НА ГЛАВНУЮ
 СОДЕРЖАНИЕ:
 
Философия и юмор   1
Зенон и черепаха   2
Сократ             3
Аристипп           4
Антисфен           5
Диоген             6
Кратет             7
Аристотель         8
Зенон              9
Цицерон           10
Будда             11
Конфуций          12
Чжуан-цзы         13
Что делал Бог     14
Буриданов осел    15
Философы 15 век   16
Француз философы  17
Руссо             18
Вольтер           19
Кант              20
Гегель            21
Шопенгауэр        22
Фридрих Ницше     23
Философы 20 век   24
Ортега            25
Рассел            26
Запад философия   27
       

 
Цитаты Фридриха Ницше:

Ницше       цитаты
Ницше      о любви
Ницше   о женщинах
Ницше высказывания
Ницше  фразы мысли
Ницше мудрость зла
о патриотизме
о    политике
о    человеке
любовь эгоизм

  
О философе Ницше:
Фридрих НИЦШЕ биография
 
Ницше жизнь философия
Ницше и его философия
Жизнь  Фридриха Ницше
 
биографии философов 1
биографии философов 2
биографии философов 3
     

Западная философия: интересно о жизни и учении философов

 
 Интересная философия - Западная философия и другие - интересные случаи из жизни великих философов и их учений  
   
Философия речевых ошибок

Западная философия родилась и развивалась как дисциплина о бытии и сущности вещей. Костас Акселос (философ, с которым мы уже встречались на первых страницах книги) однажды придумал такую сцену. По мосту идут китайский мудрец и его ученик. Ученик спрашивает:

- Учитель, какова сущность моста?

И учитель недолго думая толкает ученика в холодную воду.

Трудно представить более удачный способ разъяснить сущность моста и заодно отучить человека задавать идиотские вопросы.

Людвигу Витгенштейну наверняка понравилась бы эта история. Недаром он писал в своих "Философских исследованиях", что все неразрешимые проблемы философии проистекают из-за небрежно сформулированных мыслей, двусмысленных высказываний и речевых ошибок.

Проблема возникает тогда, утверждал мыслитель, когда мы неправильно или неточно выражаем свои идеи и запутываем сами себя, подобно мухе, которая залетела в бутылочное горлышко и бьется о прозрачные стенки, тщетно пытаясь найти выход. Задача философа - "указать мухе путь к свободе". Философия сродни медицине: она ставит диагноз, обнаруживая затрудняющие понимание речевые ошибки, и устраняет их.

Одним из основоположников лингвистического анализа в философии был друг и учитель Витгенштейна Бертран Рассел. Впрочем, Рассел соглашался со своим гениальным учеником не во всем, он считал, что абсолютизировать лингвистический подход не стоит. Избавившись от речевых ошибок, можно лучше понять многие вещи, но философские проблемы от этого не исчезнут. Чтобы доказать неправоту Витгенштейна, Рассел даже сочинил пародию на его теорию: "Как-то раз я направлялся в Винчестер и остановился около сельской лавки, чтобы спросить у ее владельца короткую дорогу. Выслушав меня, хозяин лавки позвал из подсобки помощника:

- Этот джентльмен спрашивает короткую дорогу в Винчестер.

- В Винчестер, говоришь? - откликнулся из подсобки невидимый помощник.

- Да.

- Спрашивает, стало быть, короткую дорогу?

- Да.

- Понятия не имею".


ЛЮДВИГ ВИТГЕНШТЕЙН (1889–1951)

Кочерга Витгенштейна

Карл Поппер писал, что Витгенштейн "так и не сумел указать мухе выход из бутылки. Более того, муха в бутылке - весьма точный автопортрет самого Витгенштейна". Поппер сравнивал лингвистический анализ с процессом протирания стекол очков. И то и другое позволяет разглядеть мир немного лучше, но не более того. В 1946 году Карла Поппера пригласили прочесть лекцию в Кембриджском научно-этическом обществе. На лекции присутствовали Витгенштейн и Рассел. Тогда-то и состоялась историческая дискуссия Поппера и Витгенштейна. По версии самого Поппера (есть и другие - все они изложены в книге Дэвида Дж. Эдмондса и Джона

А. Эйдиноу "Кочерга Витгенштейна"), Витгенштейн самым невежливым образом перебил докладчика, но Поппер не обратил на него внимания и продолжал лекцию. Тогда разъяренный Витгенштейн схватил каминную кочергу и, сжимая ее, закричал:

- Ну, назовите мне хоть одну исконную философскую проблему!

