Платон: цитаты и афоризмы философа

     
ПЛАТОН: цитаты и афоризмы
 
Афоризмы Платона


Платон (настоящее имя – Аристокл. Платон – прозвище, означающее «широкоплечий») (428 - 348 до н.э.)
Древнегреческий философ.
Родился в Афинах в аристократической семье. Около 407 г. до н.э. стал учеником Сократа. В 387 г. основал собственную школу – Платоновскую академию. Почти все свои сочинения писал в форме диалогов.
Наиболее известные из них: «Апология Сократа», «Протагор», «Государство», «Пир», «Федр», «Законы» и др. Платон был не только философом, но и олимпийским чемпионом. Умер в Афинах в день своего рождения – 21 мая.

Афоризмы (по алфавиту)

Бедность заключается не в уменьшении имущества, а в увеличении ненасытности.

Бесстыдство – терпеливость души к бесчестью во имя выгоды.

Быть ниже самого себя – это не что иное, как невежество, а быть выше самого себя – не что иное, как мудрость.

Быть обманываемым самим собой хуже всего, потому что в таком случае обманщик постоянно присутствует при обманываемом.

В своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов и все что угодно, но только не самих себя.

Во всех государствах справедливостью считается одно и то же, а именно то, что пригодно существующей власти. А ведь она – сила, вот и выходит, если кто правильно рассуждает, что справедливость – везде одно и то же: то, что пригодно для сильнейшего.

Воля – целеустремленность, соединенная с правильным рассуждением.

Время – это лицезреющая свои осуществления вечность.

Все, что вызывает переход из небытия в бытие, – творчество.

Гимнастика есть целительная часть медицины.

Глупца можно узнать по двум приметам: он много говорит о вещах, для него бесполезных, и высказывается о том, про что его не спрашивают.

Говорить без усталости, ничего не сказав, – это всегда было высшим даром ораторов.

Государственное устройство – это нечто чрезвычайно могущественное и с трудом поддающееся распаду. Нередко оно продолжает существовать, несмотря на смертельные, подтачивающие его изнутри недуги, несмотря на несообразность несправедливых законов, несмотря на тиранию, несмотря на развращенность и невежество должностных лиц, разнузданность и мятежность народа.

Душа – своего рода гармония, слагающаяся из натяжения телесных начал.

Женский пол – это другая часть нашего человеческого рода: правда, ввиду своей слабости он уродился более скрытым и лукавым.

Избегнуть смерти нетрудно, а вот что гораздо труднее – это избегнуть испорченности: она настигает нас стремительней смерти.

Книга – немой учитель.

Крайняя несправедливость – казаться справедливым, не будучи таким.

Круглое невежество – не самое большое зло: накопление плохо усвоенных знаний еще хуже.

Кто вел жизнь упорядоченную и был человеком добродушным, тому и старость лишь в меру трудна.

Кто не совершает несправедливости – почтенен; но более чем вдвое достоин почета тот, кто и другим не позволяет ее совершать.

Кто считает эту жизнь высшим благом, тот бесчестит ее.

Любовь – это желание быть любимым.

Надежды – сны бодрствующих.

Наилучшее воспитание молодых людей, да и самих себя, заключается не во внушениях, а в явном для всех осуществлении в собственной жизни того, что внушается другому.

Наука – не что иное, как восприятие.

Не золото надо завещать детям, а наибольшую совестливость.

Невежество тем-то и тяжело, что невежда, не будучи ни прекрасным, ни благим, ни разумным, кажется довольным самим собою, и не считает себя нуждающимся, и не стремится к тому, в чем он, по его мнению, не нуждается.

Недобросовестные ораторы стремятся представить плохое хорошим.

Ничто не является более тягостным для мудрого человека и ничто не доставляет ему большего беспокойства, чем необходимость тратить на пустяки и бесполезные вещи больше времени, чем они этого заслуживают.

Основа всякой мудрости есть терпение.

Относительно всякого брака пусть соблюдается одно предписание: каждый человек должен заключать брак, полезный для государства, а не только наиболее приятный для самого себя.

Первые детские ощущения – это удовольствия и страдания, и благодаря им сперва и проявляются в душе добродетель и порок.

Победа над самим собой есть первая и наилучшая из побед. Быть же побежденным самим собою всего постыднее и хуже. Это и показывает, что в каждом из нас происходит война с самим собою.

Подлинные философы те, кто любит усматривать истину.

Полнейшее невежество не так страшно и не является самым великим злом; а вот многоведение и многознание, плохо направленные, составляют гораздо большее, чем это, наказание.

