Философские мысли и высказывания Августина

 Макиавелли: философские мысли и высказывания философа Макиавелли. Подборка коротких мыслей и философских высказываний великого Макиавелли. Так говорил Макиавелли!
     
Никколо Макиавелли
1469—1527 гг.

Знаменитый итальянский политический мыслитель, писатель, историк, военный теоретик, государственный секретарь Флорентийской республики. Родился в 1469 г. во Флоренции. В 1512 г., когда род Медичи в шестой раз узурпировал власть во Флоренции, Макиавелли получил отставку и был со слан в свое загородное имение. Там он написал несколько трудов по политической истории, философии и теории военного дела.
Наиболее значительными считаются трактат «О военном искусстве» (1521) и четыре книги «Рассуждения по поводу первой декады Тита Ливия» (1531), «История Флоренции» (1532). Всемирную известность принес ему трактат «Государь» (второе название русского перевода этой книги – «Князь» (1532 г.)
Система политики, не останавливающейся ни перед чем для достижения намеченной цели, получила название макиавеллизма. Как историк, он внес большой вклад в развитие историографии. Макиавелли искал исторические закономерности, глубокую причинную связь событий. Рассматривал историю как столкновение «вечных» страстей и интересов, индивидов и сословий. Важнейшей движущей силой истории считал политическую борьбу.
Католическая церковь в 1559 г. внесла сочинения Макиавелли в «Индекс запрещенных книг». Умер во Флоренции.

Всякая перемена прокладывает путь другим переменам.

Государства приобретаются либо своим, либо чужим оружием, либо милостью судьбы, либо доблестью.

Государь не волен выбирать себе народ, но волен выбирать знать, ибо его право карать и миловать, приближать и подвергать опале.

Государю нет необходимости обладать всеми добродетелями, но есть прямая необходимость выглядеть обладающим ими.

Достойную осуждения ошибку совершает тот, кто не учитывает своих возможностей и стремится к завоеваниям любой ценой.

Дружбу, которая дается за деньги, а не приобретается величием и благородством души, можно купить, но нельзя удержать.

Заблуждается тот, кто думает, что новые благодеяния могут заставить великих мира сего позабыть о старых обидах.

Каждый видит, каким ты кажешься, мало кто чувствует, каков ты есть.

Как показывает опыт, заговоры возникали часто, но удавались редко.

К оружию следует прибегать в последнюю очередь, когда другие средства окажутся недостаточны.

Кто меньше полагался на милость судьбы, тот дольше удерживался у власти.

Кто сам хороший друг, тот имеет и хороших друзей.

Любовь плохо уживается со страхом.

Люди, веря, что новый правитель окажется лучше, охотно восстают против старого, но вскоре на опыте убеждаются, что обманулись, ибо новый правитель всегда оказывается хуже старого.

Люди – враги всяких затруднительных предприятий.

Люди по своей натуре таковы, что не меньше привязываются к тем, кому сделали добро сами, чем к тем, кто сделал добро им.

Люди так простодушны и так поглощены ближайшими нуждами, что обманывающий всегда найдет того, кто даст себя одурачить.

Нельзя честно, не ущемляя других, удовлетворить притязания знати, но можно – требования народа, так как у народа более честная цель, чем у знати: знать желает угнетать народ, а народ не желает быть угнетенным.

Неразумие людей таково, что они часто не замечают яда внутри того, что хорошо с виду.

Нет дела, коего устройство было бы труднее, ведение опаснее, а успех сомнительнее, нежели замена старых порядков новыми.

Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает.

Основой власти во всех государствах – как унаследованных, так и смешанных и новых – служат хорошие законы и хорошее войско.

С врагом можно бороться двумя способами: во-первых, законами, во-вторых, силой. Первый способ присущ человеку, второй – зверю.

Следует заранее примириться с тем, что всякое решение сомнительно, ибо это в порядке вещей, что, избегнув одной неприятности, попадешь в другую.

Следует остерегаться злоупотреблять милосердием.

Умы бывают трех видов: один все постигает сам; другой может понять то, что постиг первый; третий сам ничего не постигает и постигнутого другим понять не может.

Человеку разумному надлежит избирать пути, проложенные величайшими людьми, и подражать наидостойнейшим, чтобы если не сравниться с ними в доблести, то хотя бы исполниться ее духа.

Чтобы постигнуть сущность народа, надо быть государем, а чтобы постигнуть природу государей, надо принадлежать к народу.

Чужие доспехи либо широки, либо тесны, либо слишком громоздки.

