Сократ, Аристотель и Платон

     
Философия Сократа, Аристотеля и Платона
 
Сократ(469-399 гг. до н.э.)


Сократ

происходил из бедной афинской семьи (отец был каменотесом, мать - повитухой). Первоначально учился у софистов, из которых наиболее видными были Протагори Горгий. Софисты были первыми платными учителями мудрости, в основном обучали риторике, красноречию. Протагор утверждал, что «человек есть мера всех вещей», Горгий говорил, что ничего не существует, а если бы и существовало, то его нельзя было бы познать, а если и можно было бы познать, то это познание нельзя передать другому, т.е. объяснить. С «мудрствованием» софистов Сократ не согласился, разошелся с ними во взглядах и после Сократа само имя «софист» стало бранным. В центр своих философских интересов он поставил проблему субъекта – человека.

Вокруг Сократа сгруппировалось много слушателей и учеников. Среди них – такие впоследствии видные политические деятели, как Алкивиад и Ксенофонт, а также будущий гениальный философ Платон, по конспектам которого мы знаем об учении Сократа (сам учитель ничего не писал). На переломе V и IV вв. до н.э. Сократ предстал перед судом по обвинению в том, что «не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества и повинен в том, что развращает юношество». Сократ был признан виновным и присужден к смертной казни. У него были возможности избежать судебного процесса и даже после приговора уйти из заключения, но он своей вины не признал и добровольно ушел из жизни, выпив чашу с ядом (цикутой).

Целью жизни Сократ считал самопознание, «воспитание людей». О себе скромно говорил: «Знаю, что ничего не знаю». Он в беседах применял эвристический метод, названный им «майевтикой» (букв.: акушерство), позволяющей путем вопросов и ответов родить истину. Сократ отождествил добро и знание; зло, по его мнению, происходит от незнания, от путаницы между знанием и незнанием. Цель жизни – достижение общего блага, деяния в соответствии с главными принципами добродетели (мудрость, мужество, умеренность, справедливость). Общие философские проблемы Сократ решает о духе объективного идеализма, восходя индуктивным способом к наиболее общим категориям.

Платон (427-347 гг. до н.э.) –

представитель афинской аристократии, ученик Сократа. Его подлинное имя – Аристокл; имя «Платон» получил по одной версии из-за широких плеч (platus - широкий), т.к. был в юности борцом на Олимпиадах, по другой версии – из-за широты своих воззрений. Платон много путешествовал, активно участвовал в политической жизни.

Платон оставил обширное философское наследие («Апология Сократа», «Законы», «Государство», 34 работы в форме диалога и др.). В сочинениях Платона содержится упоминание об Атлантиде. Его сочинения считаются образцом стилистики. Платон основал первую в мире Академию (в Афинах).

Платон – один из крупнейших объективных идеалистов. Он создал «теорию идей». Согласно этой теории, первичен, неизменен и совершенен мир идей. Материальный же мир, который мы познаем своими чувствами, является лишь «тенью» мира идей, т.е. вторичен. Мир теней преходящ, мир идей вечен.

Платон в своих общих взглядах на мир близок к идеям пифагорейцев, с которыми поддерживал личные связи. Мистика чисел не была ему чужда. Он верил в реинкарнацию, переселение душ. На этой основе им была создана оригинальная теория познания, или «теория воспоминаний». Согласно этой теории, чувства только мешают познанию, а потому следует закрыть глаза и заткнуть уши и дать возможность предаться многоопытной душе воспоминаниям.

Платону принадлежит и теория идеального государства, в котором взаимодействуют три социальные группы. Этими группами являются правители – философы, стратеги – воины, производители – земледельцы и ремесленники. У первых двух социальных группа (классов) – общая собственность, в том числе общие жены, общественное воспитание детей и т.п. Из реальных форм государства Платон рассматривает аристократию, тимократию, олигархию, демократию, тиранию.

Мораль, искусство, воспитание Платон подчиняет потребностям государства.

Аристотель
родился в 384 г. до н.э. в гор. Стагире (Македония).
По этой причине его именуют нередко Стагиритом. В 17 лет он уходит в Афины, где становится учеником Платона. Здесь он пробыл почти 20 лет, но правоверным последователем Платона не стал, даже критиковал его «теорию идей», развил собственные воззрения («Платон мне друг, но истина дороже»), покинул Афины и в Македонии становится учителем сына правителя Македонии – Александра.

Аристотель создал самую обширную научно-философскую систему из всех существовавших в античности. Им были созданы новые научные направления, он вместе со своими учениками систематизировал накопленное знание. Он написал более 150 научных трудов и трактатов. Среди них – «Метафизика» (название дано случайно его учениками после смерти учителя), «Физика», «Политика», «Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Риторика», «Поэтика», «Органон» и другие.

Основой бытия Аристотель считает первую материю – потенциальную предпосылку всего сущего. Материя – это четыре элемента (земля, вода, воздух, огонь); к ним Аристотель добавляет пятый («квинт-эссенцию») – эфир, который однако не представляет собой обособленный элемент, но входящий во все четыре и являющийся связующим звеном между ними. Материя взаимодействует с формой, и действительное бытие – это единство материи и формы (по Аристотелю, форма важнее материи, т.к. первая активна, вторая пассивна). Аристотель учит о вечности движения. А источником его считает неподвижный первый двигатель (бог). Существует, по Стагириту, шесть видов движения: «возникновение, гибель, увеличение, уменьшение, перемена и изменение места».