Помощь – препятствие для существующего или возможного зла.

Причиняющий обиду всегда хуже того, кому она причиняется.

Рассудительность – это умение обуздывать свои вожделения и страсти.

Риторика – это искусство управления умами людей.

Рождение – это та доля бессмертия и вечности, которая отпущена смертному существу.

С человеком хорошим не бывает ничего плохого ни при жизни, ни после смерти.

Самая лучшая победа для человека – покорить себя самого: быть же покоренным собою постыднее и ниже всего.

Самое великое зло – это господство страсти, когда душа дичает от вожделений.

Справедливость есть польза сильнейшего.

Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное.

Страсть – приманка зла.

Стыд – страх перед ожидаемым бесчестьем.

Тиран – самый боязливый человек на свете: ему приходится дрожать даже перед бритвой цирюльника в страхе, что его зарежут.

Тот, кто совершает несправедливость, всегда более несчастлив, чем тот, кто страдает от нее.

Философия прелестна, если заниматься ею умеренно и в молодом возрасте; но стоит задержаться на ней больше, чем следует, и она – погибель для человека.

Пока в государствах не будут царствовать философы... до тех пор государствам не избавиться от зол.

В своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов и все что угодно, но только не себя самих.

Одновременно быть и очень хорошим, и очень богатым невозможно.

Крайняя несправедливость - казаться справедливым, не будучи таким.

Не казаться хорошим должно человеку, но быть хорошим.

Победа над собой есть наилучшая из побед...

Покажи мне свою немногословность, а многословие - в другой раз.

Спорщики не заботятся о том, как обстоит дело в действительности;
внушить присутствующим свое мнение - вот что у них на уме.

О, если бы большинство способно было делать величайшее зло или величайшее добро!
А то ведь оно не способно ни на то, ни на другое - а делает что попало.

Быть обманываемым самим собою - хуже всего,
потому что в таком случае обманщик постоянно присутствует при обманываемом.

Я слышал от одного мудрого человека, что мы мертвы... и тело - наша могила.

Платон цитаты философа

Трудно и потому особенно похвально – прожить всю жизнь справедливо, обладая полной свободою творить несправедливость.

Поступать несправедливо хуже, чем терпеть несправедливость.

Как поэты любят свои творения, а отцы – своих детей, так и разбогатевшие люди заботливо относятся к деньгам, словно это их произведение.

Самое великое наказание – это быть под властью человека худшего, чем ты.

В государствах заключены два враждебных между собой государства: одно – бедняков, другое – богачей.

Тирания возникает, конечно, не из какого иного строя, как из демократии; иначе говоря, из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство.

Когда появляется тиран, он вырастает (…) как ставленник народа.

Первой его тирана задачей будет постоянно вовлекать граждан в какие-то войны, чтобы народ испытывал нужду в предводителе. (…) А если он заподозрит кого-нибудь в вольных мыслях и в отрицании его правления, то таких людей он уничтожит под предлогом, будто они предались неприятелю.

Самое тяжелое и горькое рабство – рабство у рабов.

Какой-то страшный, дикий и беззаконный вид желаний таится внутри каждого человека, даже в тех из нас, что кажутся вполне умеренными; это-то и обнаруживается в сновидениях.

Нет более жалкого государства, чем управляемое тиранически, и более благополучного, чем то, в котором правят цари.

Нельзя ценить человека больше, чем истину.

О поэзии, не приносящей пользу государству: Мы выслали ее из нашего государства.

Добродетель не есть достояние кого-либо одного, почитая или не почитая ее, каждый приобщится к ней больше либо меньше. Это – вина избирающего, бог не виновен.

Несправедливые люди при всей их ловкости действуют как те участники забега, которые в один конец бегут хорошо, а на дальнейшее их не хватает; сперва они бегут очень резво, а под конец делаются посмешищем и, не добившись венка, уходят с поникшей головой и повесив нос. Между тем подлинные бегуны достигают цели, получают награды и увенчиваются венками; не так ли большей частью случается и с людьми справедливыми?

В жизни (…) всегда надо уметь выбирать средний путь, избегая крайностей; в этом – высшее счастье человека.
Все находятся в войне со всеми как в общественной, так и в частной жизни и каждый – с самим собой.

Победа над собой есть первая и наилучшая из побед. Быть же побежденным самим собой всего постыдней и хуже.

Хороший законодатель (…) станет устанавливать законы, касающиеся войны, ради мира, а не законы, касающиеся мира, ради военных действий.

Закон – владыка над правителями, а они – его рабы.

Любящий слеп по отношению к любимому.