Поппер принялся перечислять: проблема познания, проблема вероятности, проблема вечности, проблема этики…

Витгенштейн, убежденный, что этика не может быть предметом рационального дискурса, подскочил к Попперу и, угрожающе размахивая кочергой, прорычал:

- Этика? Ну-ка, сформулируйте хоть один этический закон!

И Поппер с блеском обернул ситуацию в свою пользу:

- Не следует угрожать лектору кочергой.

Молиться и курить

Вся современная философия вертится вокруг языка. Некоторые философы допускают, что человек в действительности не субъект, а объект языка. Но даже если предположить, что не мы владеем языком, а он нами, у нас всегда найдется способ выразить именно то, что мы хотим выразить, и заставить окружающих нас понять. В связи с этим мне вспоминается одна весьма поучительная история, которую на разные лады рассказывают и в Японии, и в

Индии, и в Европе. В европейском варианте главный герой иезуит: у монахов этого ордена репутация первостатейных хитрецов.

Двое священников, принадлежавших к разным орденам, были закоренелыми курильщиками. Оба добились аудиенции у папы, чтобы узнать ответ на терзавший их вопрос: можно ли курить во время молитвы.

Первый священник получил отрицательный ответ, да еще в придачу и суровое порицание.

Когда пришла очередь второго священника, иезуита, он задал папе тот же самый вопрос, только слегка изменил формулировку.

- Тебя он тоже выгнал? - спросил первый священник после аудиенции.

- Вовсе нет, его святейшество был очень добр ко мне.

- А ты спросил его, можно ли курить, когда молишься?

- Да, только я немного изменил порядок слов: спросил, можно ли молиться, когда куришь.

Парадокс двойного отрицания

В последнее время многие лингвисты и философы языка заняты поисками универсальных характеристик, объединяющих все существующие языки. И хотя общие черты, безусловно, находятся, многие исследователи заходят в своих изысканиях на чересчур скользкую почву, такую скользкую, что недолго и грохнуться. Так случилось с профессором из книги Джона Аллена Паулоса "Мыслю, значит, смеюсь". Читая студентам лекцию по философии языка, этот профессор заявил, что в одних языках двойное отрицание означает "нет", в других "да", но ни в одной из лингвистических систем двойное утверждение не может нести отрицательный смысл. И был тут же опровергнут студентом с галерки, иронически хмыкнувшим: "Ага, ага".

Шайка негодяев

Как мы выяснили в предыдущей главе, темнота слога была своеобразной модой у философов эпохи Гегеля. Впрочем, и мыслители XX столетия не отставали от великих предшественников. К примеру, Хайдеггер с многочисленными эпигонами и комментаторами даст Гегелю сто очков вперед. Даже французские философы, прежде отличавшиеся ясностью и простотой своих высказываний, отдали должное темному стилю: чтобы понять труды Жака Деррида, Жиля Делеза или Жака Мари Эмиля Лакана, недостаточно в совершенстве владеть французским. Чтение их текстов требует особой подготовки. Недаром известный испанский философ Хавьер Мугуэрса иронизировал: "Я не говорю по-лакански".

Критик и эссеист Уолтер Бенджамин называл любителей темного стиля "шайкой негодяев". И не то чтобы совсем незаслуженно.

Но, с другой стороны, чем невнятнее философ выражает свои мысли, тем сильнее он возвышается над толпой. Да и что прикажете делать с толпой докторантов, построивших свои диссертации на толковании непонятных мест из сочинений великих философов.

Есть анекдот, явно вымышленный, но оттого не менее актуальный.

"Философ диктует секретарше очередную главу. Закончив, он спрашивает:

- Вам все понятно?

- Вполне, - отвечает секретарша.

- Тогда придется все еще больше затемнить".

