НА ГЛАВНУЮ
 СОДЕРЖАНИЕ:
 
Философия и юмор   1
Зенон и черепаха   2
Сократ             3
Аристипп           4
Антисфен           5
Диоген             6
Кратет             7
Аристотель         8
Зенон              9
Цицерон           10
Будда             11
Конфуций          12
Чжуан-цзы         13
Что делал Бог     14
Буриданов осел    15
Философы 15 век   16
Француз философы  17
Руссо             18
Вольтер           19
Кант              20
Гегель            21
Шопенгауэр        22
Фридрих Ницше     23
Философы 20 век   24
Ортега            25
Рассел            26
Запад философия   27
       

 
Цитаты Фридриха Ницше:

Ницше       цитаты
Ницше      о любви
Ницше   о женщинах
Ницше высказывания
Ницше  фразы мысли
Ницше мудрость зла
о патриотизме
о    политике
о    человеке
любовь эгоизм

  
О философе Ницше:
Фридрих НИЦШЕ биография
 
Ницше жизнь философия
Ницше и его философия
Жизнь  Фридриха Ницше
 
биографии философов 1
биографии философов 2
биографии философов 3
     

Артур Шопенгауэр: интересно о жизни и учении философа: с юмором

 
 Интересная философия - Артур Шопенгауэр и другие - интересные случаи из жизни великих философов и их философий  
   
ФИЛОСОФИЯ XIX–XX ВЕКОВ

Заговор невежд

Древнеиндийские философы подозревали, что мир, который мы привыкли считать реальным, на самом деле иллюзия. В Ведах этот призрачный мир называется "завесой майи". Настоящий мир от человека скрыт.

Эта теория пришлась по душе многим на Западе. Артур Шопенгауэр не сомневался в том, что действительность, которую мы видим вокруг себя, - мираж, порожденный нашим сознанием. Мы находимся в плену иллюзий, плотная завеса не позволяет разглядеть истину.

Но что скрывается за иллюзорным миром? Какова настоящая реальность? Учитель Шопенгауэра Кант говорил, что мир - лишь наше представление о нем, а истинная действительность для человека непознаваема. В этом Шопенгауэр с ним не соглашался. Он считал, что в основе реального мира лежит акт воли, непрерывный импульс, иррациональная сила.

Этой теории посвящена главная книга Шопенгауэра "Мир как воля и представление". В нашем представлении мир предстает скоплением индивидов; однако воля (по мнению философа, она и есть настоящий мир) всегда едина, хоть и предстает во множестве разных воплощений.

Шопенгауэр опубликовал "Мир как воля и представление" в тридцать лет, ни на миг не сомневаясь, что написал фундаментальный труд, который тут же будет по достоинству оценен и непременно войдет в историю философии. В действительности же книгу ждал ледяной прием. Философ еще много лет прозябал в безвестности, в то время как величайшим философом эпохи считался презираемый им Гегель. В оправдание своей неудачи он приводил афоризм Лихтенберга: "Если при ударе книгой о голову раздается пустой звук, стоит ли винить в этом книгу?"

Нечто большее, чем простая гипербола

Шопенгауэр, старый брюзга, которого Ортега назвал "морщинистым гигантом с желчью вместо крови", был большим пессимистом во всем, что касалось человеческой природы. Он полагал, что все мы по натуре эгоисты, и моральные нормы - единственное средство защиты от жестокости и зависти ближнего. "Рассуждая об эгоизме, - писал он, - я придумал замечательную гиперболу: "Для большинства людей совершить убийство так же легко, как стряхнуть грязь со своих сапог". И тут же понял, что никакая это не гипербола".

Педро Гонсалес Калеро - Философия с шуткой. О великих философах и их учениях

АРТУР ШОПЕНГАУЭР (1788–1860)

Слишком много свекровей

Шопенгауэр считал полигамию более естественной и гуманной, чем моногамия. Среди аргументов в защиту многоженства он приводил и такой: "Полигамия позволяет не сближаться чересчур с родителями жены, которые имеют обыкновение вмешиваться в семейную жизнь детей и вполне способны разрушить ее до основания. Однако, - добавлял философ, поразмыслив, - десять свекровей взамен одной - это уж чересчур".

Свет и скорпионы

Признание пришло к Шопенгауэру в последние годы жизни. В то время с ним пытался сблизиться один известный в Германии профессор философии, но мыслитель решительно и даже грубо отклонил его дружбу, заявив, что сияние столь яркого светила ослепляет его, вынуждая поступить по примеру скорпиона, которого вытащили на свет и не дают вернуться в спасительную темноту, то есть отравиться собственным ядом.

Незадачливый профессор пал жертвой ненависти, которую Шопенгауэр питал к ученой братии. Незадолго до смерти он произнес: "Мне не жаль, что тело мое пойдет на корм червям. Куда страшнее, что всякие профессора станут копаться в моих книгах".

Нет моногамии

Шопенгауэр не видел в моногамии никакой добродетели, напротив, считал ее противоестественной. "В молодости, - писал он, - мужчине требуется слишком много, а с годами все меньше. Женщине же наоборот. Потому большинство мужчин в молодости распутники, а к старости рогоносцы".

Четвероякий корень

Первый труд Шопенгауэра (за который он получил степень доктора) назывался "О четверояком корне закона достаточного основания". Только что вышедшую книгу он сразу же с гордостью показал матери, тоже писательнице, с которой в те времена был очень дружен (вскоре от этой дружбы не осталось и следа). Прочтя название, мать поморщилась:

- Что это еще за четвероякий корень? Или ты написал пособие для аптекарей?