Одновременно быть и очень хорошим, и очень богатым невозможно.

В серьезных делах надо быть серьезным, а в несерьезных – не надо.

Человек (…) это какая-то выдуманная игрушка бога (…). Этому-то и надо следовать (…). Надо жить играя.

Без смешного нельзя познать серьезного.

Как говорят каменщики, большие камни не ложатся хорошо без малых.

Человека совершившего преступление из-за страстей правосудие постигнет не за совершенное деяние – ведь свершившееся никогда уже не сможет стать несвершившимся, – но ради того, чтобы в будущем он (…) возненавидел несправедливость, – а также чтобы возненавидели ее все те, кто видел суд над ним.

С ума сходят многие и по-разному.

Поэт – существо легкое, крылатое и священное; и он может творить лишь тогда, когда сделается вдохновенным и исступленным и не будет в нем более рассудка. (…) Ради того бог и отнимает у них рассудок и делает своими слугами, божественными вещателями и пророками, чтобы мы, слушая их, знали, что не они, лишенные рассудка, говорят столь драгоценные слова, а говорит сам бог и через них подает свой голос.

О, если бы (…) большинство способно было делать величайшее зло, с тем чтобы быть способным и на величайшее добро! Хорошо бы это было! А то ведь оно не способно ни на то, ни на другое: оно не может сделать человека ни разумным, ни неразумным, а делает что попало.

Воздавать злом за зло, как этого требует большинство, (…) несправедливо.

Бесстрашное существо и существо мужественное – это не одно и то же. (…) Мужеству и разумной предусмотрительности причастны весьма немногие, дерзкая же отвага и бесстрашие, сопряженные с непредусмотрительностью, свойственны очень многим – и мужчинам, и женщинам, и детям, и животным.

Величайшая дружба существует между крайними противоположностями. (…) Ведь противоположное питает противоположное, тогда как подобное не получает ничего от подобного.

Об отцах и матерях павших воинов:
Надо (…) не причитать вместе с ними, ибо не надо ничего добавлять к их печали (…), а, наоборот, следует ее исцелять и смягчать, напоминая им, что (…) молили они богов не о том, чтобы дети их стали бессмертными, но о том, чтобы они были доблестными и славными.

Судьба – путь от неведомого к неведомому.

Человек – существо бескрылое, двуногое, с плоскими ногтями; единственное из существ, восприимчивое к знанию, основанному на рассуждениях.

Стыд – страх перед ожидаемым бесчестием.

Воспитание есть усвоение хороших привычек.

Любящий божественнее любимого, потому что вдохновлен богом.

Каждый из нас – это половинка человека, рассеченного на две камбалоподобные части, и поэтому каждый ищет всегда соответствующую ему половину.

По мнению большинства, боги прощают нарушение клятвы только влюбленному, поскольку, мол, любовная клятва – это не клятва.

Любить – значит искать свою половину.

Соитие мужчины и женщины есть (…) дело божественное, ибо зачатие и рождение суть проявления бессмертного начала в существе смертном.

Рожденье – это та доля бессмертия и вечности, которая отпущена смертному существу. (…) А значит, любовь – это стремление и к бессмертию.

… Самое главное – исследование вопроса, хотя может случиться, что при этом мы исследуем и того, кто спрашивает, то есть меня самого, и того, кто отвечает.

Трудно становиться хорошим, хотя это и возможно, но быть хорошим – невозможно.

Быть человеку хорошим, то есть постоянно хорошим, невозможно, стать же хорошим можно; но тот же самый человек способен стать и дурным.

Мужественные бывают смелыми, но не все смелые мужественны.

Никто (…) не выберет большего зла, если есть возможность выбрать меньшее.

Как раз философу свойственно испытывать (…) изумление. Оно и есть начало философии.

Число составляет всю суть каждой вещи.

Время – движущееся подобие вечности.

Время возникло вместе с небом, дабы, одновременно рожденные, они и распались бы одновременно.

Поэт – если только он хочет быть настоящим поэтом – должен творить мифы, а не рассуждения.

Есть люди, которым лучше умереть, чем жить, и, размышляя о них, (…) ты будешь озадачен, (…) почему они обязаны ждать, пока их облагодетельствует кто-то другой.

Те, кто подлинно предан философии, заняты на самом деле только одним – умиранием и смертью.

Истинные философы много думают о смерти, и никто на свете не боится ее меньше, чем эти люди.

Если иные (…) мужественно встречают смерть, то не из страха ли перед еще большим злом? (…) Стало быть, все, кроме философов, мужественны от боязни, от страха
 Знание – это своего рода припоминание. (…) Те, о ком мы говорим, что они познают, на самом деле только припоминают, и учиться в этом случае означало бы припоминать.

