Ницше: Утренняя заря: Цитаты из произведения


 Фридрих Ницше: Утренняя заря: Цитаты из произведения
   
Мы с уважением относимся к тому, чего не понимаем, например, к древним обычаям, к словам, высказанным торжественным тоном и т.п. Но нам следовало бы воздерживаться от суждений и приговоров о том, чего мы не понимаем, чтобы не было больше на земле пустых башен, воздвигнутых уважением. Однако наш духовный мир похож ещё на Египет - пустыня и громадные пирамиды, а в этих пирамидах, большей частью недоступных, только жалкие трупы!
 
"Обязанность" - это мысль, посредством которой одна склонность берёт верх над другой, - с некоторой задержкой в работе разума!
 
Мы чаще гибнем от наших сил, чем от наших слабостей; свои слабости мы знаем, но сил своих не знаем.
 
Общая заповедь всех обычаев и моралей гласит: будь осторожен и бойся, владей собою и притворяйся.
 
Наука принесла много пользы, теперь можно было бы ей вполне подчиниться. Но это ошибка: она не может приказывать, указывать дорогу; она может быть полезной только тогда, когда знают, куда идти.
 
Наше теперешнее образование представляет собою нечто очень жалкое, какое-то гнилое блюдо, в котором плавают какие-то невкусные куски, куски знания, искусства, которые не станет есть ни одна собака. [...] В действительности современное образование является жалким потому, что на горизонте пред ним восходит великая задача, именно пересмотр всех ценностей. Но прежде чем положить все вещи на весы, надобно иметь в руках весы.
 
Безопасность и продолжительность жизни, которыми так гордится наш новый мир, как своим приобретением, куплены скорее уменьшением, а не увеличением чувства счастья.
 
Сострадание, как изображает его Шопенгауэр, есть главное извращение нашего бытия, самая основная из всех возможных глупостей.
 
Большая часть философии придумана для того, чтобы изменить в ощущениях зло и недостаток так, чтобы они казались необходимыми миру. Роль философии - борьба с болью; следовательно, ей предстоит исчезнуть.

"Где я остановлюсь, там найду я только себя одного: зачем мне останавливаться! Пустыня ещё велика!" - так чувствует такой идущий вперёд.
 
Вежливость - очень хорошая вещь и принадлежит к числу четырёх главных добродетелей, хотя и занимает среди них последнее место; но для того, чтобы не быть тягостными друг другу из-за неё, тот, с кем я имею дело, должен быть одной степенью выше или ниже меня в деле вежливости; в противном случае мы не сдвинемся с места.
 
Чем выше мы поднимаемся, тем меньше кажемся мы тем, которые не умеют летать.
 
Нелогично поступают, если по вечеру судят о дне, потому что там очень часто о силе, успехе и доброй воле судит усталость. Точно так же следовало бы остерегаться и суждения стариков о жизни, так как старый возраст, как и вечер, обыкновенно наряжается в новую привлекательную нравственность и умеет с помощью вечерней зари, сумерек, мирной и томительной тишины унизить день.
 
Птица феникс показала поэту пылающий и обуглившийся свиток. "Не пугайся, - сказала она, - это - твоя работа! В ней нет духа времени, и ещё меньше духа тех, которые идут против времени, следовательно, она должна быть сожжена. Но это хороший признак. Есть другие утренние зори".
 
Когда молчишь целый год, то отвыкаешь болтать и приучаешься говорить.
 
Многие десяток раз на дню говорят злое, холодное слово окружающим их и не думают при этом, что через несколько лет они создадут себе закон привычки, который будет заставлять их по десяти раз в день оскорблять окружающих. Но они могли бы также привыкнуть и к тому, чтобы десяток раз в день делать им добро!
 
...если человечество не погибнет в страсти, оно погибнет в слабости. Что же лучше? Вот вопрос! Предпочтём ли мы иметь конец в огне и свете или в тине?
 
Каким образом разум вошёл в мир? Само собою разумеется, неразумным образом, случайно.
 