Глубоко и всесторонне Аристотель исследует философские категории: пространство и время, возможность и действительность, сущность и явление и другие. Особое место отведено причинности. Аристотель различает четыре основных вида причин: материальную, формальную, активную (кинетическую) и причину целевую (кауза финалис). Цель Аристотель обозначает понятием энтелехия.

В учении о сознании Аристотель придерживается взгляда о том, что в человеке взаимодействуют душа и тело. Душа, как он считает, имеет три уровня: вегетативный (душа растений), эмоциональный (преобладающий у животных) и разумный, присущий лишь человеку. Познание Аристотель рассматривает как развивающийся процесс с такими уровнями, как ощущение, представление, опыт (усиленный памятью), искусство и наука (вершины познания).

Человека Аристотель рассматривает как общественное существо («зоон политикон»). Естественной сущностью человека он считает жизнь в государстве. Рабовладение, по Аристотелю, также является естественным, люди в государстве не равны. «В каждом государстве, – пишет он, – мы встречаем три класса граждан: очень зажиточные, крайне неимущие и третьи, стоящие в середине между теми и другими». Люди первой категории, по мнению Аристотеля, по преимуществу становятся наглецами и крупными мерзавцами, люди второй категории – подлецами и мелкими мерзавцами. «Средний достаток – из всех благ всего лучше, он рождает в людях умеренность» - заключает Стагирит.

Аристотель выделил три хорошие и три дурные формы государства, последние возникают как деформация хороших. Хорошие – это монархия, аристократия и политея. Дурные – это тирания (деформация монархии), олигархия (деформация аристократии) и демократия (деформация политеи).

Много внимания Аристотель уделил морали. Он отверг взгляд Сократа на тождество знания и добра. Он показал, что соединить знания и зло вполне реально; злой гений («дейнос») реально существует. Добродетели Аристотель разделил на дианоэтические (разумные) и этические, относящиеся к характеру человека. Основу уравновешенной и благополучной жизни он видел в умеренности. Через всю этику Аристотеля проходит принцип активной деятельности человека.

Неоценим вклад Аристотеля в такие области человеческого знания, как логика (фактически он создал формальную логику), эстетика, риторика и др.

Философия Аристотеля

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) считал себя учеником Платона. Критикуя своего учителя, он возражал против вынесения идей в особый, высший мир и, значит, удвоения мира. У всякой вещи и всякого движения и изменения есть свои причины. Все многообразие причин Аристотель сводил к четырем: 1) форма, или сущность, 2) материя, или субстрат, 3) начало движения, 4) цель.

Аристотель классифицировал науки и выделил следующие знания: теоретические (философия, математика и физика), практические (этика и политика) и созидательные (искусства, ремесла, прикладные науки). Знания, по его убеждению, тем ценнее, чем более далеки они от утилитарных целей. Созерцательная жизнь, чуждая коры¬столюбию, посвященная познанию, истине - наилучший образ жизни, ведущий к божественному блаженству. По сравнению с философией, познающей первоначала, "все другие науки более необходимы, нежели она, но лучше - нет ни одной". Цель человеческих стремлений - блаженство. Причем Аристотель имел в виду бла¬женство в "земной" жизни

Государство, по Аристотелю, возникает в силу естественных причин: государственная власть может принадлежать одному, немногим или многим. Она может употребляться на благо всего общества или только обладателей власти. Соответственно этим критериям Аристотель выделяет шесть форм политического устройства. Если люди, стоящие у власти, стремятся к благу всего общества, то образуются правильные формы государства: 1) монархия, 2) аристократия, 3) полития. Если властвующие стремятся только к своей корысти, то образуются формы, уклоняющиеся от правильных: 4) тирания, 5) олигархия, 6) демократия. В любом случае наилучшим видом государственного устройства будет "тот, в котором управление сосредоточено в руках наилучших".
 
Философия Аристотеля (подробнее)