Нужно достигнуть одного из двух: узнать истину от других или отыскать ее самому либо же, если ни первое, ни второе не возможно, принять самое лучшее и самое надежное из человеческих учений и на нем, точно на плоту, попытаться переплыть через жизнь; если уже не удается переправиться на более устойчивом и надежном судне – на каком-нибудь божественном учении.

Я рискую показаться вам не философом, а завзятым спорщиком, а это уже свойство полных невежд. Они, если возникнет разногласие, не заботятся о том, как обстоит дело в действительности; как бы внушить присутствующим свое мнение – вот что у них на уме.

Когда кто влюблен, он вреден и надоедлив, когда же пройдет его влюбленность, он становится вероломным.

Кто (…) без неистовства, посланного Музами, подходит к порогу творчества в уверенности, что он благодаря одному лишь искусству станет изрядным поэтом, тот еще далек от совершенства: творения здравомыслящих затмятся творениями неистовых.

Во влюбленном, словно в зеркале, он любимый видит самого себя.

… Во всей трагедии и комедии жизни (…) страдание и удовольствие смешаны друг с другом.

Платон увидел одного человека за игрой и кости и стал его корить. "Это же мелочь", – ответил тот. "Но привычка не мелочь", – возразил Платон.

Однажды, когда к нему вошел Ксенократ, Платон попросил его выпороть раба: сам он не мог этого сделать, потому что был в гневе. А какому-то из рабов он и сам сказал: "Не будь я в гневе, я бы тебя выпорол!"

Платон, говорят, (…) сказал: "Аристотель меня брыкает, как сосунок-жеребенок свою мать".

Кинику Диогену:
Какую же ты обнаруживаешь спесь, притворяясь таким смиренным!

Платон, умирая, восхвалял своего гения и свою судьбу за то, что, во-первых, родился человеком, во-вторых, эллином, а не варваром и не бессловесным животным, а также и за то, что жить ему пришлось во времена Сократа.

Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное.

В своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов и все что угодно, но только не себя самих.

Бог в нас самих.

Кто не совершает несправедливости – почтенен; но более чем вдвое достоин почета тот, кто и другим не позволяет совершать несправедливостей.

Крайняя несправедливость – казаться справедливым, не будучи таким.

Сократ – друг, но самый близкий друг – истина.

Хорошее начало – половина дела.

Никто не становится хорошим человеком случайно.

Разумный наказывает не потому, что был совершен проступок, а для того, чтобы он не совершался впредь.

Очень плох человек, ничего не знающий, да и не пытающийся что-нибудь узнать. Ведь в нем соединились два порока.

Невежественными бывают только те, которые решаются такими оставаться.

Круглое невежество – не самое большое зло: накопление плохо усвоенных знаний еще хуже.

Глупца можно узнать по двум приметам: он много говорит о вещах, для него бесполезных, и высказывается о том, про что его не спрашивают.

Ничто не является более тягостным для мудрого человека и ничто не доставляет ему большего беспокойства, чем необходимость тратить на пустяки и бесполезные вещи больше времени, чем они того заслуживают.

Основа всякой мудрости есть терпение.

Чтобы речь вышла хорошей, прекрасной, разве разум оратора не должен постичь истину того, о чем он собирается говорить?

Красиво сказанная речь о прекрасных деяниях остается в памяти слушающих, к чести и славе тех, кто эти дела совершил.

Недобросовестные ораторы стремятся представить плохое хорошим.

Речь истины проста.

Книга – немой учитель.


Человек, поглупевший от суеверия, есть презреннейший из людей.

Угождать во имя добродетели прекрасно в любых случаях.

Тесная дружба бывает у сходных меж собою людей.

Чтобы приобрести расположение друзей и приятелей при житейских сношениях с ними, следует оценивать их услуги, оказываемые нам, выше, чем это делают они сами; наоборот, наши одолжения друзьям надо считать меньшими, чем это полагают наши друзья и приятели.

Сколько рабов, столько врагов.

Любимое часто ослепляет любящего.

Относительно всякого брака пусть соблюдается одно предписание: каждый человек должен заключать брак, полезный для государства, а не только наиболее приятный для самого себя.

Не прибавляй огонь к огню.

Быть обманываемым самим собою – хуже всего, потому что в таком случае обманщик постоянно присутствует при обманываемом.

Для соразмеренности, красоты и здоровья требуется не только образование в области наук и искусства, но и занятия всю жизнь физическими упражнениями, гимнастикой.

