НА ГЛАВНУЮ
 СОДЕРЖАНИЕ:
 
Философия и юмор   1
Зенон и черепаха   2
Сократ             3
Аристипп           4
Антисфен           5
Диоген             6
Кратет             7
Аристотель         8
Зенон              9
Цицерон           10
Будда             11
Конфуций          12
Чжуан-цзы         13
Что делал Бог     14
Буриданов осел    15
Философы 15 век   16
Француз философы  17
Руссо             18
Вольтер           19
Кант              20
Гегель            21
Шопенгауэр        22
Фридрих Ницше     23
Философы 20 век   24
Ортега            25
Рассел            26
Запад философия   27
       

 
Цитаты Фридриха Ницше:

Ницше       цитаты
Ницше      о любви
Ницше   о женщинах
Ницше высказывания
Ницше  фразы мысли
Ницше мудрость зла
о патриотизме
о    политике
о    человеке
любовь эгоизм

  
О философе Ницше:
Фридрих НИЦШЕ биография
 
Ницше жизнь философия
Ницше и его философия
Жизнь  Фридриха Ницше
 
биографии философов 1
биографии философов 2
биографии философов 3
     

Иммануил Кант: интересные истории из жизни Канта: с юмором

 
 Философия с юмором - Иммануил Кант - интересные факты жизни великих философов  
   
Осторожнее с подушками

Из всех деятелей эпохи Просвещения Кант больше всего ценил выдающегося немецкого ученого и публициста Георга Кристофа Лихтенберга. И не только он. Гёте нисколько не преувеличивал, когда говорил, что "в каждой его шутке кроется бездна философского смысла", а Шопенгауэр и Ницше обожали его афоризмы, наполненные особым мрачноватым юмором, который Андре Бретон назвал "черным". Вот вам пример: "Многие из нас привыкли доверять сокровенные мысли подушке Но будьте осторожны: не ровен час, окажетесь за решеткой прямо в ночном колпаке".

Категорический императив и четырнадцатый год

Иммануил Кант, важнейший мыслитель Нового времени (а по мне, так и вообще всей истории философии), определил развитие немецкой культуры на много лет вперед. Его теорию познания, согласно которой каждый из нас воспринимает мир не таким, какой он есть, а таким, каким он ему открывается (хотя принципы познания остаются общими для всех) изучают в университетах всего мира.

Но куда более значительное влияние на немецкую и мировую культуру оказала этическая концепция философа. Кант сформулировал понятие категорического императива, универсальной и внеличностной силы, заставляющей человека поступать так, а не иначе. Согласно Канту, мораль - самостоятельный субъект действия, и человеческий разум над ней не властен (и уж точно не властны общественные установления и государственные интересы). Категорический императив можно назвать универсальным законом совести. Кант предлагает несколько его формулировок. Самая известная: "Поступай с другими так, как желаешь, чтобы поступали с тобой, и твоя воля станет универсальным нравственным законом". Но мне больше нравится другая: "Обращаться с человеком следует как с целью, а не как со средством ее достижения".

Как вы понимаете, категорический императив плохо сочетается с подчинением приказам и армейской дисциплиной. Недаром в своих поздних сочинениях Кант пришел к полному отрицанию войны. Тем не менее кайзер Вильгельм II, развязавший Первую мировую войну, утверждал, что львиной долей своих побед обязан "моральному и духовному наследию великого мыслителя из Кенигсберга".

Австрийский публицист Карл Краус, известный своим злобным сарказмом, написал по этому поводу: "Прошу иметь в виду, что приказы "Стоять!", "Шагом марш!", "Бей их!" и "Ни шагу назад!" не имеют ничего общего с моим категорическим императивом. Подпись: Кант".

Педро Гонсалес Калеро - Философия с шуткой. О великих философах и их учениях

ИММАНУИЛ КАНТ (1724–1804)

Холостяк

Кант родился в бедной семье и прожил юные годы в страшной нищете. Лишь получив должность профессора Кенигсбергского университета, он смог забыть об унизительной экономии. Философ всю жизнь оставался холостяком, а на вопросы о том, почему он так и не женился, отвечал:

- Когда у меня была охота завести семью, на это не было средств; когда появились средства, пропала охота.

Небеса не для женщин

Кант всегда был галантен с дамами, но в глубине души не слишком высоко ценил женский интеллект и часто подшучивал над представительницами прекрасного пола. Философ утверждал, что женщинам закрыт путь в рай и приводил в качестве доказательства место из Апокалипсиса, где сказано, что после вознесения праведников на небесах на полчаса воцарилась тишина. А это, по мнению Канта, было бы совершенно невозможно, окажись среди спасенных хоть одна женщина.