Шопенгауэр и садовник

Шопенгауэр, как известно, считал, что в основе мира лежит воля. Эта воля выражена в каждой вещи (и, разумеется, в каждом человеке), и через них обращается к нам, но чтобы услышать ее зов, нужно отрешиться от себя. Полностью отказаться от собственной воли. Другими словами, чтобы постичь тайну бытия, нужно преодолеть тесные границы собственной личности и превратиться в нечто вроде "мирового ока".

Сафрански рассказывает, как однажды, гуляя по Дрезденскому ботаническому саду, Шопенгауэр надолго застыл у клумбы с цветами и благоговейно их разглядывал, словно внимая одному ему слышным голосам. Приметив странного господина, садовник подошел к нему и поинтересовался, кто он и что, собственно говоря, делает возле клумбы.

- Кто я такой? - переспросил Шопенгауэр. - Если бы вы мне сказали, я был бы вам очень благодарен.

Собачья преданность

У Шопенгауэра был неуживчивый характер. Неудивительно, что за всю жизнь он так и не обзавелся друзьями. Впрочем, самого философа это нисколько не волновало. Наоборот, он видел в отсутствии друзей повод для гордости. "Тот, кто оценивает ближнего по количеству друзей, ничего не смыслит в человеческой природе, - утверждал философ. - Дружба не медаль за особые заслуги! Собаки преданы тому, кто их ласкает и кормит. Так и с людьми. Много друзей у того, кто умеет вовремя потрепать по загривку, будь он даже сто раз негодяем".

Собака Шопенгауэра

Шопенгауэр до конца своих дней оставался неисправимым мизантропом. С возрастом он окончательно превратился в старого брюзгу, который легче находил общий язык с псом по кличке Бутц, чем со своими собратьями по виду. С собакой философ обращался куда лучше, чем с людьми, и порой беседовал с ней так, будто животное понимало его слова. Разумеется, время от времени он сердился на пса. И в сердцах бросал ему самое страшное оскорбление: "Человек!"

Отлов поэтов

Как-то раз, прогуливаясь в лесу с Генри Торо, Ральф Уолдо Эмерсон посетовал, что среди их современников не хватает настоящих поэтов.

- А я как раз недавно повстречал одного в этом самом лесу, - признался Торо. - Правда, он был покрыт оперением и не имел кафедры в Гарварде. Зато пел божественно.

- Чудесно, - обрадовался Эмерсон. - Мы изловим его и посадим в клетку.

- Вот так, - патетически произнес Торо, - мы и истребили почти всех наших поэтов.

Кто смеется последним

Сёрен Кьеркегор, которого считают предтечей экзистенциалистов за теорию единичности человеческой жизни, серьезно изучал иронию и юмор. Способность смеяться он считал компенсацией за недолговечность, боль и абсурд нашего существования. Абсурд, который сопровождает нас от колыбели до могилы. В своем сочинении "Diapsalmata" Кьеркегор писал: "В театре за кулисами начался пожар. Паяц выбежал на сцену, чтобы предупредить публику об опасности. Но все подумали, что он шутит, и встретили его слова громовым хохотом; паяц повторил свое предупреждение еще раз, но смех сделался только громче. Мне кажется, что конец света будет сопровождаться хохотом тех, кто решит, что это шутка".

Мимо цели

В книге Луи Менана "Клуб метафизиков" есть забавная история о том, как Оливер Уэнделл Холмс жестоко раскритиковал основные постулаты Платоновой философии. Холмсу хотелось узнать, что думает об этом сочинении его глубоко почитаемый учитель Ральф Уолдо Эмерсон. Приговор был лаконичным и безжалостным: "Если устраиваешь покушение на короля, уж постарайся убить его наверняка".

Капитал Маркса

Карл Маркс провел едва ли не большую часть своей жизни за изысканиями в библиотеке Британского музея. Более всего его интересовали законы существования капиталистического общества. В результате философ создал труд всей своей жизни "Капитал".

В том, что касалось устройства собственной жизни, великий мыслитель должной расторопности не проявил. Его семья всегда жила очень скромно (основным источником дохода Маркса были небольшие гонорары за статьи да бескорыстная помощь друга и соратника Фридриха Энгельса). После смерти философа его дочь Женни Маркс посетовала:

- Вместо того чтобы писать о капитале, лучше бы отец скопил настоящий капитал.

Маркс не был марксистом

Философия Маркса породила немало идеологических течений, зачастую довольно далеких от идей основоположника. Сам Маркс часто переживал по этому поводу. Увидев, в каком направлении пошли французские социалисты семидесятых годов, он недовольно пробурчал:

- Вот они марксисты, а я нет.

А вы от кого произошли?

Теория эволюции Дарвина, согласно которой все виды на земле имеют общее происхождение, а выживают сильнейшие благодаря естественному отбору, вызвала к жизни давно заглохшие споры, дала пищу для новых и подстегнула развитие философии.

После выхода книги Дарвина "О происхождении видов" в обществе началась настоящая идеологическая война. Ученые горячо поддерживали Дарвина, теологи же утверждали, что теория эволюции в корне противоречит Священному Писанию.

В 1860 году, на собрании Британской ассоциации сторонников прогресса и науки, епископ Сэмюэл Уилберфорс яростно обрушился на Дарвина и его теорию. Биолог Томас Генри Гекели (дед Олдоса Хаксли) встал на защиту эволюции. В ответ епископ поинтересовался, от каких именно обезьян происходят его родители.

Гекели с достоинством парировал:

- Лучше происходить от обезьян, чем от врагов науки и защитников мракобесия. 
................................................
 Фридрих Ницше и другие интересные философы

 


 

   

 
   Читать интересные истории и случаи из жизни философов, философские истории с юмором, интересно о философах и их философиях.