Платон: жизнь, учение, философия

     
Жизнь и философия, идеи и учение философа Платона
(кратко, понятно и интересно)
 
Жизнь


Платон родился приблизительно в 427 году до н. э. недалеко от Афин. Он был выходцем из аристократической семьи. Его политические взгляды основывались на непринятии демократической формы государственного правления. Платон отдавал предпочтение сильной власти, которая будто бы вела «корабль-государство». Убеждения Платона были обусловлены, вероятно, скорее его собственным жизненным опытом, нежели аристократическим происхождением. Он лично был свидетелем падения демократической формы правления. Платон описывается как крепкий мужчина, который, по всей видимости, еще и являлся участником нескольких поздних битв в Пелопонесской войне. Считается, что поначалу он имел пристрастие к поэзии, изобразительному искусству, литературе, но потом, с течением времени, его стремление к творчеству угасло.

Платон был учеником Сократа. Судьбой ему была предначертана политическая карьера, но политическая деятельность афинской олигархии была сопряжена с репрессиями и насилием в то время, когда Платон был еще относительно юным. Это могло разубедить его в необходимости начать политическую карьеру. Разумеется, казнь верного друга Сократа, обусловленная намерениями представителей власти возрожденной демократии, привела к тому, что Платон стал еще более подозрительно и настороженно относиться к политикам. Он был на суде Сократа и старался склонить его к замене смертной казни значительным штрафом. Платон даже был готов лично уплатить штраф за Сократа. Из-за болезни он не присутствовал в момент смерти учителя.

После смерти Сократа Платон много путешествовал, учился у других философов, в конечном итоге он возвратился в Афины. В более позднем возрасте он отправился путешествовать по Италии и Сицилии. В Сиракузах у Платона возникли проблемы: из-за конфликта с семьей местного тирана в качестве наказания он был продан в рабство. Позднее его выкупили, и Платон снова вернулся в Афины, где основал Академию, первый европейский университет.

Основное намерение Платона состояло в обучении будущих государственных правителей. Курс обучения, разработанный Платоном, был весьма обширным. Необходимым являлось усвоение знаний, которые зачастую не имели прикладного значения. В Академии изучали философию, математику, астрономию, физические науки и риторику. Изучение таких наук обеспечивало постоянное получение знаний, необходимое для восполнения их недостатка. Платон полагал, что образованный государственный правитель никогда не станет самодуром, но будет, напротив, рассудительным политиком, способным на бесстрашные действия в соответствии со своими внутренними неизменными представлениями о настоящей истине. Платон читал лекции в Академии, а ученики записывали его мысли. Эти лекции никогда не публиковались, они попросту не дошли до нас, так как были утеряны. Его диалоги, которые сохранились до нашего времени, были опубликованы и предназначаются для широкого круга читателей. Самым известным учеником Платона был Аристотель, который поступил на учебу в Академию в 367 г. до н. э.

Платон еще дважды побывал в Сиракузах. Он надеялся, что ему удастся оказать влияние на процесс обучения и воспитания нового тирана Сиракуз, но мечты о воспитании «царя-философа» так и не воплотились в жизнь. Платон умер в 347 году до н. э. в Афинах. Считается, что он не был женат.
...
Хроника жизни

(Все даты – до н. э.)
427 г. – рождение Платона.
422 г. – создание Аристофаном произведения «Осы».
407 г. – Платон становится учеником Сократа.
406 г. – Платон находится на военной службе.
404 г. – конец Пелопонесской войны.
400 г. – Гиппократ пишет научные труды по медицине.
399 г. – смерть Сократа.
399 г. – Платон путешествует за пределами Греции.
395 г. – еще одна военная служба.
388 г. – Платон находится в Италии и на Сицилии.
387 г. – Платон основывает Академию.
367 г. – Аристотель поступает в Академию.
367 г. – поездки в Сиракузы.
347 г. – смерть Платона.

Мысли

Платон внес значительный вклад в такие разделы философии, как метафизика, эпистемология и философия политики. Во всех этих сферах значительное влияние на Платона оказывало учение Сократа. Платон с недоверием относился к демократическому государственному устройству. Во многом это было обусловлено его шоком от того, как люди, представляющие демократию, расправились с Сократом. (Нам следует в большей степени склоняться к употреблению слова «демагогия» для описания той политической системы, к которой Платон относился отрицательно.)