Древнегреческий философ и ученый-энциклопедист. Получил хорошее домашнее образование, в ходе которого изучил античную медицину и впоследствии многие годы увлекался ею, занимался анатомией.
Аристотель рано потерял родителей и в возрасте семнадцати лет отправился в Афины, где стал учеником Академии Платона. Через несколько лет он начал преподавать в Академии, став полноправным членом содружества философов-платоников. В течение 20 лет Аристотель работал вместе с Платоном, но был самостоятельным, независимо мыслящим ученым и критически относился к воззрениям своего учителя.
После смерти Платона в 347 г. до н.э. Аристотель вышел из Академии и переселился в город Атарней (Малая Азия). В 343 г. до н.э. македонский царь Филипп II пригласил ученого стать наставником его сына Александра. Хотя прямое влияние великого философа на Александра Македонского продолжалось не более 3-4 лет, очевидно, что оно было животворно и благодетельно. Об умении, с которым Аристотель выполнил свою задачу, свидетельствует величие политических замыслов и подвигов его воспитанника, щедрость, с которой он покровительствовал наукам и искусствам, и, наконец, его стремление связать победу греческой культуры с успехами своего оружия.
После того как Александр взошел на престол, Аристотель вернулся в Афины, где основал собственную философскую школу. Местом для нее стал гимнасий неподалеку от храма Аполлона Ликейского, поэтому школа получила название Ликей. Аристотель любил читать лекции, прогуливаясь с учениками по дорожкам сада. Так появилось еще одно название Ликея — перипатетическая школа (от «перипато» — прогулка). Помимо философии здесь занимались и конкретными науками: историей, физикой, астрономией, географией. Аристотель вел занятия практически целый день: утро он посвящал научным занятиям в тесном кружке ближайших учеников, а после обеда читал общедоступные лекции для всех, кто желал его слушать.
В 323 г. до н.э., после смерти Александра Македонского, в Афинах начался антимакедонский мятеж. С тихой и мирной жизнью, отданной науке, Аристотель вынужден был расстаться. Новые власти видели для себя опасность в том уважении, которым Аристотель пользовался среди молодежи. Ему было предъявлено обвинение в безбожии. Понимая, что его судьба предрешена, 62-летний Аристотель покинул Афины. Он переселился в Халкис на о. Эвбея, куда за ним последовали многие ученики. Вскоре он умер, оставив после себя богатейшую библиотеку.
Дошедшие до нас сочинения Аристотеля по содержанию делятся на несколько групп:
• логические трактаты, объединенные в своде «Органон»: «Категории», «Об истолковании», «Аналитики первая и вторая», «Топика»;
• физические трактаты: «Физика», «О происхождении и уничтожении», «О небе», «О метеорологических вопросах»;
• биологические трактаты: «История животных», «О частях животных», «О возникновении животных», «О движении животных», а также трактат «О душе»;
• философские работы, рассматривающие сущее как таковое и получившие впоследствии название «Метафизика»;
• этические сочинения: «Никомахова этика» (посвященная Никомаху, сыну Аристотеля) и «Эвдемова этика» (посвященная Эвдему, ученику Аристотеля);
• социально-политические и исторические сочинения: «Политика», «Афинская по лития»;
• работы по искусству, поэзии и риторике: «Риторика» и дошедшая до нас не полностью «Поэтика».
Аристотель охватил почти все доступные для его времени отрасли знания и практически во всех своих основных сочинениях затрагивал вопросы воспитания и обучения. Философ не выделял педагогику в отдельную дисциплину, а трактовал ее как часть теории государства и общества.
Вклад философа в развитие педагогической мысли трудно переоценить.
 
Во-первых, Аристотель логически обосновал четыре блока содержания образования: а) подготовительный блок: чтение, письмо, грамматика, арифметика, гимнастика, рисование, музыка, логика; б) основной блок: знание о мире как таковом, т.е. науки о природе, история, астрономия, математика, философия; в) знания, необходимые как руководство к добродетельной жизни в семье и государстве: этика, политика; г) знания, умения и навыки, необходимые для практической деятельности и личного творчества: риторика, поэтика.
Во-вторых, он упорядочил возрастную периодизацию, зачатки которой можно найти в работах пифагорейцев и Платона. Аристотель выделил следующие качественно отличные ступени развития ребенка и юноши: от рождения до 7 лет, от 7 до 14 лет, от 14 до 21 года. Воспитание до 7 лет должно осуществляться в семье, а с 7-летнего возраста — в школе. Причем семейное и общественное воспитание должны соответствовать друг другу как часть и целое.
В-третьих, Аристотель наметил основные ступени познавательной деятельности: ощущение, память, опыт и научное познание. Наиболее подробно он разработал четвертую ступень, а именно: логику научного мышления, умение пользоваться понятийным аппаратом и т.д.
В-четвертых, греческий философ продолжил исследование проблемы факторов формирования личности. Аристотель выделил три основные группы: внешний мир, окружающий человека и воспринимаемый органами чувств; внутренние силы, развивающие в человеке присущие ему задатки; целенаправленное воспитание. Воспитатель развивает душу ребенка, которая, по мнению Аристотеля, состоит из трех частей: растительной (питание, рост), животной (ощущения и желания) и разумной (мышление и познавательная деятельность). Следовательно, природа души требует единства физического, нравственного, эстетического и умственного воспитания. Таким образом, Аристотель впервые дал обоснование необходимости гармоничного воспитания личности.
Аристотель был первым профессором в истории европейского образования. Он не только систематизировал все области знания, существовавшие в его эпоху, но и оставил после себя трактаты -лекторские конспекты, которые служили пособиями в средние века. Им были созданы курсы этики, логики, зоологии, ботаники, анатомии. Университетское образование в Западной Европе вплоть до XVIII в. было основано на его идеях. В трудах мыслителя отразился весь научный и духовный опыт Древней Греции. В последующие века Аристотель почитался как эталон мудрости. Его наследие оказало огромное влияние на дальнейший ход развития европейской философской мысли, педагогической теории и практики. 

Философские идеи Сократа
(сущность человека, Этические принципы, «сократический метод»)


Сократ - это легендарный античный философ, учитель Платона, воплощенный идеал мудрости. С его именем связан поворотный пункт в развитии античной философии. Переход от космоцентризма к антропоцентризму. Антропоцентризм ставится в центр. Значительным достижением Сократа стало «учение о человеке». Сущность человека есть его душа. Под душой он понимает разум, разуму противостоят страсти, идущие от тела и провоцируемые внешним миром. Страсти способствуют неумеренности, они постоянно грозят нарушить равновесие души. В отличие от страстей, разум логичен, последователен. Он является источником самообладания. Через разум человек приходит к власти над собой, над стихийными порывами – к свободе. Свободен тот, кто умеет управлять страстями. Традиционно считалось, что герой это тот, кто побеждает врагов внешних. У Сократа героем становится мудрец, который побеждает врагов внутренних.