Гимнастика есть целительная часть медицины.

Время уносит все; длинный ряд годов умеет менять и имя, и наружность, и характер, и судьбу.

Платон и Аристотель - цитаты

Короткие цитаты Платона


Бесстыдство – терпеливость души к бесчестью во имя выгоды.

Богатство развратило душу людей роскошью, бедность вскормила страданием и довела до бесстыдства.

Всеми силами души надо стремиться к истине.

Все находятся в войне со всеми как в общественной, так и частной жизни, и каждый с самим собой.

Воля – целеустремленность, соединенная с правильным суждением.

Воспитание есть усвоение хороших привычек.

Книга – немой учитель.

Крайняя несправедливость – казаться справедливым, не будучи таковым.

Любимое часто ослепляет любящего.

Недобросовестные ораторы стремятся представить плохое хорошим.

Нет более верного признака дурного устройства городов, чем обилие в них юристов и врачей.

Лучшие афоризмы всех времен

 Никто не становится хорошим человеком случайно.

Очень плох человек, ничего не знающий, да и не пытаю щийся что-нибудь узнать. Ведь в нем соединились два порока.

Победа над самим собой есть первая и наилучшая из побед.

Речь истины проста.

Судьба – путь от неведомого к неведомому.

Тесная дружба бывает у сходных меж собою людей.

Угождать во имя добродетели прекрасно в любых случаях.

Человек, поглупевший от суеверия, есть презреннейший из людей.

Человек – игрушка Бога. Этому-то и надо следовать. Надо жить играя.
 
Аристотель
384–322 гг. до н. э

 Быть смелым – значит считать далеким все страшное и близким все, внушающее смелость.

Воспитание нуждается в трех вещах: в даровании, науке, упражнении.

Высшей истинностью обладает то, что является причиной следствий, в свою очередь истинных.

Гнев есть зверообразная страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастия, пособница вреда и бесчестия.

Для того чтобы обойтись без общества, надо быть богом, или скотом.

Добродетели недостаточно для счастья – потребны также блага и телесные, и внешние. Порока же достаточно для несчастья.

Друг – это одна душа, живущая в двух телах.

Есть люди столь скупые, как если бы они собирались жить вечно, и столь расточительные, как если бы они собирались умереть завтра.

Искусство является очищением страстей.

Каждому человеку свойственно ошибаться, но никому, кроме глупца, не свойственно упорствовать в ошибке.

Книга хороша, если автор говорит все, что должно, только то, что должно, и так, как должно.

Жизнь требует движения.

Злонравие есть понимание всего в дурную сторону.

Излишество в удовольствиях – это распущенность, и она заслуживает осуждения.

Люди малодушные завистливы, потому что им все представляется великим.

Меланхолический склад души помогает глубокомыслию и сопровождает гения.

Многое может случиться меж чашей вина и устами.

Надежда – это сон наяву.

Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми.

Опьянение – добровольное сумасшествие.

Пословица – сохранившийся обломок древней философии.

Покупающие власть за деньги привыкают извлекать из нее прибыль.

Преступление нуждается лишь в предлоге.

Привычка во всём находить только смешную сторону – самый верный признак мелкой души, ибо смешное лежит на поверхности.

Разумный гонится не за тем, что приятно, а за тем, что избавляет от неприятностей.

У кого есть друзья, у того нет друга.

Хвалить людей в лицо – признак лести.

Хотя мы смертны, мы не должны подчиняться тленным вещам, но, насколько возможно, подниматься до бессмертия, и жить согласно с тем, что в нас есть лучшего.

Цель демократии – свобода, олигархии – богатство, аристократии – воспитание и законность, тирании – защита.

Человек вне общества или бог, или зверь.

* * *
Вы читали онлайн: философ Платон: цитаты и афоризмы.
.............................................................
Фридрих Ницше : и другие философы

 

 
ГЛАВНАЯ
 
Платон философ
Платон философия
Платон цитаты и афоризмы
Платон кратко понятно
Платон жизнь философия
Платон жизнь философия
Платон идеи
Платон учение
Платон биография
Платон Диалоги кратко
Платон высказывания

                 

                  
Вся философия кратко
Идеи философии
Философы и их философия
 
Философия кратко 1
Философия кратко 2
Философия Ницше кратко
Жизнь и философия
  
Биографии философов 1
Биографии философов 2
Биографии философов 3
 
История западной философии 1
История западной философии 2
История западной философии 3
 
Интересная философия
мысли и высказывания
краткое содержание: конспект
произведения кратко
Диоген
   

 
   Философы и Философия: читать онлайн