Причина развода

Сторонники логического позитивизма считали все постулаты традиционной философии набором слов, бессмыслицей, о которой даже нельзя сказать, верна она или нет.

Один из главных представителей этого направления Рудольф Карнап приводил как пример бессмысленного высказывания известную фразу Мартина Хайдеггера: "Ничто уничтожает себя". Карнап говорил:

- Это все равно что сказать: "Дождь дождит".

В книге Рэймонда Смаллиана "Пять тысяч лет до нашей эры и другие философские фантазии" есть печальная история о несчастном браке логического позитивиста: "Как-то вечером зайдя поужинать в сельскую таверну, я с удивлением увидел на полках собрание книг, которое сделало бы честь любой философской библиотеке.

- Ах да! - горько усмехнулась хозяйка таверны. - Мне эти книги от мужа достались. Он, видите ли, философ, логический позитивист. Из-за этого мы и развелись.

- Как такое может быть? - не поверил я.

- Все, что я говорила, буквально все, казалось ему полной бессмыслицей".

Бог из цилиндра

В той же книге Смаллиан рассказывает о том, как он однажды решил при помощи трюка и логики доказать Карнапу, отрицавшему любое рациональное доказательство божественного бытия, что высшие силы все же существуют. Когда иллюзионист блестяще исполнил свой номер, Карнап радостно воскликнул:

- Фокус вместо доказательства! Как же, как же, теологи часто такое проделывают!

И то правда. Какие только фокусы не придумывало человечество, пытаясь доказать, что Бог есть. Отцы церкви утверждают, что он точно есть, ибо так сказано в Священном Писании. А почему мы, собственно говоря, должны верить Писанию? Потому что это слово Божье, не краснея, отвечают теологи.

Этот немудреный трюк называется "возвращением к началу" (или "порочным кругом"). Мне он напоминает анекдот, рассказанный известным испанским писателем Хосе Антонио Мариной в его книге "Поиски Бога": "Двое набожных иудеев спорят о преимуществах своих раввинов. Один из них говорит:

- С нашим раввином Господь беседует каждую пятницу.

- Откуда ты знаешь? - удивляется другой.

- Он сам нам так сказал.

- А откуда ты знаешь, что ваш раввин не врет?

- Стал бы Господь каждую пятницу беседовать с обманщиком!"

Похититель идей

В предисловии к "Логической конструкции мира" Карнап честно признался, сколь многим обязан интеллектуальному влиянию Витгенштейна, однако тот заподозрил автора в плагиате и заметил со злобной иронией:

- Если какой-нибудь молокосос сворует у меня яблоко, я это переживу, но пусть не говорит, что я сам дал ему это яблоко!

Веселые кембриджские философы

В известном анекдоте профессор говорит студенту: Будьте добры, разбудите своего товарища. Студент отвечает:

- Вы его усыпили, вы и будите".

Этот анекдот очень подходит ко многим британским философам, но не к кембриджскому профессору Чарльзу Данбару Броду, выгодно отличавшемуся от других университетских ученых-сухарей. Брод полностью записывал свои лекции и читал их студентам вслух. И при этом имел обыкновение повторять каждое предложение по два раза. Чтобы не дать аудитории заскучать, он вставлял в каждую лекцию парочку забавных историй, которые зачитывал не дважды, а трижды. Как вспоминает бывший студент Брода Морис Вайлер, на фоне основного повествования шутки только этим и выделялись.

Открытое общество и его враги

Карл Поппер написал знаменитую книгу "Открытое общество и его враги", в которой восславил либерализм и демократические ценности и обрушил девятый вал негодования на тоталитарные режимы и тех, кто их поддерживает (они-то и есть враги открытого общества). Досталось от Поппера и некоторым философам, в особенности Платону, Гегелю и последователям Маркса, которые, по мнению автора, подготовили интеллектуальную базу для становления тоталитаризма.

Однако сам Поппер был человеком весьма жестким и прямолинейным, категорически нетерпимым к критике и не привыкшим уважать чужое мнение. Пожалуй, его книга в действительности должна называться "Открытое общество глазами его врага".

