НА ГЛАВНУЮ
 СОДЕРЖАНИЕ:
 
Философия и юмор   1
Зенон и черепаха   2
Сократ             3
Аристипп           4
Антисфен           5
Диоген             6
Кратет             7
Аристотель         8
Зенон              9
Цицерон           10
Будда             11
Конфуций          12
Чжуан-цзы         13
Что делал Бог     14
Буриданов осел    15
Философы 15 век   16
Француз философы  17
Руссо             18
Вольтер           19
Кант              20
Гегель            21
Шопенгауэр        22
Фридрих Ницше     23
Философы 20 век   24
Ортега            25
Рассел            26
Запад философия   27
       

 
Цитаты Фридриха Ницше:

Ницше       цитаты
Ницше      о любви
Ницше   о женщинах
Ницше высказывания
Ницше  фразы мысли
Ницше мудрость зла
о патриотизме
о    политике
о    человеке
любовь эгоизм
 

Так говорил Заратустра:
предисловие
Заратустра  часть 1
Заратустра  часть 2
Заратустра  часть 3
Заратустра  часть 4
 
другой перевод:
Заратустра  часть 1
Заратустра  часть 2
Заратустра  часть 3
Заратустра  часть 4
 

Произведения Ницше:
Антихрист текст
Ecce Homo текст
Сумерки  идолов
Воля  к  власти
По  ту  сторону
К    генеалогии
Человеческое  1
Человеческое  2
Весёлая наука 1
Весёлая наука 2
  
О философе Ницше:
Фридрих НИЦШЕ биография
 
Ницше жизнь философия
Ницше и его философия
Жизнь  Фридриха Ницше
Стефан Цвейг  о Ницше
Жиль Делёз    о Ницше
Когда  Ницше   плакал
  
Другие философы:
Шопенгауэр  мысли
Афоризмы мудрости
 
биографии философов 1
биографии философов 2
биографии философов 3
     

Будда: интересная философия: про философа Будду с юмором

 
 Философия с юмором - Будда интересные факты - смешные истории и высказывания Будды  
   
ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

К чему такие мучения

В эпоху, когда в Греции возникла философия (а это было в VI веке до нашей эры), в Индии появился Сиддхархта Гаутама, больше известный как Будда. В тридцать лет Будда совершенно неожиданно для себя узнал, что мир - юдоль зла (болезней, старости, бедности…), пришел в отчаяние и бросился искать спасения. Сначала духовные поиски привели его на путь монаха-отшельника, но оказалось, что посты и молитвы к просветлению не приближали. Тогда Сиддхартха перестал умерщвлять плоть и принялся медитировать. Во время медитации под старой смоковницей (деревом бодхи) к нему наконец снизошло просветление. (Будда, собственно говоря, и означает "просветленный".) Ему открылось, что жизнь означает страдание, а страдаем мы, потому что не можем удовлетворить все свои желания. Чтобы спастись, нужно перестать желать, отречься от иллюзии собственного "я". Выбирая между мирскими наслаждениями и монашеским служением, Будда предпочел третий путь. Дурно все, что не ведет к спасению.

Чтобы вам стало понятнее, послушайте одну забавную историю. Как-то раз к Будде пришел монах, за плечами у которого было двенадцать лет отшельничества и строжайшего поста.

- И чего ты этим достиг? - спросил Будда.

- Ну, я, например, научился ходить по воде.

Будда недоуменно пожал плечами:

- А лодки на что?

Лучший вопрос

Предание гласит, что критянин Эпименид (поэт и философ, один из легендарных семи мудрецов, которого по большому счету стоило бы включить и в список семи спящих: Плутарх утверждает, что он провел во сне ровно пятьдесят лет; впрочем, есть версия, что это округленная цифра и на самом деле мудрец благополучно проспал все пятьдесят семь) во время путешествия в Индию встретился с Буддой и спросил:

- Каков, по-твоему, самый лучший вопрос и каков ответ на него?

И Будда ответил:

- Лучший вопрос - тот, который ты сейчас задал, а лучший ответ - тот, который я только что дал.