Никогда не скрывай и не замалчивай того, что сможет быть противопоставлено твоей мысли! Обещай себе это! Это - основа честности мысли. Каждый день ты должен совершать поход против самого себя. Победа, одержанная тобою, принадлежит не тебе, а правде, но зато и твоё поражение - уже не твоё.
 
Боль от страсти ощущается потому, что есть другая такая же сильная, а может быть и более сильная страсть; потому что этим страстям предстоит вступить в борьбу, в которой должен принять участие наш интеллект.
 
Если мы будем рассматривать зеркало, то мы ничего не найдём, кроме вещей в нём; если будем рассматривать эти вещи, то найдём опять зеркало.
 
Кто ненавидит себя самого, того мы должны бояться, ибо мы станем жертвами его ненависти и мести.
 
Чему всего опаснее разучиться? Начинают тем, что разучиваются любить других, и кончают тем, что не находят ничего достойного любви и в себе.
 
Самая дешёвая и безмятежная форма жизни есть жизнь мыслителя, ибо он нуждается больше всего в тех вещах, которые другими мало ценятся или оставлены без внимания. Он радуется легко и не знает дорогих подходов к удовольствиям; его работа не тяжела и в то же время приятна; его дни и ночи не отягощены угрызениями совести. Он ходит, есть, пьёт, спит столько, сколько ему необходимо для того, чтобы его ум был покоен, силён и ясен; он наслаждается своей жизнью и не имеет поводов бояться её; он не нуждается в обществе, разве только для того, чтобы полюбить потом ещё больше своё одиночество. Живых и даже друзей ему заменяют мертвецы, разумеется лучшие, какие только жили.
 
Известно, кто любит человека, не зная его, тот становится добычей чего-то такого, чего он не любил бы, если бы мог это предвидеть.
 
Подчинение морали может быть или рабским, или суетным, или своекорыстным, или самоотверженным, или глупо-восторженным, или бессмысленным, или актом отчаяния: само по себе это не содержит ничего нравственного.
 
Когда даётся обещание, то им бывает не слово, которое обещает, а то невысказанное, что стоит позади слова. Наоборот даже, слова делают обещание менее сильным, так как на них идёт частица той силы, которая обещает. Итак, подавайте руку и ничего не говорите - вот лучшее обещание!
 
Мы выражаем наши мысли постоянно словами, которые у нас под рукою. Или, чтобы вернее выразить мою мысль, мы в каждую минуту имеем именно только ту мысль, для которой у нас есть под рукой слова, которые могут приблизительно выразить её!
 
Страдание! Это очень хороший способ извинения! Вы наказываете самих себя, если бываете несправедливы к чему-нибудь; вы омрачаете этим свой собственный глаз, а не глаз других; вы приучаете себя к ложному, кривому взгляду.
 
Век полный опасностей, какой теперь начинается, и в котором храбрость и мужественность получают большее значение, может быть, мало-помалу снова сделает души жёсткими, так что им понадобятся трагические поэты, но теперь они несколько излишни, если употребить мягкое выражение. Может быть, и для музыки придёт некогда лучшее время - тогда, когда художникам придётся обращаться с нею к людям с вполне развитой личностью, твёрдым, страстным, - а к чему музыка теперешним непостоянным, непоседливым, недоразвившимся, полуличным, любопытным, похотливым душонкам уходящего века?
 
Признаком гуманности часто служит то, чтобы не судить другого и отказаться думать о нём.
 
Совесть - большая искусительница всех фанатиков. То, что являлось Лютеру в образе дьявола или прекрасной женщины и что он гнал от себя таким невежливым образом, была совесть, а может быть, в более редких случаях даже и правда.
 
Мы, люди, единственные создания, которые в случае неудач могут зачеркнуть самих себя, как неудавшуюся фразу, - всё равно делаем ли мы это к чести человечества, или из сострадания, или из ненависти к нему.
 
Лорд Байрон, знавший это очень хорошо, писал в своём дневнике: "Если бы у меня был сын, он должен был бы сделаться человеком вполне прозаичным - юристом или морским разбойником".

