Сократ и Платон: о философах

     
Сократ и Платон (подборка текстов о философах)
 
Сократ (Sokrates): (469—399 гг. до н.э.). Философ.
Афинянин из дема Алопека, сын Софрониска (скульптор или каменщик) и Фенареты. Служил в афинском войске гоплитом. В довольно зрелом возрасте женился на Ксантиппе (возможно, это был его второй брак). Будучи председателем народного собрания, отказался вынести на голосование незаконное предложение о казни полководцев, потерпевших поражение при Аргинусах. Также отверг предложения «тридцати тиранов», которые пытались втянуть его в свои преступления. После восстановления демократии в Афинах был приговорен к смерти за то, что «придумывал новых богов» и «разлагал молодежь». Отказавшись бежать в течение предоставленных ему после вынесения приговора 30 дней, покончил с собой, выпив яд цикуты. Изначально Сократ интересовался философией природы, однако затем отошел от нее в пользу размышлений этического характера. Вокруг Сократа собрался довольно разнородный кружок друзей и молодых людей, желавших учиться у него. Огромное влияние на философов последующих периодов оказала прямота и философский стиль жизни Сократа. Он не писал книг, и все знания о нем взяты главным образом из сочинений Платона, Аристофана и Ксенофонта. 

Философия Сократа и Платона: кратко


Главное место в сократовской философии принадлежало этике, причем Сократ уделял большое внимание знанию и полагал, что правильное знание следует определять с помощью двух методов:

1) метода выделения общего из ряда частных случаев;

2) метода выделения признаков, упущенных при общем анализе.

Метод Сократа был вполне научным в плане выявления знания. Он был впоследствии назван Аристотелем индукцией, или приемом выявления определений для общих понятий. Сократ обучал искусству обобщения, искусству находить правильные определения общих понятий. Обучение это велось в форме диалогов, в процессе которых ученики в действительности не приобретали новых знаний, а лишь проясняли с помощью учителя те, которые они знали. Сам Сократ называл свой метод преподавания маевтикой – «повивальным искусством», т. е. искусством рождения уже имеющегося у человека знания, присущего его душе до того, как она воплотилась в его теле. Сам же Сократ утверждал: «Я знаю только то, что ничего не знаю».

Индуктивный метод Сократа прежде всего ориентирован на обоснование его этических воззрений. В чем состояла этика Сократа?

Нравственные стремления присущи каждому человеку, и для их превращения в добродетель ему важно вспомнить, что есть добро. Знание же добра уже содержится в бессмертной душе каждого человека.

Человек должен стремиться к знаниям, что для Сократа было тождественным стремлению к добродетели.

Добродетели можно обучить при помощи умственного образования.

Так как добро присуще изначально душе человека, то каждый человек должен проявлять заботу о душе и ее совершенствовании.

Таким образом, учение Сократа явилось началом логики и этики. Оно не было систематическим, так как Сократ ничего не писал, а лишь ограничивался беседами с учениками на этические темы. Из всех учеников Сократа вполне понял и развил его учение Платон.

Платон стал первым греческим философом, создавшим целостную концепцию объективного идеализма, суть которой состоит в том, что мир идей, понятий, мыслей признается им в качестве первичного по отношению к миру вещей.

Материальное бытие создается Творцом-демиургом наподобие того, как человек создает конкретную вещь. Этим Демиургом является разум, который и формирует материальный мир из хаоса, бесформенного движения, приводит вещи «из беспорядка в порядок».

Теория познания Платона построена на том, что человек имеет врожденные идеи, «припоминая» которые он открывает для себя мир.

Само познание есть процесс созерцания разумом высших сущностей, и делится этот процесс на два этапа. Вначале познание осуществляется чистой душой, ибо еще до рождения тела она уже все видела. Однако когда душа вселяется в тело человека, то к процессу познания подключаются его телесные органы чувств. Вселившись в тело, душа сохраняет, но не осознает свои знания. В процессе развития человека она вспоминает свои знания, которые видела раньше. При этом чувственно-эмпирический опыт является лишь толчком к воспоминанию, поэтому Платон советует обращаться к душе, минуя по возможности органы чувств. Сделать это можно при помощи речи, а основным средством воспоминания является метод диалектики – беседа.