Пунктуальный философ

Кант был большим педантом. Каждый день он вставал, ел и ложился в одно и то же время. И отправлялся на вечернюю прогулку ровно в пять, ни минутой позже, ни минутой раньше (только чтение "Эмиля" Руссо вынудило мыслителя несколько дней подряд пропускать послеобеденный моцион). В Кенигсберге шутили, что по Канту можно сверять часы.

Задний двор философии

В "Критике чистого разума" Кант утверждал, что мы не можем ничего знать наверняка о таких вещах, как Бог или душа, поскольку они лежат за гранью нашего опыта. Такое утверждение подрезало крылья сразу всем теологам и метафизикам. Тем не менее Кант допускал разумную веру и в Бога, и в бессмертие души, и в воздаяние - как за грехи, так и за праведную жизнь. Ницше называл такую двойственность "задним двором философии", через который в нее пытается проникнуть то, что прогнали от парадного входа.

В потемках

Генрих Гейне тоже недоумевал: какого дьявола Канту понадобилось разрушать традиционную систему доказательств существования Бога, чтобы потом безапелляционно постулировать его в более поздних сочинениях. Возможно, он просто хотел показать читателям, что жизнь без Бога невыносима? Но ведь это, замечает Гейне, все равно что разбить на улице все фонари, а затем созвать соседей и прочесть им убедительную лекцию о значении городского освещения в темное время суток.

Последняя буква алфавита

Иоганн Готлиб Фихте был приверженцем философии идеализма и полагал, что "нет реальности вне человеческого "я". Мир вокруг нас существует до тех пор, пока мы его воспринимаем.

В своих работах Фихте разъяснял, что "я", которое создает мир, не равно простому человеческому "я" каждого из нас, и путать их нельзя. А не спутать, добавлю от себя, практически невозможно.

Как-то Фихте в очередной раз принялся доказывать, что это он создал мир. Выслушав его доводы, один из присутствовавших спросил философа: "А что по этому поводу думает ваша жена?"

 Страшнее врагов

Молодой Фихте, в юности преданный кантианец, решился послать кумиру свою "Критику всяческого откровения". Канту книга понравилась, и он с легким сердцем рекомендовал ее знакомому издателю. "Критику…" опубликовали, но анонимно. Изложенные в ней идеи были стопроцентно кантианскими, вот читатели и подумали, что автор - сам Кант. Когда все выяснилось, Фихте в тот же час сделался знаменитым.

Более поздний труд философа, "Основа общего наукоучения" ("Научная доктрина"), сочли своеобразной данью уважения идеям Канта. Однако эта самая доктрина была насквозь метафизической и к философии кенигсбергского мудреца не имела никакого отношения. Канту пришлось издать "Полемические суждения о "Научной доктрине", чтобы откреститься от взглядов Фихте и других молодых философов, которые клялись именем великого учителя на словах, предавая его учение на деле. В связи с ними он припомнил старинную итальянскую пословицу: "Господи, избавь нас от друзей, а с врагами мы уж как-нибудь сами разберемся".

Теория сознания

Читая книги о теории познания, главное - не заснуть от скуки. В первую очередь это касается "Критики чистого разума" Канта и "Опыта о человеческом разуме" Джона Локка. Это над ними потешался Амброз Бирс, когда давал определение способности к пониманию в "Словаре Сатаны": "Секреция мозга, позволяющая индивиду, обладающему ею, отличить дом от лошади, при условии, что у дома есть крыша. Ее характер и законы с предельной ясностью описаны Локком, сидевшим верхом на доме, и Кантом, который жил в лошади".

Собачья религия

Провозвестник немецкого романтизма Фридрих Шлейермахер был очень набожным человеком. Испытав на себе мощное влияние кантианской философии, он тем не менее, соглашался со своим учителем далеко не во всем.

Ярый противник рационализма, Шлейермахер не терпел, когда о религии пытались судить с точки зрения логики и здравого смысла. Он считал, что вера основана на добровольном подчинении человека высшей силе, универсальной и вечной. Гегель замечал по этому поводу:

- Если вера основана на добровольном подчинении высшей силе, то самые набожные существа на свете - собаки.

Когда все кошки серы

Если речь заходит о немецком идеализме, мы сразу вспоминаем знаменитую троицу: Шеллинга, Гегеля и Фихте. В молодости Гегель и Шеллинг были друзьями, но рассорились на почве понимания Абсолюта. Для Шеллинга Абсолют - это первоначальное единство мира, существовавшее до всяких последующих разделений. Услышав такое определение, Гегель с ухмылкой проговорил: "Это когда все коровы черные". Мы в таких случаях говорим: "Ночью, когда все кошки серы".
................................................
 Фридрих Ницше и другие интересные философы

 


 

   

 
   Читать интересные истории и факты из жизни философов, философские истории с юмором.