Трилемма Мюнхгаузена

Барон Мюнхгаузен - персонаж знаменитого сатирического романа, немецкий аристократ XIII века, который потчует гостей небылицами о своих приключениях. В одном из таких рассказов он вытаскивает себя за волосы из болота. Этот немыслимый акробатический трюк, автор которого использовал самого себя в качестве опоры, подвигнул многих философов на размышления об основании высказывания: известно, что обоснование любого высказывания опирается на другое высказывание, то, в свою очередь, на третье, но что лежит в основе самого первого высказывания? Карл Поппер и его ученик Ханс Альберт считали, что доверять обоснованиям нет никаких оснований. В противном случае это будет актом веры, отказом от разума в пользу иррационального. Высказывание, основанное на самом себе, ничем не отличается от барона, вытянувшего себя из болота за косичку. Согласно Попперу и Альберту, поиски первоначального высказывания неизбежно приводят либо к бесконечному регрессу, либо к порочному кругу, либо к насильственному прерыванию процесса.

В книге Хавьера Мугуэрсы "В полной растерянности" описан забавный случай с учеником Ханса Альберта: "Читая студентам лекцию об упомянутой выше трилемме, он решил придумать для трех вариантов латинские термины, - regressus infinitus (бесконечный регресс), circulus vitiosus (порочный круг) - но, споткнувшись на третьей альтернативе, не нашел ничего лучше, как окрестить ее cogitus interruptus (прерванное познание)[8].

Вдохновляющая растерянность

На презентации уже упоминавшейся здесь книги "В полной растерянности" Хавьер Мугуэрса рассказал, что один его приятель, получив в подарок семисотстраничный том с дарственной надписью от автора, поразился:

- И ты накатал эту книженцию в полной растерянности? Я, когда растеряюсь, молчу как рыба.

Пуританская мораль

Отличительная черта человека, исповедующего пуританскую мораль, - нетерпимость к любым проявлениям непристойного как в поведении других людей, так и в своем собственном. Пуритане провозглашают себя блюстителями нравственности и неусыпно следят за соблюдением раз и навсегда установленного морального кодекса, основанного на предрассудках, ложном представлении о добре и зле и стремлении сохранять внешнее подобие благопристойности при любых обстоятельствах.

В "Любительской этике" Фернандо Саватера есть замечательный портрет истинной пуританки: "Пуритане считают себя образцами нравственности и потому берутся наставлять на путь истинный соседей <…>. Пожилая сеньора из нашей истории была пуританкой до мозга костей. Как-то она позвонила в полицию и нажаловалась на молодежную компанию, которая купалась нагишом прямо у нее под окнами. Полицейские прогнали юнцов, но возмущенная дама позвонила снова и заявила, что наглая молодежь как ни в чем не бывало продолжает плескаться в реке, для виду отойдя чуть подальше (и все они голые, совершенно голые!). Полицейские снова разогнали купальщиков, но старушка не унималась. "Но, мадам… - взмолился инспектор. - Мы велели подросткам отойти от ваших окон на целых полтора километра…" Пуританка, приняв вид оскорбленной добродетели, заявила: "Верно, но в бинокль я их все равно вижу!"

Задолго до последней войны

Румынский философ Эмиль Чоран был убежденным нигилистом и противником прогресса. Одна дама укорила его:

- Вы настроены против всех достижений человечества со времен последней войны.

- Вы ошибаетесь, сеньора, - учтиво заметил Чоран. - Я настроен против всех достижений человечества со времен Адама.

Чоран существует

В "Эссе о Чоране" Саватер признается, что подумывал защитить диссертацию о вымышленном философе, ученике Гераклита, жившем в Афинах эллинистической эпохи. Потом он отказался от этой идеи и решил писать о Чоране. В те времена в Испании мало кто слышал о румынском философе, и в университетских кругах поползли слухи о том, что Саватер его просто-напросто выдумал. Саватер написал Чорану: "Здесь никто не верит, что вы существуете". Философ, убежденный в бессмысленности человеческого существования и в том, что большинству из нас было бы лучше вовсе не рождаться, ответил: "Умоляю, не разубеждайте их!" 
................................................
 Фридрих Ницше и другие интересные философы

 


 

   

 
   Читать интересные истории и случаи из жизни философов, философские истории с юмором, интересно о философах и их философиях.