Человек являет собой единство души и тела, в основе которого лежит душа, ибо она бессмертна. Поскольку душа существует до воплощения в тело, то ее существование не зависит от тела, а разрушение тела не есть разрушение души. Простые сущности не разрушаются; душа же есть простая сущность, поэтому она не может распадаться на составные части, а только таким образом происходит уничтожение. Душа есть воплощение идеи жизни, поэтому она не может подвергаться смерти.

Платон делит души людей на 3 категории в зависимости от того, какое начало в них преобладает: разум (философы), страсть (стражники и воины) и вожделение (крестьяне, торговцы, ремесленники).

Гармоничное общество есть результат осознания и исполнения каждым из граждан своего природного и законодательного предназначения.

Формой идеального государства, по мнению Платона, может быть как монархия, так и аристократия и демократия, но предпочтение он отдавал монархии. В реальной жизни нередко названные формы государства перерождаются в тиранию, олигархию или демагогию. А происходит это тогда, когда властители выражают не народный, а личный интерес. Чтобы такого не было, Платон требует правильно организовать воспитание граждан. Философы должны пройти длинную дорогу обучения мудрости, прежде чем стать правителями; чтобы сформировать у воинов мужество и волю, избежать конфликтов на почве зависти и ревности, необходимо для этого слоя ввести общность имущества, жен и детей.

Крестьяне, ремесленники, торговцы нуждаются в воспитании чувства умеренности и самоограничения.

Философия Платона оказала огромное влияние на все последующее развитие философского знания и нашла свое продолжение в философских взглядах его ученика Аристотеля.

Сократ в «Диалогах» Платона

Образ Сократа сформировался благодаря дошедшим до нас «Диалогам» Платона. К сожалению, теперь трудно отделить философию Сократа и идеи самого Платона, высказанные в диалогах. Мысли Сократа послужили основой для развития большинства последующих философских школ. В своих беседах Сократ не отвечает на вопросы, он ставит их, искусно побуждая собеседника к самостоятельному поиску истины.

Сократ в «Пире»

Фактически, у "Пира" нет вступления - мы сразу врываемся в бурный поток действий и диалогов. Действие начинается с беседы некоего Апполодора (из Фалера) и его друга. Друг просит рассказать о том пире у Агафона, где были Сократ, Алкивиад и другие, и узнать, что же это за речи там велись о любви.

Присутствующие на «пире» (Агафон, Сократ, Алкиавид, Федр, Эриксимах, и др.) сходятся с мыслью о том, чтобы допьяна не напиваться, а пить лишь для собственного удовольствия, а также провести беседу и "как можно лучше сказать похвальное слово Эроту*" (прим. в древнегреческой мифологии – бог любви).

В диалоге содержится семь речей, в каждой из которых трактуются разные аспекты одной темы – темы любви. Эта тема истолковывается участниками по-разному. Некоторые считали что "Эрот - древнейший бог", другие - "что он молод и юн". Одни - что он "беден и бос", другие – что он, наоборот, "безгранично богат".

Речь Сократа занимает в пире особое, если не сказать, почётное место. Она имеет свою особенность, так как он сразу говорит, что скажет об Эроте правду. Получается, что все остальные говорили неправду.

В начале беседы Агафон, соглашаясь с одним из замечаний Сократа, говорит: «Я не в силах спорить с тобой, Сократ». На что Сократ отвечает: "Нет, милый мой Агафон, ты не в силах спорить с истиной, а спорить с Сократом дело нехитрое".

Далее Сократ переключает свой речь об Эроте на рассказ о женщине по имени Диотима, чьи речи очень нравились Сократу. Сократ соглашается с Диотимой, считая, что цель Эрота - овладение благом, но не каким-либо отдельным, а всяким благом и вечное обладание им. А так как вечностью нельзя овладеть сразу, возможно только овладевать ею постепенно, т.е. зачиная и порождая вместо себя другое, значит, Эрот есть любовь к вечному порождению в красоте ради бессмертия, а ради него и существует любовь. Люди одержимы желанием сделать громким своё имя. Другой способ достичь бессмертия – оставить потомство телесное, то есть размножить себя. Многие говорят: "Я живу ради своих детей", эти люди стремятся утвердить себя в генах и мыслях, ради этого и существует любовь.

Несмотря на наличие разных версий, все сходятся в том, что путь любви – это стремление к прекрасному.

Сократ в «Федре»

В «Федре» показана философская беседа Сократа с Федром, частым собеседником Сократа. В этой беседе Сократ отвергает ложное красноречие и доказывает, что риторика должна быть ценной только при условии, что она опирается на истинную философию.

