Фридрих Ницше  биография и философия
                Фридрих Ницше: наследство философа (текст Э.Сирота)

  
на главную
содержание

Детство и юность
  
Учёба и преподавание
 
Музыка и Вагнер
  
Армия и война
  
Мать и сестра
 
Философия
  
Идеи
 
Болезни
  
Друзья

 
Женщины
 
Последние годы
  
Наследие

   
 

Цитаты Фридриха Ницше:

 
Ф Ницше  цитаты
 
Ф Ницше о Любви
 
Ницше и Женщины
 
Ницше  высказывания
  
Ф Ницше фразы мысли
 
Ницше злая мудрость

Так говорил Заратустра:
 
предисловие
 
Заратустра часть 1
 
Заратустра часть 2
 
Заратустра часть 3
 
Заратустра часть 4
 
другой перевод:
 
Заратустра часть 1
 
Заратустра часть 2
 
Заратустра часть 3
 
Заратустра часть 4
 
Другие произведения:
 
Антихрист
 
Сумерки идолов

Воля к власти

По ту сторону

О философе:
 
Ницше и его философия

Стефан Цвейг о Ницше

Другие философы:
 
Шопенгауэр мысли

Афоризмы житейской мудрости
   

 


Наследие Ницше. Философия жизни, экзистенциализм, обвинения в нацизме.


Наследие Ницше

Философская мысль XX века – это лишь комментарии к Ницше.

Старый плотник всю жизнь строил дома, искусно владея топором. Топор был отточен, закален, с удобным топорищем. После смерти плотника топор достался в наследство трем его сыновьям. Один сын колол им дрова. Другой клал как груз на квашеную капусту. Третий по ночам разбойничал с ним. Виноват ли плотник, что оставил топор таким сыновьям? И виноват ли он, что они такие? Эта древняя карельская притча ставит вечные вопросы: кто, что и как остается после нас? И к великому философу XIX века это имеет самое прямое отношение.

Что оставил нам Фридрих Ницше в наследство? Как мы этим наследством распорядились? Двадцатый век показал нам много вариантов обращения с таким достоянием, как философия Ницше. По мере того как Ницше входил в моду, находилось все больше и больше желающих выгодно приобщиться к его идеям, и аналогиями с притчей дело не ограничивалось.

«Бог, который сошел бы на землю, не стал бы ничего другого делать, кроме несправедливости, – взять на себя не наказание, а вину, – только это и было бы божественно»
(«Ecce Homo»)

Кому-то мысли Ницше удачно заменяли недостаток собственных. Кто-то успешно раскручивал коммерческую сторону дела – имя философа становилось брендом. Кто-то взял на вооружение броские образы и вульгарно истолкованные идеи и с их помощью воспитал поколение антилюдей-завоевателей. Для всего этого понимание и даже изучение созданного философом оказалось совсем не обязательным.

«Вскормленный скудной, невинною пищей, готовый и страстно желающий летать и улетать – таков я: разве я немножко не птица!»
(«Так говорил Заратустра»)

Но были и те, кому Ницше дал толчок в развитии, импульс нового осмысления жизни человечества, кого вдохновил на новые поиски истины. Философская мысль после Ницше уже не могла быть прежней. Помимо собственно порожденного им ницшеанства он обусловил и кое-что помасштабнее в этой области человеческого знания.

В самом обобщенном и предельно упрощенном виде это означает следующее. До Фридриха Ницше философия как наука о самых общих закономерностях бытия не была (с некоторыми оговорками, способными превратить эту главу в целый историко-философский трактат) обращена к человеку. Его предшественники концентрировали научную мысль на несколько ином направлении: философия пыталась построить картину мира материи и идей, лишь изредка используя человеческие примеры для иллюстрации этих умопостроений. Ницше, если можно так выразиться, повернул философию лицом к человеку.

Концепция «вещи в себе» Иммануила Канта, дихотомия монад и корпускул околоньютоновских времен, диалектика Гегеля, воззрения Платона и Аристотеля на первичность духа или материи (если можно свести их видение мира к этому) и прочие предметы и инструменты изучения – все это не касается человека непосредственно, не дает ему жизненных ориентиров, не трогает умы даже среднеобразованной публики, ибо слишком общо и туманно.

Философия жизни

То, что породил, сам того не ведая, Фридрих Ницше, – это философия жизни, философия существования человека, философия смысла и цели именно человеческого бытия, а не бытия вообще.