Сократ является основоположником этики - учения о морали, нравственности. Античная этика включала в себя: 1)учение о благе. 2)учение о добродетелях. 3)учение об обязанностях.

Благо - понятие, определяющее цель человеческой жизни, ее ценность. Важнейшее: хорошее здоровье (телесные силы), духовное здоровье (умственные способности, все способности души), искусственные науки, дружба, основа которой правдивость, согласие между родителями и детьми, гражданская общность (государство).

Вторая часть - «учение о добродетелях». Они необходимы для достижения блага. Три основные: воздержанность (самообладание), храбрость, справедливость. Все это вместе - мудрость.

Третья часть - «учение об обязанностях». Обязанность - это закон, которому каждый разумный человек должен следовать в своей жизни. Закон состоит в том, чтобы избегать дурного и стремиться к благу, для этого нужно ограничить потребности и чувственное удовольствие. Сократ выдвинул концепцию прямой логической обусловленности, нравственности, знания. Ее основные положения: 1)добродетель всегда есть знание, порок это всегда невежество. 2)никто не грешит сознательно, зло совершается только по незнанию.

Метод Сократа.

Метод- диалектика. Основными элементами диалектики Сократа являются: 1)вопросно-ответный метод (правило начинать беседу с вопросов партнеру по беседе. Умение правильно ставить вопросы, только в определенном месте переходить к изложению собственных взглядов). 2)ирония (игра, шутка или хитрость, направленная на то, чтобы собеседник обнаружил себя. За иронией скрывается уловка, заключающаяся в притворстве, собственном невежестве). Майэвтика (повивальное искусство. Это метод, помогающий рождению человеческой мысли. Философ, действующий поэтому методу, уподобляется акушеру, повитухе, принимающей роды). «знание о незнании». («я знаю, что я ничего не знаю». Вызывало благотворное удивление зрителей, стимулировало диалог).

Философия Аристотеля
(критика теории идей Платона, учение о форме, проблемы государства и права)


Аристотель (384-322 гг до н.э.)- древнегреческий философ классического периода, воспитанник Платона. Самый универсальный мыслитель, который оказал исключительно большое влияние на развитее философии, науки и всей культуры. Философию Аристотель делил на 3 вида: 1)теоретическую, изучающую проблемы бытия, происхождения всего существующего, причины различных явлений. 2)практическую, изучающую деятельность человека и устройство государства. 3)поэтическую (творчество).

Аристотель разработал логику как науку о законах и формах правильного мышления.

«учение о первопричинах или первоначалах всего существующего»: 1)материальное; 2)формальное; 3)движущее; 4) целевая

Аристотель подверг критике учение Платона об идеях: 1)идеи Платона это двойники, копи чувственных вещей, они не отличаются от них по своему содержанию. Например: идея человека ничем не отличается от общих признаков, присущих отдельному человеку. 2)отделив мир идей от мира вещей, учение Платона не помогает объяснить, как относятся идеи к вещам. Несмотря на то, что Платон утверждает, что вещи, причастны идеям, но эта причастность только метафора. Кроме того, Платон отрицает способность идей быть непосредственно сущностями вещей. 3)следуя Платону, мы как бы умножаем сущность вещей и предметов, например: имеется реальный человек Сократ, в мире идей ему будет соответствовать идея Сократа, но еще идея человека, потому что он был человеком, а еще идея грека. Таким образом, на одного реального Сократа приходится несколько сущностей, то есть идей. Получается, что над миром вещей возвышается уже не один мир сверхчувственных идей. Аристотель доказывал, что идеи должны быть в самих вещах, а не вне этих вещей, не в каком-то втором мире идей.

Обособив мир идей, мир вечных сущностей, отличных от изменчивого, чувственно - воспринимаемого мира, Платон лишил себя возможности объяснить факты рождения, гибели и изменения идей.

Согласно Аристотелю всякая единичная вещь представляет собой единство материи и формы. Материя инертна и пассивна, она представляет первичный материал, возможность вещей. Форма- это активное начало, она превращает возможность в действие, например медный шар, представляет собой единство вещества- меди и формы- шаровидности, которую мастер придает меди.

Конечным источником движения всего космоса выступает Бог.

«Учение о государстве, о формах государственного правления».

Власть может исходить от одного человека, от нескольких или от большинства. Исходя из этого, Аристотель выделяет 3 правильный формы государственного правления: 1)монархия. 2)аристократия. 3)полития. При не соблюдении законности эти три формы могут переходить в свои отрицательные двойники: 1)тирания. 2)олигархия. 3)демократия. Наилучшая форма правления - полития. По Аристотелю - стабильность государства обеспечивается принадлежностью власти среднему классу. Если власть будет принадлежать меньшинству, кучки богатых то большие различия между богатыми и бедными приведут к нестабильности. политическая стабильность предполагает необходимость учета народного мнение и управление государством на основе законов. Аристотель объясняет происхождение государства теорией его естественного происхождения (подобно живым организмам). Полис принадлежит естественным преобразованиям, человек от природы политическое животное. Конечная цель полиса и индивида заключается в счастливой и прекрасной жизни. Основной задачей государства оказывается воспитание граждан в нравственной добродетели. Сословная дифференциация социальных функций (стратификация) Платона заменяется у Аристотеля возрастной. В молодости граждане идеального полиса выполняют военную функцию, в старости - политическую. Идея рабов - это физический труд и торговля. Отличительный признак свободного человека - досуг, необходимый для реализации счастья в эстетической или умозрительной деятельности.