В диалоге Сократ выступает против египетского бога Тевта (Тота), которому египтяне приписывают изобретение письменности. Сократ высказывается против письменности: письменность делает знание внешним, мешает глубокому внутреннему усвоению; письмена мертвы, сколько их ни спрашивай, они твердят одно и то же, благодаря письменности знания доступны всем и всякому. Сократ предпочитал записанному монологу живой разговорный диалог.

Диалог разворачивается в окрестностях Афин. Федр зачитывает Сократу речь Лисия о том, что влюбленные дурны, поскольку ревнивы, назойливы и дают много пустых обещаний. Сократ соглашается, однако остановленный своим «демоном» осознает, что тем самым он богохульствует против Эрота. Отсюда Сократ произносит речь в защиту любви, видя в ней род божественного неистовства, влекомого идеей красоты. Раскрывается значение истинной любви, изображение любви связывается с рассмотрением природы души.

Философия Платона

В числе тех, кто считал себя учеником Сократа, был Платон (428/427 до н. э. - 348/347) - один из крупнейших философов Древней Греции. В отличие от Сократа, он не только не отказывался учить других, но даже основал школу в Афинах, которую прозвали Академией.

Он разработал учение об идеях. Идеи это прообразы, сущности и гипотезы вещей, предел, к которому вещи стремятся в своем становлении. Все вещи в мире изменчивы, текучи, пребывают в непрестанном становлении, ни одна вещь не повторяет другую и даже сама от себя отличается в разные моменты времени. Тем не менее мы способны распознавать вещи, относить их к определенным видам. Таким образом, идея выступает принципом осмысления вещи, благодаря которому текучая реальность не расплывается перед нашим взором в бесформенную массу, но представляется в виде множества определенных вещей.

Человек способен постигать идеи в их единстве и раздельности благодаря диалектике. Диалектикой Платон называл умение ставить вопросы и давать ответы, различать и обобщать. Диалектика - это умение рассуждать, мыслить логически. Благодаря диалектике наши знания достигают предельно возможной для человеческого ума ис¬тинности.

Платон критиковал все реально существовавшие формы государственного устройства, видя в них лишь отдаленные подобия идеального государства. Государство возникает потому, что люди поодиночке не могут удовлетворить всех своих потребностей. По мнению Платона, в идеальном обществе должны быть три сословия: философы, воины и работники. Цель человеческой жизни Платон видел в нравственном воспитании и очищении, он ориентировал на достижение этой цели всю организацию общественной жизни.

Философия Платона (подробнее)