Изменчивость и постоянство

Платон был одержим поиском чего-то постоянного, вечного, позволяющего человеческому разуму познать сущность окружающей действительности. Все окружающее его находилось в постоянном движении, изменялось.

Еще знаменитый писатель древности Гераклит (примерно 550–480 гг. до н. э.) отмечал факт изменчивости мира: «Вы не можете войти в одну и ту же реку дважды. Только горящее пламя вечно».

Парменид (приблизительно 540–480 гг. до н. э.) утверждал, что чувства обманчивы. Истинное бытие едино. Оно присутствует повсюду. Все, о чем только можно подумать, должно существовать, потому что мысль не может возникнуть без какого бы то ни было реального объекта. Если о какой-то вещи или каком-либо явлении можно помыслить, то эта вещь или явление должны существовать вечно. Следовательно, есть то, что неизменно. По мнению Парменида, в мире не существовало ничего преобразовывающегося, изменяющегося и исчезающего навсегда.

На моем колене шрам, потому что я упал, когда еще был маленьким мальчиком Клетки моего тела много раз изменялись с тех пор, но шрам остается. Почему? Платон пытался согласовать восприятие изменчивости вещей с доказательством их постоянства.

Аллегория пещеры

Платон был уверен, что мы понимаем суть окружающих нас вещей только в том случае, если усиленно думаем о них, постигаем их своим разумом. Это весьма непросто, и практически никто не может преуспеть в этом за короткий промежуток времени. Платон хотел показать нам, что окружающая нас реальность находится за пределами нашего восприятия и понимания. В результате большинству людей, согласно Платону, свойственно принимать окружающий мир таковым, каким он кажется на первый взгляд. Платону этого было недостаточно. Он стремился показать различия между беспечным поверхностным восприятием внешних свойств какого-либо объекта, способом познания окружающего мира обычного человека и глубоким размышлением над сущностью действительности, способом познания философа. Платон рассказал историю. Иногда она упоминается как «благородная ложь». Это значит, что данная история буквально не является правдивой, однако показывает основы мироустройства. Это аллегория пещеры.

Платон утверждает, что большинство людей будто бы находится в некоей пещере. Люди смотрят на заднюю стену пещеры. Позади них расположена другая невысокая стена. Все вещи находятся за ней, причем за этой маленькой стеной светло, так как окружающее пространство освещается солнцем. Так что же видят люди, сидящие лицом к задней стене пещеры? Они видят лишь тени вещей, которые отбрасываются светом и отражаются на стене пещеры. Но ведь это нереальные вещи. Чтобы увидеть то, каковы вещи в действительности, человеку необходимо выйти из пещеры на солнечный свет. С другой стороны, хотим ли мы выйти на свет? Большинству людей проще оставаться в пещере, они довольствуются этим, ведь при выходе они, вероятно, испугаются действительности. Им гораздо удобнее и привычнее видеть вещи такими, какими они отражаются в их пещере. Людям достаточно внешних черт действительности. Они попросту не желают видеть вещи в реальности. Они не хотят, чтобы солнце ослепило их. Только философы, намеренные потратить годы на постепенный переход от восприятия внешних черт действительности к осознанию ее реальной сущности, являются людьми, которые выходят на солнечный свет и видят окружающий мир таким, каким он существует в реальности, даже если он совсем не такой, каким они его поначалу представляли.
Откуда человек знает На формирование философских взглядов Платона оказали воздействие разные факторы. В значительной степени на Платона повлияли таинственные религиозные системы древнегреческого мира. Он боготворил математику. (Мистицизм и математика в то время были прочно взаимосвязаны.) Платон верил, что реальность является вечной, не ограниченной временем, а восприятие ее изменчивости всего лишь иллюзия. Еще от Сократа он унаследовал свой интерес к этике и пытался найти объяснение различным явлениям, происходящим в мире, основываясь на привязке их к целям, нежели исследуя их причины. Добро и благо могут быть познаны человеком только посредством комбинированного изучения интеллектуальной и нравственной науки.