Таким образом, философское учение Аристотеля отличается систематизмом и энциклопедическим охватом действительности. Разработанный им понятийный аппарат сохраняет свою значимость в наши дни.
 
Моральная философия Сократа;
проблема «эйдосов-идей» в философии Платона;
Аристотель о материи и форме. 


Философский интерес Сократа к проблематике человека и человеческого познания знаменовал собой поворот античной мысли от прежней натурфилософии к человеку и к моральной философии.

Сократ не искал натурфилософских истин, потому что натурфилософия, по его мнению, не решает главного вопроса — откуда взялись сами первовещества? А без ответа на этот вопрос натурфилософия исследует только следствия, но не сами причины, что ошибочно как метод.

Натурфилософы пытались ответить на вопрос: «Что такое природа и в чем сущность вещей?». Сократа же волновала другая проблема: «В чем природа и сущность человека?».

В молодости Сократа поразило изречение, начертанное над входом в храм Аполлона: «Познай самого себя». Этот призыв к самопознанию стал и целью его философии, и её инструментом одновременно. Общее обоснование этого принципа разворачивается у Сократа следующими положениями:

1. Человек создан для счастья, и абсолютный смысл жизни человека — быть счастливым. Это самоочевидно, потому что самоочевидны польза и удовольствие от счастья.

2. Точно так же, как и счастье, самоочевидно по своей пользе и по своему удовольствию добро, следовательно, счастливым может быть только добродетельный человек.

3. Если счастье — это абсолютный смысл жизни, то добро, как условие счастья, как средство его достижения, является абсолютной ценностью мира.

Таким образом, чтобы стать счастливым, человеку следует выполнить главное условие к этому: полностью обладать абсолютной ценностью мира — добром.

4. Но добро в человеке может появиться только в том случае, если у человека есть достаточное знание о нём. Ведь, невозможно быть добрым, вообще не зная, что это такое. Невозможно поступать мужественно или благочестиво, не зная, что такое мужество или благочестие. Нельзя хорошо поступать, не зная что значит поступать хорошо. Нельзя по-настоящему любить, не зная, что такое любовь и что должно быть истинным предметом влечения. И так далее.

Следовательно, если добро — это абсолютная ценность, то и знание о добре, как главное условие обладания этой ценностью — также абсолютная ценность.

5. Таким образом, если и добро и знание по своей сути — это есть абсолютные ценности, то они абсолютно не могут быть отделены друг от друга, и, собственно говоря, они есть одно и то же.

Следовательно, мы можем сказать, что

добро — это знание, а знание — это добро.

И это очевидно, потому что, если человек знает, что такое хорошо, а что такое плохо, то он, как существо разумное, которое стремится к счастью по разумным основаниям, никогда не поступит дурно, то есть вопреки самоочевидной пользе и удовольствию от добра.

6. Исходя из этого, следует сказать, что

добро — это продукт правильного знания о том, что такое хорошо, а

зло — это продукт незнания или неправильного знания о том, что такое хорошо

Однако неправильное знание о добре можно считать, по сути, тем же самым, что и полное незнание добра. Потому что и в первом, и во втором случае правильное знание о добре отсутствует.

Следовательно, добро — это всегда последствие какого-либо знания, а зло — это последствие незнания.

7. Однако, знание или незнание — это лишь конечный итог познания. Прежде этого итога должен быть путь познания, который проходит разум. Таким образом,

познание — это путь к знанию, а поскольку знание это добро, то познание — это путь к добру.

8. Следовательно, единственная ценность, имеющая цену сама по себе и наделяющая ценностью всё, где она присутствует — это познание. Потому что познание дает знание, знание дает добро, а добро дает счастье.

9. Но единственно возможное познание — это самопознание, потому что строение мира и природа вещей непознаваемы человеком, так как инородны ему, а сам человек однороден самому себе и, следовательно, человек может познавать только самого себя.

Следовательно, главная задача человека для достижения счастья — это познание самого себя.

Как реально практический метод познания, философия Сократа характеризуется тремя особенностями:

1. Разговорный характер. Сократ работал устно, утверждая свои философские позиции в диалогах и беседах, что имело вид дружеского диспута или разъяснительной речи.

2. Индуктивный метод определения понятий. Сократ приходил в своих умозаключениях к нужному итогу путем перехода от анализа единичных фактов, к общим положениям и к обобщающим выводам.

3. Этический рационализм. Сократ полагал, что добродетельную мораль можно рационально обосновать, и любой человек, знающий эти обоснования, примет их аргументацию разумом и станет добродетельным.

Таким образом, внешне путь логических умозаключений Сократа выглядел как поиск истины сообща со своим собеседником. Сократ обосновывал это тем, что:

1. Сам он ничего не знает и не учит людей мудрости, а наоборот, чтобы стать мудрым, он сам расспрашивает других людей;

2. Кроме того, если мы ищем знание, то совершенно очевидно, что оно находится не в вопросах, потому что вопросы — это и есть обнаружение отсутствия того или иного знания.

Следовательно, если знания появляются, то они появляются из ответов, так как в вопросах их еще не было.