«Я знаю атеизм отнюдь не как результат, еще меньше как событие; он разумеется у меня из инстинкта»
(«Ecce Homo»)

Позднее широкому спектру взглядов и концепций этого направления найдется относительно точное название – экзистенциализм (что буквально можно было бы перевести как «существованчество»). Множество работ в этой области найдут интерес и отклик в умах и сердцах уже не узкой кучки интеллектуалов, а огромного количества людей, чей кругозор хотя бы немного выходит за рамки «дом-работа-дети» и чей спектр чтения не ограничивается «двумя лучшими книгами» – поваренной и банковской.

В работах мыслителей XX века при желании можно увидеть и прямые отсылки к идеям Ницше, и вдохновленность его творчеством, и даже попытки развития его взглядов. Отталкиваясь от Ницше – осознанно или нет, – они двигались каждый в своем направлении, объединенные интересом к тому, как и чем живет человек, зачем и почему.

Помимо известных из физиологии нескольких природных инстинктов, скорее роднящих нас с животными, чем отличающими от них, в человеке заложен сугубо человеческий «инстинкт цели». Нам непременно хочется понять, для чего все делается, для чего мы живем, в чем пресловутый смысл жизни. Удовлетворению этого инстинкта творчество Ницше если и не отвечает до конца, то служит точно.

Вечный вопрос
Ответ Ницше на «вечный вопрос» о цели и смысле людского существования – самосовершенствование, преодоление животной архаики и порождение великих людей. Да, это не все, это «раса господ» – но господ духа и мысли, а не властительных садистов и бесчеловечных самодуров.

«Чем совершеннее вещь, тем реже она удается»
(«Так говорил Заратустра»)

Не нигилистическое богоборчество, а обожествление грядущего Сверхчеловека; не апологетика расовой иерархии и паразитического угнетения, а инициирование высшей расы совершенных людей вне зависимости от цвета кожи, разреза глаз, национальности, языка и так далее; не открытие врат животной вседозволенности посредством отрицания морали, а освобождение от давно ставших формальными и бессмысленными условностей, препятствующих непосредственному восприятию истин мира.

«Должен признаться, что меня больше радуют те, кто меня не читает, кто никогда не слышал ни моего имени, ни слова „философия“»
(«Ecce Homo»)

Что из этого мы знаем и помним о Фридрихе Ницше? Увы, не лучшие стороны перечисленных дилемм. Виноват ли в этом сам Ницше? Если и да, то не больше, чем кузнец, выковавший топор, которым потом кого-то убили. Производя инструмент созидания – могли он знать, в чьи руки попадет его творение?..

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ - это
направление философии XX века, акцентирующее внимание на уникальности и иррационализме человека

Справедливости ради стоит, однако, сказать, что философия сложнее топора, а мыслитель, по идее, видит много дальше кузнеца. Конечно, «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется», мы все хотим как лучше, но, как говорится, благими намерениями вымощена дорога в ад. И ответственность ученого чуть больше ответственности кузнеца.

«Трудно открыть человека, а себя самого всего труднее; часто лжет дух о душе»
(«Так говорил Заратустра»)

Применительно к Ницше это рассуждение обычно выглядит так. Он сам не мог не сознавать, как недоразвита потенциальная аудитория его идей и как чудовищно может воплотиться на практике самая благая мысль людьми, даже дар Прометея обратившими в орудие смерти. К тому же, ниспровергая вполне конкретные устои, он предлагал взамен нечто гораздо менее осязаемое.

Ответственность перед историей
В чем же ответственность «властителей дум»? Что было делать Ницше со своим творчеством, понимай он всю возможную опасность его последующего использования людьми, – перестать писать вообще? вернуться в специализированное лоно филологии? обратить больше внимания на доходчивость своих произведений для широкого читателя (не затем ли он задумал «Переоценку всех ценностей»)? Теоретически это было ему по силам – ведь он «так мудр, так умен, пишет такие хорошие книги». А практически?

Представьте себя на месте человека, которого распирают мысли, который не может не думать и не писать, который просто не может жить без этого. Только на минуту представьте, что вам предстоит отказаться оттого, без чего вы никак не можете, ради чего живете. Отказаться только потому, что кто-то когда-то, возможно, свершит зло, не так поняв вас. Сможете?

«Никогда не надо щадить себя, жесткость должна стать привычкой, чтобы среди сплошных жестких истин быть веселым и бодрым»
(«Ecce Homo»)

Историческая ответственность творца – еще один «вечный» вопрос, «проклятый» вопрос, ибо он будет всегда оставаться без ответа. Гражданин Гильотен, профессор анатомии, сознательно создал машину смерти, чтобы минимизировать мучения казнимого. Он виновен? А Нильс Бор, один из создателей ядерной бомбы, – разве он сбросил ее на Хиросиму и Нагасаки?