Отвергнутый подарок

Однажды какой-то зевака прервал проповедь Будды потоком брани. Будда спокойно выслушал его и спросил:

- Если человеку хотели подарить какую-нибудь вещь, а он ее не принял, кому принадлежит подарок?

- Тому, кто хотел его подарить, конечно, - ответил наглец.

- В таком случае я не принимаю твоих оскорблений, - объявил Будда. - А значит, они по праву достаются тебе.

Гнев из пустоты

Согласно буддистской доктрине, наш мир - иллюзия. Все, что в нем есть, - видимость, заблуждение, мираж. За этой видимостью нет никакой объективной реальности, а есть лишь пустота. Однако постичь абсолютную пустоту дано не всем, подлинное видение открывается тому, кто сумел отринуть суету и очистить душу. Рассказывают, что один японский воин, вне себя от радости, прибежал к учителю мудрости и заявил, что познал истину: в мире нет ничего, кроме пустоты. В ответ на это учитель дал ему пощечину и назидательно произнес, глядя, как воин скрипит зубами от обиды и ярости:

- Если вокруг одна пустота, откуда взялось столько гнева?

 БУДДА (623 Г. ДО Н.Э.-544 Г. ДО Н.Э.)

Нельзя дважды бросить один и тот же камень

Подобно греку Гераклиту, Будда не считал реальность постоянной величиной и полагал, что мир непрерывно меняется. Как-то раз он едва не стал жертвой собственного двоюродного брата Девадатты. Подлый и завистливый Девадатта пытался расправиться с кузеном, сбросив на него со скалы большой камень. Валун рухнул в двух шагах от Будды, но тот даже не дрогнул. Через некоторое время, повстречав Девадатту, брат приветствовал его как ни в чем не бывало.

Потрясенный Девадатта воскликнул:

- Или ты забыл, что я пытался лишить тебя жизни?

- А к чему мне держать это в памяти? - невозмутимо ответил Будда. - И ты уже не тот, кто бросил в меня камень, и я не тот, в кого он летел.

Тяжелая голова

Как и западные философы, буддистские проповедники любили порассуждать о том, существует наш мир в действительности или только в человеческом сознании.

На эту тему существует забавная притча. "Четверо мудрецов отправились в отдаленный монастырь, чтобы в стороне от суеты подискутировать об истинной сущности нашего мира. Молодой монах, присутствовавший на диспуте, жадно ловил каждое слово мудрецов и наконец осмелился вмешаться:

- Учитель, так ты утверждаешь, что огромный камень у дороги есть порождение твоего мозга?

- Так и есть, - важно ответил учитель.

- Надо же! - восхитился юноша. - Представляю, как тяжело тебе было таскать его у себя в голове".

Формы искушения

Буддисты считают, что главное условие достижения благодати - отказ от желаний. Хотя перебарщивать с этим опасно, наше сознание часто играет с нами недобрые шутки. Об этом повествует знаменитая дзенская притча. "Двое молодых буддистов, только что давших обет, что никогда не прикоснутся ни к одной женщине, повстречали удивительно красивую девушку, которая попросила помочь ей переправиться через реку. Один юноша прошел мимо, не обернувшись, другой сжалился над незнакомкой и перенес ее через реку на руках. Отпустив девицу на землю, он нагнал своего товарища. Оба продолжали путь в молчании, пока тот юноша, чье сердце не дрогнуло при виде красавицы, не удержался и накинулся на друга с укорами:

- Отступник! Как мог ты прикоснуться к женщине, презрев данные тобой обеты? Стыдись! Как мог ты вот так запросто взять ее на руки?

Второй монах ответил:

- Я оставил эту девушку на берегу, а ты до сих пор тащишь ее на плечах".

На голодный желудок

Многие философские и религиозные учения признают аскетизм самым верным средством очиститься от грехов и обрести благодать. Буддисты, хоть и считают, что на пути к просветлению нужно уйти от собственного "я", посмеиваются над теми, кто чересчур истово умерщвляет свою плоть. Рассказывают, что один молодой монах почти неделю воздерживался от пищи. Когда учитель спросил его, для чего так издеваться над собой, юноша ответил, что хотел победить самого себя. Учитель вздохнул:

- Тебе предстоит очень трудный бой. Не знаю, как ты собираешься выиграть его на пустой желудок.