3. Таким образом, вопросы только помогают «рождению» знания, но сами не являются его источником, потому что его источником являются ответы.

Следовательно, если Сократ задает вопросы, то не он источник знания, а тот, кто дает Сократу на них ответы.

Метод собеседования, во время которого Сократ задавал собеседнику вопросы, помогающие рождению знания, он называл майевтикой («повивальным искусством»). Метод майевтики Сократа базируется на следующих принципах:

1. Если не вопрос, а ответ является положительным утверждением, то задача мудреца состоит в том, чтобы помочь человеку открыть истину с помощью специально поставленных вопросов. Таким образом, вопросы есть некий путь постепенного раскрытия истины.

2. Специальное логическое построение этого пути должно приводить к тому, чтобы мысль собеседника развивалась не беспорядочно, а строго в направлении все более объемного и всё более усложняющегося раскрытия истины.

3. Однако открытию новой истины всегда будет мешать даже не сложность или объемность её раскрытия, а инерция общепринятых мнений, массовая привычка людей думать о чем-то обязательно предопределенным образом, и считать это окончательной истиной.

Поэтому сомнение в истинности общепринятого мнения невозможно зародить только в доводах рассудка. Здесь нужна ещё и эмоциональная встряска, для чего следует обязательно применять иронию (так называемую «иронию Сократа»), с помощью которой признанные атрибуты общественного сознания становились бы не просто логически сомнительными для собеседника, но и нелепыми, и даже смешными по своей сути.

4. Однако зародить в человеке сомнение, расшатать его убеждения, это не самоцель, а лишь первый успех. Сомнение — это лишь новый этап состояния собеседника, начиная с которого должна начаться основная атака на его мнимое знание. Для этого все дальнейшие вопросы должны окончательно и прямо раскрыть собеседнику логическую противоречивость того, в чём он уже и так засомневался, и что для него уже и так потеряло свой блеск важного авторитета.

5. После этого следует понимать, что изобличение мнимости привычного знания должно произвести беспокойство ума собеседника, которое приведет его к побуждению на поиск новой истины, чем надо воспользоваться и направить его на открытие этой истины.

6. Новую истину следует открыть ему не декларативно, навязывая как новый важный авторитет, а подвести его к ней через его внутреннюю и глубоко логическую убежденность в её достоверности.

В итоге применения этих методов Сократ прослыл тем, что вскрывал глупость там, что доселе считалось общепризнанной мудростью, находил абсурд в том, в чём ранее все видели только смысл, видел то, что большинство не замечает и т. д. В конце концов он был ложно обвинен завистниками в вольнодумстве и в развращении юношества новыми ложными идеями и богами, судим и приговорен к смерти. Смертный приговор Сократ встретил со спокойным мужеством и отказался от предоставленной ему возможности побега, ибо это означало бы опровержение всей его моральной философии.

ПЛАТОН.

Платон является основателем объективного идеализма в философии и европейского стиля мышления в целом. Главным достижением Платоновской философии считается учение об эйдосах, идеях. Это учение содержит в себе следующие основные положения:

1. Чувственный мир вещей не может быть подлинным бытием (реальностью), потому что он постоянно становится (изменяется) и никогда не есть то, что он был мгновение назад. А если он всегда не то, что он был ранее, и каждое мгновение он уже становится не тем, что он есть сейчас, то он и не то, и не это и не другое, и вообще не имеет никакого определения, потому что никогда не может быть равным (тождественным) самому себе. Подлинным бытием может быть только нечто неизменное, и равное (тождественное) себе, о котором всегда с определенностью можно сказать, что оно есть то, что оно есть сейчас, было всегда и будет всегда.

2. Мир чувственно воспринимаемых вещей не есть подлинная реальность также и потому, что любая вещь находится в физическом пространстве, состоит из частей, может на них разлагаться, и поэтому обречена на изменение и гибель. А то, что рано или поздно погибнет, того уже нет сейчас по смыслу всего этого, и, следовательно, несмотря на то, что оно физически есть, оно не подлинно, поскольку по окончательному факту его уже нет.

3. Мир чувственно воспринимаемых вещей не может быть подлинной реальностью также потому, что он множественен, а подлинная реальность может быть только единичной, так как только единичное не изменяется и, как неизменное, поэтому, всегда тождественно себе самому и вечно.

4. В мире чувственных вещей, таким образом, нет ничего от подлинной реальности, но поскольку этот мир подлинно существует, то он берет эту подлинность, насыщается этой подлинностью откуда-то извне себя, от какой-то истинной реальности, вечной, неизменной и единичной.

5. Таким образом, есть некая подлинная реальность, которая является определяющим началом по отношению к вещественному миру и наделяет его подлинностью из себя, то есть, делает мир реальностью. Но эта подлинная реальность не есть сам этот мир, или нечто, сходное по характеристикам с этим миром. Ибо, чтобы являться подлинным, она должна быть явлением нематериальным, бестелесным, находиться вне физического пространства, не разлагаться на части, не распадаться, и, таким образом, быть бессмертной и неуничтожимой, что только и есть подлинность.

6. Нематериальное подлинное бытие, которое является источником реальности материальных вещей, должно быть, как сказано выше, единичным, но мир вещей и явлений множественен. Само собой разумеется, что нечто единичное может определять наличие только единичного. И как же тогда единичное подлинное бытие определяет наличие множества вещей и явлений в этом мире?