Макиавелли Никколо
Итальянский писатель и философ

В 1469 году во Флоренции (в деревне Сан-Кашано) родился итальянский писатель, мыслитель, философ — Никколо Макиавелли. Его отец, Бернардо ди Николо Макиавелли, служил адвокатом, мать звали Бартоломмея ди Стефано Нели. Никколо родился в неспокойное время, когда Папа Римский имел большое влияние на армию, а отдельные города-государства Италии переходили во владения таких стран, как Испания, Франция и Римская империя. Это было время, когда не было политической стабильности: власть переходила от одних правителей к другим, и невозможно было понять, что же делать жителям. Падение Римской империи в 1527 г. принесло колоссальные разрушения и разграбления таким городам, как Генуя и Флоренция, где жила семья Никколо Макиавелли на протяжении всей своей жизни. Наблюдая за происходящим в современной ему Флоренции, он анализировал, развивал знания, систематизировал их и использовал в своих трудах.

В возрасте 29 лет Макиавелли занимает должность государственного служащего, является секретарем и послом. Состоял в Совете по дипломатическим переговорам, во время военных действий.

В 1501 г. Макиавелли возвращается во Флоренцию и заключает брак с Мариеттой ди Луиджи Корсини. В то время брак рассматривали, в первую очередь, как выгодный союз, объединявший семьи, находящиеся в одном социальном статусе. С женой его связывали только дети, которых было пятеро. К супруге любви не испытывал, о чем свидетельствовали его романы с женщинами, которые Никколо заводил, пребывая в отъезде с дипломатическими миссиями.

С 1502 по 1503 г. Макиавелли наблюдал за действиями Чезаре Борджиа; ему нравился этот правитель, пытавшийся укрепить и расширить владения Италии. В своих трудах Макиавелли отметил главные качества Борджиа как правителя: уверенность в себе; смелость; жестокость, присущая всем, кто стремится к изменениям на государственном уровне. В ранних описаниях Борджиа Макиавелли замечает авантюризм в характере сына кардинала, пытавшегося использовать свое положение максимально выгодно для себя. Позже Макиавелли напишет трактат «Государь», где опишет методы правления настоящего правителя. С точки зрения Макиавелли образцом его «Государя» является Чезаре Борджиа. «Государь» систематизировал знания принципов прихода к власти, ее поддержки и управления. Благодаря произведению «Государь» исторически сложилось мнение о характере Макиавелли, полном цинизма. По мнению историков, у Макиавелли нормы морали уступали грубой силе.

С 1503 по 1506 г. Макиавелли является ответственным за стражу Флоренции, которая также защищала город. Он доверял охрану ополчению, созданному из граждан города, мотивируя и разъясняя такой выбор в «Государе», а также в «Рассуждениях о первой декаде Тита Ливия».

В произведении «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» он впервые затронул вопрос о влиянии личности правителя на политику страны. Саму политику он называл «опытной наукой». Он был уверен, что для Италии лучше сильный авторитарный правитель, чем вечно раздробленные воюющие феодалы. Макиавелли был автором трактата «О военном искусстве», где он показал преимущества армии по призыву по сравнению с армией по найму. В 1512 г. была отменена республика и восстановлена монархия, благодаря объединению сил семьи Медичи и Папы Римского. О жизненном настрое Макиавелли в эти годы свидетельствуют его письма к Франческо Ветори.

После свержения республики в 1513 г. Никколло как государственный деятель оказался не у дел, так как поддерживал и сотрудничал с республиканцами. В дальнейшем он был обвинен как заговорщик, арестован и подвергнут физическим пыткам. Несмотря на такое давление, Макиавелли не признавался в участии в заговоре, в итоге был освобожден. Он не имел права проживать во Флоренции, поэтому уехал в свое поместье Sant’Andrea в Percussina, где имел возможность заниматься литературой, в частности трактатами, благодаря которым и стал заметной личностью в истории.

В 1520 г. Никколо получил разрешение вернуться во Флоренцию, где принял должность историографа. В последующие пять лет он работает над «Историей Флоренции».

Макиавелли критиковал тех, кто, по его мнению, искажал Священное Писание и использовал его в своих целях. Также ему не нравились античность и подвиги античных героев. Он автор военно-теоретических произведений. Выступал как сторонник сильной государственной власти в Италии. Умер 21 июня 1527 г. во Флоренции.

* * *

Обманываясь в общих вопросах, люди никогда не обманываются в частных.

* * *

Творцы законов в республиках и королевствах должны твердо сдерживать корыстные устремления людей и лишать их всякой надежды на безнаказанность.

* * *

Народные массы мудрее и постояннее государя.

* * *

Государь не волен выбирать себе народ, но волен выбирать знать, ибо его право карать и миловать, приближать и подвергать опале.