Значимость философа Эта предубежденность привела Платона к выводу, что наилучшее государство должно быть всегда неизменным и, следовательно, настолько идеальным и совершенным, насколько это вообще возможно: доброта и реальность вечны. Лучшими государственными правителями будут люди, которые поймут вечность добра. Только люди, усвоившие и осознавшие это, смогут управлять государством. Обучение государственных правителей должно занимать длительное время, быть всесторонним и усердным. В курс обучения обязательно следует включать математику, так как без нее никакая мудрость невозможна. Мудрость – состояние разума, которое достигается весьма медленно, но делает человека способным к разумному управлению государством. Свободное время играет ключевую роль в процессе достижения мудрости. Человек не может найти время для размышлений, если ему приходится зарабатывать на жизнь.

Три составных элемента души Платон верил, что человеческая душа состоит из трех частей. Во-первых, она включала рациональную часть, разумное начало. Мудрость, по-видимому, являлась главным достоинством этой составной части души. Во-вторых, в душе присутствовала духовная, энергетическая составляющая, то есть яростное начало. Храбрость, отвага и смелость были главными достоинствами этого элемента души. В-третьих, последней составляющей человеческой души являлась часть, стремящаяся к удовлетворению человеческих желаний, то есть вожделеющее начало. Главными достоинствами в данном случае являлись умеренность и покорность.

Теория идей Платона

Центральная часть главной и известной работы Платона «Республика» содержит его философские размышления. Здесь Платон пытается сказать нам, что государство не будет беззаботно существовать до тех пор, пока философы не станут царями. «Республика» – поздняя работа Платона, она рассматривается как совокупность типичных идей, принадлежащих Платону, даже несмотря на то, что многие из них были первоначально высказаны Сократом.

Философ определяется как «человек, который живет, дабы лицезреть истину». Он не питает любви к красивым вещам, добрым поступкам или справедливым действиям, однако он любит абсолютную красоту, абсолютное благо и абсолютную справедливость. Человек, который любит просто красивые вещи, добрые поступки или справедливые действия, располагает всего лишь одним мнением, но не имеет знаний. Мнение о том, что есть и чего нет, вполне может быть ошибочным. Мнение является только частностью, выступающей в качестве связующего звена между чем-то существующим и чем-то несуществующим. Мнение относится к миру ощущений свойств отдельных объектов. Философ, напротив, располагает знанием. Знание о том, что есть, а чего нет, не может быть ошибочным. Знание связано со сверхчувствительным вечным и беспредельным миром.

Теория Платона, которая также называется теорией форм, – это его непревзойденное творение. Это теория, показывающая важность общей классификации понятий. Слово «стол», к примеру, не означает непосредственно тот стол, за которым я работаю сейчас, или стол, который находится напротив меня, но обозначает «стол» в общем. «Стол» означает настоящую реальность. С другой стороны, стол напротив меня или стол, расположенный вблизи вас, – это только отдельные частные проявления «идеи», или «формы» стола.

Философ рассматривает «форму», или «идею», стола. Философы не занимаются исследованием отдельных столов, собак, государств и т. д. Философия представляет собой видение истины, пусть мысленное, но все же обусловленное страстной любовью ко всему тому, что является лучшим, чистейшим и высшим.

Влияние Спарты на философские взгляды Платона

Государственное и социальное устройство Спарты оказало большое влияние на теорию Платона об идеальном государстве. В длительной войне Спарта нанесла сокрушительное поражение Афинам. Афинян удивляли суровость и простота успешной и весьма эффективной (по-видимому) государственной организации Спарты. Граждане Спарты готовились исключительно к войне. Самоцелью существования государственной организации было выведение расы непобедимых воинов. Девочки должны были физически упражняться так же усиленно, как и мальчики. Их главной задачей было воспроизведение потомства. Рабы возделывали землю и производили продукты питания (помимо этого, они также имели потомство). Земля была разделена поровну между гражданами; различия между бедными и богатыми сводились к абсолютному минимуму. Прием пищи осуществлялся совместно. Образование детей строилось на суровой и жесткой системе обучения и воспитания. В обществе всячески поощрялась высокая рождаемость. Дети принадлежали не их кровным родителям, а всему обществу.
...
«Республика»

В «Республике» Платон детально описывает устройство идеального государства. Сократ (герой Платона и глашатай его мыслей) показывает, что справедливость намного превосходит несправедливость и стоит всяческих затрат из-за той пользы, которую приносит, а не из-за последствий, имеющих место по причине ее наличия в обществе. Сократ, таким образом, придерживается мнения, что очевидным является наличие справедливости на уровне государства, а не на уровне отдельной личности. Сократ описывает идеальное государство, где справедливость представляется как руководящее начало.