Вследствие возникновения этого вопроса, следует предположить, что единичность подлинной реальности является составной, собранной из множества единичных, неизменных и подлинно реальных бестелесных образований, каждое из которых самостоятельно определяет наличие в предметном мире соответствующих себе вещей или явлений.

7. Следовательно, каждому классу (группе) чувственных предметов и явлений этого не истинного мира, в мире истинном, в мире идеальном соответствует некоторый «эталон», «вид» или «идея».

Таким образом, подлинный, истинно-реальный нематериальный мир состоит из бестелесных, неизменных и вечных образований, эйдосов, идей, через которые материя получает своё бытие, свою форму и своё качество.

8. Таким образом, материя существует оттого, что подражает миру идей и приобщается к нему. Сама же материя без идей не имеет ни формы, ни качества.

Поэтому чувственно воспринимаемые вещи обязаны своим существованием только приобщением к идеям. Но в этом приобщении вещи не могут брать от идей всё их совершенство, поскольку являясь миром вещей, они не истинны, а поэтому они — бледные, несовершенные копии этих идей.

9. Мир идей организован иерархично и таким образом, что на вершине его иерархии находится самая главная идея Блага. «Место над небесами» где находится подлинная нематериальная реальность, мир идей, называется Гиперуранией.

10. Бессмертная душа человека часто улетает в мир идей, запоминает там всё, что увидит, а затем вселяется обратно в человека, которому, если он ищет истинного знания, остается только вспомнить, что душа там видела.

Отношение между миром идей и миром вещей хорошо проясняется у Платона образом пещеры. Философ сравнивает людей, верящих в реальность и подлинность чувственной картины материального мира, с узниками подземелья. С малых лет у них на ногах и на шее оковы, по этой причине они не могут обернуться ко входу, и взоры их обращены вглубь пещеры. За спиной у этих людей сияющее солнце, лучи которого проникают в подземелье через широкий просвет во всю его длину и освещают стену, в которую как раз и упираются взоры узников. Между источником света и узниками проходит дорога, по которой за ширмой двигаются люди, держа над ширмой различную утварь, статуэтки и другие предметы. Узники пещеры не в состоянии видеть ничего, кроме теней, отбрасываемых «дорогой жизни» на стену их мрачного обиталища. Однако они полагают, что эти тени — это единственная подлинная реальность, что, кроме их пещеры, слабого света и бледных теней в ней, ничего больше в мире нет. Они не верят тому из них, кто, сумев вырваться из подземелья, и увидев реальные вещи, возвращается к ним и говорит им о мире за пределами пещеры. Так и все люди — они живут среди теней, в призрачном, нереальном мире. Но есть другой — истинный мир, и люди могут увидеть его очами разума. Человек, вырвавшийся из пещеры и рассказывающий людям об истинном мире — это и есть философ. Нести людям весть о подлинном мире есть истинное предназначение философии.

АРИСТОТЕЛЬ.

Аристотель — великий древнегреческий философ и ученый, создатель науки логики, основатель физики, психологии, этики, политики, поэтики как самостоятельных наук. Самый универсальный ум античности. Философия Аристотеля является специально предпринятым им обобщением и логическим переосмыслением всей предшествующей греческой философии.

В своём учении о материи и форме Аристотель пытается ответить на вопрос «почему существуют вещи?»:

1. Основой бытия вещей являются четыре причины:

— первая причина — это сущность, смысл бытия, то есть то, благодаря чему каждая вещь такова, какова она есть (потому что мир не являет собой бессмысленно меняющейся картины, а проявляет осмысленную гармонию отношений);

— вторая причина — это материя (потому что материя составляет из себя всё, из чего состоит мир, не было бы материи, не было бы и мира);

— третья причина — это движущая причина (мир находится в постоянном движении и должно существовать нечто, что производит это движение);

— четвертая причина — это цель (то, ради чего всё в мире осуществляется, ибо бесцельное не может быть осмысленным и гармоничным).

2. Вещи существуют всегда из какой-то материи. Сама материя аморфна и бессмысленна, но вещи состоят из неё, и, следовательно, в материи есть потенциальная предпосылка к существованию вещей.

Таким образом, материя есть то, из чего могут сложиться вещи, материя есть некоторая возможность бытия вещей.

3. Вещи существуют всегда в некоей форме, следовательно, существование вещей получает действительную возможность к бытию через некую форму.

Таким образом, если материя есть некоторая возможность бытия вещи, то форма есть способ осуществления этой возможности в действительности.

4. Таким образом, если материя аморфна, то действительное существование вещей в ней возможно, но ещё не наступило.

А если в материи возникла форма, то в ней реализовалась действительная возможность бытия какой-то вещи.

Поскольку в самой материи формы нет, и она приходит в материю извне вместе с действительным бытием вещи, то, следует признать, что хотя вещь и материальна, но её форма, как способ овеществления вещи — нематериальна.

Следовательно, без нематериальной формы никакого действительного существования материальной вещи нет и быть не может.

Таким образом,

материя — есть потенциальная возможность существования вещей, а

нематериальная форма — есть актуальная, действительная сила их существования.

Таким образом, форма есть олицетворение первой причины существования вещей — сущности бытия, то есть некоей причины того, почему каждая вещь именно такая, а не другая.

5. Итак, в таком случае, каждая реально существующая вещь является соединением пассивной материи и активной формы. А в этом случае, если активным элементом вещей является форма, то и

движущая причина, как некая причинная активность мира, содержится только в активной форме.