Исторический упрек
Самый убийственный исторический упрек Фридриху Ницше – нацистская идеология. Из-за этого после Второй мировой войны и Нюрнбергского трибунала Ницше в некоторых странах записали в разряд запрещенных авторов. Опасаясь возрождения нацизма, перестраховщики от греха подальше решили вычеркнуть его из истории мысли, сделав жупелом и пугалом, – опять-таки не вникая в его работы. «Я не читал, но гневно осуждаю!» Чем это лучше нацистской практики сожжения неугодных книг?

«Я обещаю трагический век: высшее искусство в утверждении жизни, трагедия, возродится, когда человечество, без страдания, оставит позади себя сознание о самых жестоких, но и самых необходимых войнах…»
(«Ecce Homo»)

На какое-то время (да и сейчас это еще отчасти актуально) с Ницше произошла та же трагическая метаморфоза, что и со знаком свастики. Древний арийский символ солнцеворота, изображенный во множестве святых мест разных индоевропейских религий, в одночасье был дискредитирован, превратившись исключительно в знак абсолютного зла. Из-за этого он оказался вычеркнутым из понятийного поля современного человека – в точности, как Ницше.

Увы, обычная практика человечества во все времена – видеть только одну, внешнюю, самую броскую сторону явления и даже не пытаться задуматься над возможной искаженностью его подлинного, глубинного, изначального значения. В конце XVIII века Франсиско Гойя проиллюстрировал это наилучшим образом в своем офорте «Сон разума рождает чудовищ».

Единственное средство избежать подобного наваждения, выйти из плена заблуждений и навязываемых представлений – читать первоисточник.

НИЦШЕАНСТВО - это
Философское направление, развивающее идеи Ницше. Также под этим понимают и саму его философию

Читать Ницше не очень легко. Его работы объемны, язык сложен и порой чрезмерно афористичен, за мыслью автора не всегда успеваешь, да и сам он не всегда держал ее в узде. Зачастую в тексте очень много отсылок – и прямых, и косвенных – к далеко не самым известным произведениям. Злая шутка эрудиции: то, что многим впервые попадается на глаза, для Ницше – повседневные мыслительные образы.

«Дух есть жизнь, которая сама врезается в жизнь: своим собственным страданием увеличивает она собственное знание»
(«Так говорил Заратустра»)

Можно ли читать Ницше без предварительной подготовки? Пожалуй, да. И лучше делать это до знакомства с работами ницшеведов, дабы не попасть заранее под воздействие чужих домыслов, а составить собственное представление.

Фридрих Вильгельм Ницше оставил человечеству богатое наследство. И хотя оно основательно подпорчено душеприказчиками, пренебрегать им не следует.


*********** *******************************************
Литература и источники
1. Браудо Е. М. Ницше. Философ-музыкант. – Петроград: Атеней, 1922.
2. Верцман И. Е. Проблемы художественного познания. – М.: Искусство, 1967.
3. Галеви Д., Трубецкой Е. Н. Жизнь Фридриха Ницше (пер. с фр.). Философия Ницше. – М.: Эксмо, 2003.
4. Давыдов Ю. Н. Искусство и элита. – М.: Искусство, 1966.
5. Дугин А. Г. Фридрих Ницше, путь к Сверхчеловеку (аудиокнига). – М.: Арктогея, 2009.
6. Манн Т. Философия Ницше в свете нашего опыта // Собр. соч. в 10 томах, т. 10. – М.: Гослитиздат, 1961.
7. Ницше Ф. Сочинения в 2-х томах. – М.: Мысль, 1990.
8. Ницше Ф. Юный Ницше. Автобиографические материалы. Избранные письма. Ранние работы. 1856–1868 / Сост. и пер. с нем. В. М. Бакусева. – М.: Культурная революция, 2014.
9. Одуев С. Ф. Тропами Заратустры: влияние ницшеанства на немецкую буржуазную философию. – М.: Мысль, 1971.
10. Риль А. Фридрих Ницше как художник и мыслитель. – СПб.: Ясная Поляна, 1909.
11. Файгингер Г. Ницше. Философ отрицания. – СПб.: Общ. тип. дела в СПб., 1911.
12. Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская Энциклопедия, 1983.
13. Холлингдейл Р. Фридрих Ницше. Трагедия неприкаянной души. – М.: Центрполиграф, 2004.
14. Цвейг С. Казанова. Фридрих Ницше. Зигмунд Фрейд. – М.: Интерпракс, 1990.
15. Ясперс К. Ницше и христианство. – М.: Медиум, 1994.

..........................................
© Copyright: Ницше: биография и философия

 


 

   

 
   Читать о философии Ницше. Философия жизни, экзистенциализм, обвинения в нацизме Ницше - Интересные статьи о Фридрихе Ницше с цитатами.