея» неизменно посрамляла себя, лишь только она отделялась от интереса масс.

* * *

Обеспечьте 10 % прибыли, и капитал согласен на всякое применение; 20 % — становится оживленным; 50 % — готов сломить голову; 100 % — попирает ногами все законы; 300 % — нет такого преступления, на которое он не рискнул бы хотя бы под страхом виселицы.


Маркс Карл (1818—1883) – философ, социолог, экономист

♦ Всякая экономия в конечном счете сводится к экономии времени.


♦ Говорить о «естественной справедливости» – бессмыслица.


♦ Если ты любишь, не вызывая взаимности, то твоя любовь бессильна, и она – несчастье.


♦ Жестокость характерна для законов, продиктованных трусостью, ибо трусость может быть энергична, только будучи жестокой.


♦ Воображение – это великий дар, так много содействовавший развитию человечества.


♦ Воспитатель сам должен быть воспитан.


♦ В политике ради известной цели можно заключить союз даже с самим чертом – нужно только быть уверенным, что ты проведешь черта, а не черт тебя.


♦ В процессе борьбы с истиной заблуждение само себя разоблачает…


♦ Время – это простор для развития способностей…


♦ Нет ничего более ужасного, более унизительного, чем быть рабом раба.


♦ Общество есть законченное единство человека с природой, подлинное воскресение природы, осуществленный натурализм человека и осуществленный гуманизм природы.


♦ Опыт превозносит, как самого счастливого, того, кто принес счастье наибольшему количеству людей.


♦ Писатель, конечно, должен зарабатывать, чтобы иметь возможность существовать и писать, но он ни в коем случае не должен существовать и писать для того, чтобы зарабатывать.


♦ Наказание не должно внушать больше отвращения, чем проступок.


♦ На плоской равнине всякая кочка кажется холмом.


♦ Человеческая природа устроена так, что человек может достичь своего усовершенствования, только работая для усовершенствования своих современников, для их блага.


♦ Чем больше человек вкладывает в бога, тем меньше остается в нем самом.


♦ Народ, порабощающий другой народ, кует свои собственные цепи.


♦ Совесть зависит от знаний и от всего образа жизни человека. У республиканца иная совесть, чем у монархиста, у имущего – иная, чем у неимущего, у мыслящего – иная, чем у того, кто неспособен мыслить.


♦ Стыд – это своего рода гнев, только обращенный вовнутрь.


♦ Творить мировую историю было бы, конечно, очень удобно, если бы борьба предпринималась только под условием непогрешимо благоприятных шансов.


♦ То, что можно сказать об отношении человека к своему труду, то же можно сказать и об отношении человека к человеку.


♦ Традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых.


♦ …У входа в науку, как у входа в ад, должно быть выставлено требование: Здесь нужно, чтоб душа была тверда; здесь страх не должен подавать совета.


♦ Цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель.


♦ «Совесть» привилегированных – это ведь и есть привилегированная совесть.


♦ Страсть – это есть энергично стремящаяся к своему предмету существенная сила человека.


♦ Человек живет природой.


♦ Чрезмерная серьезность – это самое комичное, а чрезмерная скромность – это самая горькая ирония.


♦ Самые трусливые, неспособные к сопротивлению люди становятся неумолимыми там, где они могут проявить абсолютный родительский авторитет.


♦ Сердце человека – удивительная вещь, особенно если человек носит сердце в своем кошельке.


♦ Смерть героев подобна закату солнца.


♦ Чувство, находящееся в плену у грубой практической потребности, обладает лишь ограниченным смыслом.


♦ Наслаждающийся богатством в одно и то же время и раб, и господин своего богатства, в одно и то же время великодушен и низок, капризен, надменен, предан диким фантазиям, тонок, образован, умен. Он еще не ощутил богатство как некую совершенно чуждую силу, стоящую над ним самим.


♦ Невежество – это демоническая сила, и мы опасаемся, что оно послужит причиной еще многих трагедий.


♦ Писатель отнюдь не смотрит на свою работу как на средство. Она – самоцель; она в такой мере не является средством ни для него, ни для других, что писатель приносит в жертву ее существованию, когда это нужно, свое личное существование.


♦ Принимать одну основу для жизни, другую для науки – это значит с самого начала допускать ложь.


♦ Религия есть лишь иллюзорное солнце, движущееся вокруг человека до тех пор, пока он не начинает двигаться вокруг себя самого.