Только в конце познания всех вещей человек познаёт самого себя: вещи только границы человека.
 
А теперь, оглянувшись на дорогу жизни, мы точно так же замечаем, что что-то забыто нами, что наша юность истрачена даром, потому что наши воспитатели употребили наши молодые годы, горячие и жаждущие познаний, не на то, чтобы дать нам познание вещей, а на то, чтобы дать нам "классическое образование"!
 
Если моральными действиями, по одному определению, можно называть лишь такие, которые совершаются ради другого и только ради него, то нет моральных действий! Если моральными действиями, по другому определению, можно назвать лишь такие, которые совершаются при свободе воли, то нет моральных действий! Что же такое то, что называют таким именем, что, во всяком случае, существует и требует объяснения? Это следствия некоторых интеллектуальных ошибок.
 
Невзыскательные ландшафты - для великих художников, а замечательные и редкие - для маленьких. Именно великие явления природы и человечества должны ходатайствовать за всех: за маленьких, средних и честолюбивых своих почитателей, - а великий ходатайствует за незаметные явления.
 
Беспокойство открытия и разгадывания сделалось до того привлекательным и необходимым для нас, как безнадёжная любовь для влюблённого, которую он не отдаст ни за какую цену ради состояния спокойствия, - да может быть - мы тоже безнадёжно влюблённые!
 
Дуэль - последний, существующий ещё теперь, вполне почётный путь к самоубийству, но путь обходной и не вполне безопасный.
 
 Я не могу больше выносить этого - слушать вас! В десять раз охотнее я позволю обмануть себя, чем один раз узнать правду таким образом, как вы её сообщаете. 

..................................................................
Фридрих Ницше произведения и цитаты
 

 
НА ГЛАВНУЮ
 
Предисловие    1
УТРЕННЯЯ ЗАРЯ  2
УТРЕННЯЯ ЗАРЯ  3
УТРЕННЯЯ ЗАРЯ  4
УТРЕННЯЯ ЗАРЯ  5
УТРЕННЯЯ ЗАРЯ  6
УТРЕННЯЯ ЗАРЯ  7
УТРЕННЯЯ ЗАРЯ  8
УТРЕННЯЯ ЗАРЯ  9
УТРЕННЯЯ ЗАРЯ  10
УТРЕННЯЯ ЗАРЯ  11
УТРЕННЯЯ ЗАРЯ  12
УТРЕННЯЯ ЗАРЯ  13
УТРЕННЯЯ ЗАРЯ  14
УТРЕННЯЯ ЗАРЯ  15
УТРЕННЯЯ ЗАРЯ  16
УТРЕННЯЯ ЗАРЯ  17
УТРЕННЯЯ ЗАРЯ  18
УТРЕННЯЯ ЗАРЯ  19
Цитаты         20

         

         
НИЦШЕ цитаты
НИЦШЕ о любви
НИЦШЕ о женщинах
НИЦШЕ афоризмы

ПРОИЗВЕДЕНИЯ:
 
предисловие
ТАК ГОВОРИЛ ЗАРАТУСТРА 1
ТАК ГОВОРИЛ ЗАРАТУСТРА 2
ТАК ГОВОРИЛ ЗАРАТУСТРА 3
ТАК ГОВОРИЛ ЗАРАТУСТРА 4
 
другой перевод:
ТАК ГОВОРИЛ ЗАРАТУСТРА 1
ТАК ГОВОРИЛ ЗАРАТУСТРА 2
ТАК ГОВОРИЛ ЗАРАТУСТРА 3
ТАК ГОВОРИЛ ЗАРАТУСТРА 4
 
Антихрист
Сумерки идолов
Ecce Homo
По ту сторону добра
Воля к власти
К генеалогии морали
Человеческое  1
Человеческое  2
Весёлая наука 1
Весёлая наука 2
стихи
 

   

 
   Читать Утреннюю зарю Ф Ницше.