В идеальном государстве общество должно быть разделено на три класса граждан: философы-правители, воины и производители. Философы (в равной степени как мужчины, так и женщины) – люди, чей разум преобладает над всеми остальными сторонами личности. Им следует управлять государством, но только после длительного периода, включающего многочисленные умственные и физические тренировки. Платон полагает, что лучший способ обучения в данном случае – труд. Людям необходимо жить совместно, у них не должно быть личного имущества, а следовательно, не должно возникать искушений, обусловленных накоплением богатства. После первоначального годового этапа в процессе обучения начинает превалировать специализация – ученики становятся либо философами-правителями, либо воинами. Воины выбираются из числа тех учеников, чья духовная составляющая наиболее сильна. Им следует развивать в себе храбрость и смелость, упражняться для осуществления защиты и охраны государства. Основные достоинства рабочих заключены в стремящейся к удовлетворению своих желаний душе. Они должны следить за производством материальных благ и еды для государства. Таким образом, в идеальном государстве Платона закреплялось строгое разделение труда. Справедливость идеального государства заключалась в том, что каждый класс граждан выполнял свои определенные обязанности и функции, для которых данный класс и существовал. Люди, принадлежащие к тому или иному классу, специально избирались и обучались для выполнения необходимых функций. Был возможен переход из одного класса в другой.

Государство должно быть неразрывно связано с обучением. Изучаться людьми должно лишь то, что несет им благо и является истинным. Поэты, к примеру, используют красивый язык и изображения, которые буквально не являются истинными, а зачастую даже описывают безнравственные сюжеты. Тонкости речи, так часто применяемые поэтами, могут оказать дурное и даже опасное влияние на простого человека. По этим причинам Платон не включил поэтов в социальную структуру своего идеального государства.

Браки между мужчинами и женщинами в идеальном государстве должны были происходить время от времени и являться массовыми мероприятиями. Фактически все было устроено так, что только лучшие достигшие половозрелого возраста мужчины и женщины сходились вместе и давали потомство. Это способствовало совершенствованию общества, укреплению здоровья и физической силы будущих поколений граждан. Дети отбирались у родителей сразу после рождения и воспитывались обществом, им не следовало знать, кем были их настоящие родители. Идеальное государство в целом было основано на всяческом стремлении к достижению социального блага, нежели блага конкретной личности; личность просто-напросто отодвигалась на второй план.

...
«Симпозиум»

Эта работа связана с исследованием наивысших форм любви. Вы никогда не задумывались над тем, почему платоническая любовь получила такое название? Это форма любви, о которой Платон говорит в «Симпозиуме» и важность которой он фактически отстаивает. («Симпозиум» в переводе с греческого языка означает «пир». На пиру люди очень часто высказывали свои мнения по различным вопросам и спорили друг с другом. Поэтому в современном языке слово «симпозиум» употребляется в значении собрания, преследующего научные цели.)

Федр говорит, что любовь между двумя людьми, один из которых является добродетельным, а другой юным, – это высшее проявление любви. Такая любовь считается самой значительной предпосылкой для благородной жизни и благородства в целом.

Павсаний проводит различие между плотской любовью с одной стороны и добродетельной философской любовью с другой. Любовь к добродетели и философии, как утверждает Павсаний, представляется божественным проявлением любви.

Эриксимах заявляет, что любовь – это господство гармонии, умиротворяющей и успокаивающей все противоречащие друг другу элементы в теле человека.

Аристофан, подшучивающий в рамках этого серьезного рассуждения, заявляет, что первоначально человеческое тело было круглым и имело четыре руки, четыре уха, два лица и т. д. Затем, как говорит Аристофан, боги в наказание разделили тело каждого человека пополам, и с тех самых пор эти половинки ищут друг друга, чтобы воссоединиться в любви.

Агатон говорит, что Любовь самая юная и красивая из богинь, которая располагает всеми добродетелями.

Сократ утверждает, что, начиная с самой обычной любви к физической красоте, человек углубляется в познание идеального духа красоты. Именно таким способом человек достигает состояния божественной Любви.

Выводы

Благодаря Платону мы видим, как философия делает значительный и уверенный шаг в сторону от ранних религиозных и мифологических типов мышления. Однако в то же самое время философия не отказывается окончательно от прежних способов мышления. Платон никогда не был приверженцем механицизма, он никогда не ограничивал области человеческого познания. Он всегда указывал на то, что человек может познать что-то большее, чем уже знает. Согласно Платону, наши старания превзойти уже имеющиеся знания и достижения не ограничены. Так что же это: сила или слабость?