Древнегреческий философ. Настоящее имя - Аристокл. Прозвище Платон («широкоплечий») дал ему учитель гимнастики. Получил прекрасное для того времени образование: обучался грамоте у Дионисия, занимался борьбой и живописью, сочинял трагедии и песни. С ранних лет мечтал стать политиком.
В двадцатилетнем возрасте Платон стал учеником Сократа, и оставался им 8 лет, до самой смерти учителя. Осуждение и казнь Сократа вызвали в нем глубокое разочарование в политике. Он сжег все, что написал, и посвятил себя исключительно философии. Вместе с некоторыми другими учениками Сократа покинул Афины и отправился в Мегеры, где жил Эвклид — также последователь великого философа. Там Платон провел более десяти лет, изредка выезжая в Египет.
Примерно в 388 г. до н.э. Платон посетил Италию, где познакомился с последователями учения Пифагора. К тому времени к нему возвратился интерес к политике. 13 Сиракузах мыслитель встретился с тираном Дионисием и его племянником Дионом, в лице которого нашел единомышленника. Платон мечтал сделать Диона своим достойным учеником, а в будущем превратить его в «философа на троне». Возможно, это бы ему удалось, но Платон оскорбил Дионисия, заявив, что «не все то к лучшему, что на пользу лишь тирану, если тот не отличается добродетелью», и за это был продан в рабство. Его выкупили друзья.
Примерно в 386 г. до н.э. Платон возвратился в Афины. Здесь он открыл собственную философскую школу под названием Академия. Вход в Академик) украшала надпись «Да не вступит сюда человек, не сведущий в геометрии!», так как Платон положил в основу обучения метод математики. Новая философская школа пользовалась популярностью. Образование в Академии получали разностороннее: здесь обучались математике, диалектике, астрономии, естествознанию и другим наукам той эпохи. Методика обучения восходила к сократическим беседам, спорам, диалогам и получила яркое отражение в сочинениях самого Платона. Философ посвятил Академии 20 лет жизни.
Основной задачей своей философской и педагогической деятельности Платон считал создание проекта идеального государства и воспитание философа, способного к государственной деятельности. Правильно устроенное государство, по его мнению, состоит из трех сословий: ремесленников, стражей и правителей. Это деление основывается на учении о трехмастном строении души: о вожделеющем, пылком и разумном ее начале. Взгляды философа на государство получили отражение в самом крупном его произведении «Государство», в котором наиболее полно и систематично представлено учение Платона о человеке, мире и познании.
Примерно в 370 г. до н.э. Платон, не переставая интересоваться политикой, создал учение об эйдосах (идеях), которое получило отражение в диалогах «Менон». «Пир», «Федр», «Федон». Проблема отбора и передачи научных знаний у Платона связана с его представлением о «мире идей», особом интеллектуальном мире, по сути дела — мире человеческого знания. По мнению Платона, идеи - вечны, а вещи — лишь тени идей, их отражения.
Философ считал, что бессмертные, божественные идеи являются мощным импульсом, изнутри воздействующим на формирование человека. Таким образом, им впервые была поставлена проблема факторов формирования личности. В соответствии со своим учением о мире идей Платон предлагал окружить ребенка впечатляющими образами прекрасного и доброго, которые должны пробуждать в его душе воспоминания об идеальном мире.
Педагогические суждения Платона выросли из его философского видения человека и мира. Он выдвинул идею создания системы государственных школ и полагал, что в идеальном аристократическом государстве воспитание детей в семье и школьное обучение должны осуществляться под контролем государства и в его интересах. Философ различал собственно воспитание и уход за детьми. Воспитанием называлась деятельность, направленная на пробуждение и развитие у детей одухотворенности.
Платон выделил три уровня обучения:
Первый — начальный: обучение должно быть всеобщим (для свободных граждан). Особое внимание следовало уделять музыке и гимнастике, воспитанию эстетического вкуса. В программу обучения включались овладение грамотой и математическим счетом, а также простейшая трудовая подготовка. Непременным условием было обучение посредством игры.
Второй уровень — промежуточный, с более углубленной физической и интеллектуальной подготовкой. Здесь изучались арифметика, планиметрия, астрономия, гармония. Предусматривалась и подготовка к различным профессиям.
Два первых уровня образования рассматривались как ступени к возможному прохождению третьего — высшего образовательного этапа. Он предназначался для тщательно отобранных молодых людей, которым суждено стать учеными, воспитателями, юристами. Высший этап делился на два длительных цикла — 10 и 15 лет. В его программу включались теоретические дисциплины: геометрия, риторика, астрономия, музыка.
Платон размышлял о практически пожизненном воспитании, которое обеспечивало бы постепенное восхождение к миру идей. Последнее, по его мнению, возможно только при наличии тесной духовной связи между наставником и учеником (позже ее стали называть платонической любовью).
Платон стоит у истоков разработки обширного комплекса проблем обучения и воспитания. Наследие великого философа пользуется особым вниманием педагогики 

* * *
Вы читали онлайн: Философия Сократа и Платона.
Ответы на вопросы по философии: для экзаменов, докладов, рефератов.
Конспекты, статьи, лекции, тексты по философии Сократа и Платона. 
Можно использовать студентам вузов и школьникам.
.............................................................
Фридрих Ницше : и другие философы

 

 
Главная
 
Сократ философия  1
Сократ философия  2
Сократ философия  3
Сократ и Платон
Сократ и Аристотель
Сократ и софисты
Сократ цитаты
Сократ афоризмы
Сократ высказывания
Сократ вопросы ответы
Сократ кратко понятно
Сократ жизнь философия
Сократ жизнь философия
Сократ идеи
Сократ учение
Сократ биография
Сократ мысли
                 

                  
Вся философия кратко
Идеи философии
Философы и их философия
 
Философия кратко 1
Философия кратко 2
Философия Ницше кратко
Жизнь и философия
  
Биографии философов 1
Биографии философов 2
Биографии философов 3
 
История западной философии 1
История западной философии 2
История западной философии 3
 
Интересная философия
мысли и высказывания
краткое содержание конспект
произведения кратко
Диоген   Платон
   

 
   Философы и Философия: читать онлайн