Равнодушие

Буддизм учит пренебрегать страстями и горестями нашего бренного мира, только вот сами буддисты порой пренебрегают этим правилом. По крайней мере, относятся к нему со здоровой долей юмора.

Как-то раз во время прогулки учитель дзен услышал плач и стенания, долетавшие из дома на краю селения. Заглянув в окно, он увидел безутешную родню, собравшуюся у постели только что усопшего главы семейства. Глядя на всеобщее горе, мудрец и сам ударился в слезы.

Один из родственников узнал его и немало удивился:

- Учитель, я думал, ты равнодушен ко всему на свете, даже к человеческому горю.

- Так и есть, - ответил мудрец. - Оттого я и плачу.

Долой метафизику

Будда не любил рассуждать о вопросах метафизики. Он считал, что, размышляя об устройстве мира, человек задает себе неправильные вопросы и находит на них бесполезные ответы. Пустые теории сбивают с пути спасения. "Представьте, что в человека выстрелили из лука, - говорил Будда, - а он, вместо того чтобы попросить товарищей вытащить стрелу и обработать рану, начнет выяснять, откуда эта стрела прилетела и какой у нее наконечник".

Кто-то может и посмеяться над равнодушием буддистов к общим вопросам бытия.

Есть такой анекдот. Ученик спрашивает:

- Учитель, в чем главная тайна нашего мира?

- Молчи, - отвечает наставник. - Если я тебе отвечу, она перестанет быть тайной.

Трава для учителя

Для восточных философских и религиозных концепций характерна вера в переселение душ. Буддисты отрицают само существование души, но считают, что любое существо может после смерти возродиться в новом облике. Об этом с долей юмора повествует один коан.

Ученик спросил учителя, что с ним будет через сто лет, и тот ответил:

- Через сто лет я стану быком и буду щипать сочную травку на берегу тихой речки.

- А нельзя ли мне и тогда быть подле тебя? - спросил ученик.

- Что ж, если ты и впрямь там окажешься, проследи, чтобы мне хватало травы.

Фонарь учителя

У греков был Диоген со своим фонарем, но и на Востоке нет недостатка в историях о фонарях, лампах и прочих светильниках. Вот одна из них.

Учитель с учеником шли куда-то под покровом ночи. Учитель нес фонарь. Ученик отважился спросить:

- Учитель, ты же говорил, что видишь в темноте.

- Так оно и есть, - подтвердил учитель.

- Так зачем тебе фонарь?

- Чтобы те, кто в темноте не видит, на меня не налетели.

Все есть Бог

Пантеизм - это учение, согласно которому все сущее есть Бог. Но если Бог - это всё, почему одни живые существа противостоят другим? Почему они убивают друг друга?

Если Бог - это всё, говорят одни, значит, все вещи в мире тождественны друг другу. Бог есть во всем, возражают другие, но это не означает, что в мире все одинаково. "Не следует принимать змею за веревку, а веревку за змею", - заключает Раймундо Калье, пересказав древнеиндийскую притчу о человеке, неверно истолковавшем постулат о вездесущем божестве. Увидев бегущего слона, этот человек не стал уходить с дороги, хотя погонщик кричал ему: "Поберегись!" "Если Бог - это всё, - подумал наш герой, - стало быть, и я бог, и слон тоже. Не могу же я причинить вред самому себе". Увы, слон думал иначе и чуть не затоптал бедолагу. Через неделю, кое-как залечив сломанные ребра, он явился к своему учителю и пожаловался на слона. Наставник покачал головой:

- Бог - это все, а значит, и ты, и слон, и погонщик, предупреждавший тебя об опасности. Глупец, что же ты не послушал самого себя?

................................................
 Фридрих Ницше и интересная философия, с юмором

 


 

   

 
   Читать интересную философию, смешные факты и истории из жизни философов, философские шутки и высказывания.