♦ Религия есть самосознание и самочувствование человека, который или еще не обрел себя, или уже снова себя потерял.


♦ Кажется, что, по мере того как человечество подчиняет себе природу, человек становится рабом других людей либо же рабом своей собственной подлости.


♦ Легко быть святым, когда не хочешь быть человечным.


♦ Мир никогда не удавалось ни исправить, ни устрашить наказанием.


♦ Надо заставить народ ужасаться себя самого, чтобы вдохнуть в него отвагу.


♦ Религия – это воздух угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она – дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа.


♦ Всякая нация может и должна учиться у других.


♦ Идеи, к которым разум приковывает нашу совесть, – это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца, это демоны, которых человек может победить, лишь подчинившись им.


♦ Истина так же мало скромна, как свет.


♦ …Без ограничения сферы деятельности нельзя ни в одной области совершить ничего замечательного.


♦ Быть чувственным значит быть страдающим.


♦ В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам.


♦ Истину следует искать не в призрачных потусторонних областях, не вне времени и пространства, не в каком-то «боге», якобы пребывающем внутри мира или противопоставленном ему, а гораздо ближе, в собственной груди человека.


♦ Каждый шаг действительного движения важнее дюжины программ.


Энгельс Фридрих (1820—1895) – философ

♦ Всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, – отражением, в котором земные силы принимают форму неземных.


♦ Где нет общности интересов, там не может быть единства целей, не говоря уже о единстве действий.


♦ Занимаясь самим собой, человек только в очень редких случаях удовлетворяет свое стремление к счастью.


♦ Идеи воспламеняют друг друга, подобно электрическим искрам.


♦ Каждая общественная группа имеет свой собственный кодекс чести.


♦ Кто борется за какое-либо дело, тот не может не нажить себе врагов.


♦ Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает.


♦ Абсолютно безнравственного нет ничего на свете.


♦ В истории ничего не делается без сознательного намерения, без желаемой цели.


♦ Никакое совместное действие невозможно без навязывания некоторому числу людей чужой воли, то есть без авторитета.


♦ Почетнее одержать победу над храбрым врагом, чем над трусливым.


♦ Нельзя уйти от своей судьбы; другими словами, нельзя уйти от неизбежных последствий своих собственных действий.


♦ Не может быть свободен народ, угнетающий другие народы. Сила, нужная ему для подавления другого народа, в конце концов всегда обращается против него самого.


♦ Решения, принятые сгоряча, всегда представляются нам необычайно благородными и героическими, но, как правило, приводят к глупостям.


♦ Трусость отнимает разум.


♦ Надо иметь мужество пожертвовать немедленным успехом ради более важных вещей.


♦ Не будем… слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит.


♦ Филистеры несчастны, но в то же время сверхсчастливы в своей глупости, которую они принимают за высшую мудрость.


♦ Человек перестал быть рабом человека и стал рабом вещи.


♦ Воля определяется страстью или размышлением.


♦ …Все люди в равной мере имеют право на образование и должны пользоваться плодами науки.  

..........................................................................................
nitshe.ru философские мысли и высказывания философов
 

 
НА ГЛАВНУЮ - НИЦШЕ
  
Конфуций
Демокрит
Сократ
Платон
Аристотель
Сенека
Августин
Макиавелли
Монтень
Декарт
Паскаль
Спиноза
Вольтер
Руссо
Гельвеций
Кант
Шопенгауэр
Ницше
Ницше
Гегель
Маркс и Энгельс
Фромм
         

         
НИЦШЕ цитаты
НИЦШЕ о любви
НИЦШЕ о женщинах
НИЦШЕ афоризмы
НИЦШЕ фразы мысли
НИЦШЕ мудрость зла
 
НИЦШЕ биография
НИЦШЕ идеи философии
НИЦШЕ кратко

ВСЯ ФИЛОСОФИЯ кратко
ФИЛОСОФИЯ кратко
ФИЛОСОФИЯ кратко
ФИЛОСОФИЯ НИЦШЕ кратко
  
БИОГРАФИИ философов
БИОГРАФИИ философов
БИОГРАФИИ философов
 
ИНТЕРЕСНАЯ философия
 
ШОПЕНГАУЭР цитаты
ШОПЕНГАУЭР цитаты
ШОПЕНГАУЭР о человеке
Афоризмы житейской мудрости
ШОПЕНГАУЭР мысли
ШОПЕНГАУЭР афоризмы
   

 
   Читать короткие философские мысли и высказывания великого философа онлайн.