6. Но, поскольку именно движение ведет к цели, то форма, если она содержит в себе движущую причину, содержит в себе также и цель становления вещи.

Таким образом,

форма есть и начало бытия вещи, и способ бытия вещи, и цель процесса становления вещи.

Следовательно, нематериальная форма материально организует каждую вещь, определяет целесообразность ее вида, качества и руководит процессами её жизни.

7. Если форма дает материи начало движения, а сама форма нематериальна, то между материей и формой необходимо некое передаточное звено, которое приняло бы в себя движение от нематериальной формы и передало бы его материальной материи.

Этим промежуточным звеном между нематериальной формой и чувственно материальной материей является так называемая первая материя.

Первая материя — это первичная материя, которая не может характеризоваться ни одной из категорий, которыми определяются реальные состояния обычной материи, данной нам в чувственном опыте этого мира потому что:

это промежуточное звено, эта первая материя, должна быть материальной, чтобы передавать физическое движение в чувственную материю, но при этом её материальность должна быть наипростейшей, минимально определенной физически, чтобы она могла взаимодействовать с нематериальной формой.

8. Таким образом, решается вопрос о первоэлементах чувственной материи — они составляют собой наипростейшие физические определения первой материи.

Таково значение и таково происхождение первоэлементов — они содержат в себе качественные возможности чувственной материи, являясь, одновременно с этим, наипростейшими физическими определениями первой материи.

Итак, по Аристотелю, наипростейшие определения первой материи являются одновременно четырьмя основными элементами чувственного мира, и представляют собой: огонь, воздух, воду и землю.

9. Таким образом:

— активная нематериальная форма содержит в себе начало бытия вещи, её вид, качество и саму цель её бытия;

— активная нематериальная форма проникает в первую материю, возбуждает там её наипростейшие качественные определенности, и транспортирует в пассивную чувственную материю идею образа, качества и становления вещи, то есть передает через первую материю в чувственную материю способы бытия какой-то вещи, её движение и цель её бытия.

10. Однако у каждой вещи есть своя собственная цель, своё движение и свой собственный способ бытия. Чем же, в таком случае, объяснить гармоничность всего мира?

Гармоничность всего мира объясняется тем, что все формы каждой вещи содержат в себе свою частную цель, своё частное движение и свой частный способ бытия, смысл и вид которых в каждом отдельном случае предопределен смыслом и видом какой-то общей цели бытия всех вещей.

Таким образом, гармоничность мира предполагает обязательным деятельность некоего единого высшего разума в процессе разворачивания единого мира из отдельных форм, который знает и цель всего бытия, и цель каждого отдельного бытия каждой вещи.

Такого рода единым высшим разумом может быть только Бог. То есть

Бог — это форма, которая мыслит, потому что именно форма знает и всю цель всего мира, и каждую частную цель каждой вещи.

11. Какова же может быть эта единая общая цель всего бытия мира?

Высшей целью всего бытия является Благо, потому что всё в мире в каждой своей части стремится именно к Благу.

Высшая цель есть высшее благо, а высшим благом может быть только Бог. Следовательно, высшей целью мира, смыслом любого действия в мире, является Бог, который есть форма, которая не только мыслит, но и действует, потому что только форма активна и только она действует в мире.

12. Таким образом, Бог есть чистая форма, которая мыслит Сама Себя, как высшую цель Своих действий, и Которая есть чистая деятельность, поскольку действует только Сама, ибо всё остальное пассивно.

13. Если Бог является высшей целью, которая есть форма, то, там, где цель уже осуществилась, никакое движение уже не нужно, и поэтому в Боге форма развита полностью, и сам Бог тогда — это неподвижная чистая форма.

14. Но если в мире всё движется, то всё, что движется, должно быть чем-то движимо.

Тогда исходное движение мира может быть только в Боге, поскольку он неподвижен. Именно неподвижностью Бога утверждается исхождение движения мира из Него, ведь, если бы всё движение мира исходило не из Него, то источник, который двигал бы всё в мире, двигал бы и самого Бога.

Поэтому Бог является неподвижным Перводвигателем мира. 

* * *
Вы читали онлайн: Философия Сократа, Аристотеля и Платона.
Ответы на вопросы по философии: для экзаменов, докладов, рефератов.
Конспекты, статьи, лекции, тексты по философии Сократа, Аристотеля и Платона. 
Можно использовать студентам вузов и школьникам.
.............................................................
Фридрих Ницше : и другие философы

 

 
Главная
 
Сократ философия  1
Сократ философия  2
Сократ философия  3
Сократ и Платон
Сократ и Аристотель
Сократ и софисты
Сократ цитаты
Сократ афоризмы
Сократ высказывания
Сократ вопросы ответы
Сократ кратко понятно
Сократ жизнь философия
Сократ жизнь философия
Сократ идеи
Сократ учение
Сократ биография
Сократ мысли
                 

                  
Вся философия кратко
Идеи философии
Философы и их философия
 
Философия кратко 1
Философия кратко 2
Философия Ницше кратко
Жизнь и философия
  
Биографии философов 1
Биографии философов 2
Биографии философов 3
 
История западной философии 1
История западной философии 2
История западной философии 3
 
Интересная философия
мысли и высказывания
краткое содержание конспект
произведения кратко
Диоген   Платон
   

 
   Философы и Философия: читать онлайн