* * *

Язык дан человеку для того, чтобы скрывать свои мысли.

* * *

Войны начинают, когда хотят, но кончают — когда могут.

* * *

С врагом можно бороться двумя способами: во-первых — законами, во-вторых — силой. Первый способ присущ человеку, второй — зверю.

* * *

Я не думаю, что в республике можно найти что-нибудь более недостойное, чем когда закон принимают и его не соблюдают, и уж тем более, когда закон не соблюдает сам его законодатель.

* * *

Люди всегда дурны, пока их не принудит к добру необходимость.

* * *

Всякий видит, чем ты кажешься, немногие чувствуют, кто ты на самом деле.

* * *

Кто меньше полагался на милость судьбы, тот дольше удерживался у власти.

* * *

Любовь плохо уживается со страхом.

* * *

Чтобы постигнуть сущность народа, надо быть государем, а чтобы постигнуть природу государей, надо принадлежать к народу.

* * *

Государю, который сам не обладает мудростью, бесполезно давать благие советы.

* * *

Всякая перемена прокладывает путь другим переменам.

* * *

Человек осмотрительный, не умеющий сделаться отважным, когда это необходимо, становится причиной своей гибели.

* * *

Кто имеет хорошее войско, найдет и хороших союзников.

* * *

Коли нету здравого ума,

Не будут долговечными державы,

Где перемен сплошная кутерьма.

* * *

Презрение и ненависть подданных — это то самое, чего государь должен более всего опасаться.

* * *

Государства приобретаются либо своим, либо чужим оружием, либо милостью судьбы, либо доблестью.

* * *

Умы бывают трех родов: один все постигает сам; другой может понять то, что постиг первый; третий — сам ничего не постигает и постигнутого другим понять не может.

* * *

Тяжелую болезнь вначале легко вылечить, но трудно распознать, когда же она усилилась, ее легко распознать, но уже трудно вылечить.

* * *

Честолюбивые устремления людей не знают конца: сначала они стремятся к тому, чтобы не обижали их самих, затем сами начинают обижать других.

* * *

Никогда не будет ни прочной, ни долговечной та власть, которая опирается на наемное войско.

* * *

Государю нет необходимости обладать всеми добродетелями, но есть прямая необходимость выглядеть обладающим ими.

* * *

Заблуждается тот, кто думает, что новые благодеяния могут заставить великих мира сего позабыть о старых обидах.

* * *

Люди не умеют быть ни совсем дурными, ни совсем хорошими.

* * *

Достойную осуждения ошибку совершает тот, кто не учитывает своих возможностей и стремится к завоеваниям любой ценой.

* * *

Честолюбие — такое сильное человеческое чувство, что как бы высоко мы ни забирались, мы никогда не испытываем удовлетворения.

* * *

Только те способы защиты хороши, основательны и надежны, которые зависят от тебя самого и от твоей доблести.

* * *

Чужие доспехи либо широки, либо тесны, либо слишком громоздки.

* * *

Люди, веря, что новый правитель окажется лучше, охотно восстают против старого, но вскоре они на опыте убеждаются, что обманулись, ибо новый правитель всегда оказывается хуже старого.


..........................................................................................
nitshe.ru философские мысли и высказывания философов
 

 
НА ГЛАВНУЮ - НИЦШЕ
  
Конфуций
Демокрит
Сократ
Платон
Аристотель
Сенека
Августин
Макиавелли
Монтень
Декарт
Паскаль
Спиноза
Вольтер
Руссо
Гельвеций
Кант
Шопенгауэр
Ницше
Ницше
Гегель
Маркс и Энгельс
Фромм
         

         
НИЦШЕ цитаты
НИЦШЕ о любви
НИЦШЕ о женщинах
НИЦШЕ афоризмы
НИЦШЕ фразы мысли
НИЦШЕ мудрость зла
 
НИЦШЕ биография
НИЦШЕ идеи философии
НИЦШЕ кратко

ВСЯ ФИЛОСОФИЯ кратко
ФИЛОСОФИЯ кратко
ФИЛОСОФИЯ кратко
ФИЛОСОФИЯ НИЦШЕ кратко
  
БИОГРАФИИ философов
БИОГРАФИИ философов
БИОГРАФИИ философов
 
ИНТЕРЕСНАЯ философия
 
ШОПЕНГАУЭР цитаты
ШОПЕНГАУЭР цитаты
ШОПЕНГАУЭР о человеке
Афоризмы житейской мудрости
ШОПЕНГАУЭР мысли
ШОПЕНГАУЭР афоризмы
   

 
   Читать короткие философские мысли и высказывания великого философа онлайн.