Основываясь на том, что возможно познать настоящую истину, а не только то, что всего лишь поверхностно и видится на первый взгляд, Платон приходит к предположению, что существует реальный мир, в который разрешен доступ только посвященным, особой категории людей. Но есть ли какие-нибудь другие доказательства существования реального мира, находящегося за пределами видимого, помимо доказательств, предложенных самим Платоном?

Его теории о разделении души на части и всего населения идеального государства на классы, основанные на способности людей выполнять определенные общественные функции, являются весьма грубыми, им не хватает некоей философской ясности и определенности. К тому же описанное Платоном устройство идеального государства не позволяет даже предполагать о наличии в жизни его населения какого-либо разнообразия и богатства, интересов и перспектив развития. Более того, трудно подумать, что, к примеру, воины абсолютно не могут ценить искусство, а философы совершенно не подвержены никаким искушениям и не имеют никаких желаний.

Его теория форм могла быть более уместной как теория логической классификации неких объектов (вопрос логики и языка), а не как метафизическая теория.

Теория форм Платона представляет нам его попытки объяснить то, как мы ощущаем и познаем изменчивость и постоянство. По мнению Платона, мы ощущаем изменчивость того или иного объекта или явления сперва посредством наших чувств, а уже потом с помощью разума осознаем происходящее изменение в то время, когда оно уже достигает своей середины. Постарайтесь обратить внимание на другие подходы к рассмотрению данного вопроса во время чтения или выработайте собственные предположения на данный счет.

Когда мы абстрагируемся и используем при разговоре понятия абсолютной истины, красоты и справедливости, неужели мы, сами того не предполагая, применяем теорию форм Платона?

Недоверие Платона к демократии обусловлено ее слабостью, которую он лично видел в течение своей жизни. Платон даже не интересовался тем, как можно усовершенствовать демократию. Это уже видно по стилю его речи: справедливость не может привести к несправедливости. Впрочем, имеет место эмпирический факт, свидетельствующий о том, что при отдельных обстоятельствах учтивый человек может проявить свою неучтивость или умелые люди могут показаться в отдельных случаях неумелыми и неграмотными и т. д. Повышенный интерес Платона к универсальным общим определениям стал предпосылкой его нежелания использовать язык способами, не позволяющими все четко разделять на отдельные категории.

Восхищение Платона Спартой (и ее последними успехами) стало причиной того, что философ не замечал множества отрицательных черт в ее государственном и социальном устройстве.

Представление о том, что наличие справедливости было основанием для гармоничного функционирования спартанской социальной структуры, а именно общественных классов, является весьма странным и непонятным для нас. Тем не менее во времена Древней Греции именно государство определяло нравственную основу жизни общества. В средневековой Западной Европе нравственные ориентиры общества определялись церковью. В настоящее время существует представление о том, что нравственные ориентиры определяются самой личностью. Хорошо ли это или плохо: что мы приобрели от этого, а что потеряли?


* * *
Вы читали онлайн: философ Платон: жизнь, учение, философия кратко, интересно.
Можно использовать студентам вузов и школьникам для доклада и реферата.
.............................................................
Фридрих Ницше : и другие философы

 

 
ГЛАВНАЯ
 
Сократ     Платон
Аристотель    Эпикур
Зенон   Фома Аквинский
Декарт       Локк
Монтескье      Спиноза
Дэвид Юм        Кант
Маркс       Ницше
Витгенштейн   Хайдеггер
Сартр      Деррида

                 

                  
Вся философия кратко
Идеи философии
Философы и их философия
 
Философия кратко 1
Философия кратко 2
Философия Ницше кратко
  
Биографии философов 1
Биографии философов 2
Биографии философов 3
 
История западной философии 1
История западной философии 2
История западной философии 3
 
Интересная философия
мысли и высказывания
краткое содержание: конспект
произведения кратко
Экзистенциализм
 
Ницше биография
Ницше идеи философии
Ницше кратко
Сверхчеловек Ницше
Ницше философия
 
Жизнь и философия Ницше
Ницше и его философия
Жизнь Фридриха Ницше

   

 
   Философы и Философия кратко: жизнь, учение, идеи: читать онлайн