.
ГЛАВНАЯ
   
заратустра
часть 2:

     
ребёнок
острова
сострадание
священники
добродетели
толпа
тарантулы
мудрецы
ночная
плясовая

надгробная
самопреодоление
возвышенные
культура
познание
учёные
поэты
события
прорицатель
избавление

мудрость
тишина

 
    
Так говорил Ницше
 
Ницше цитаты мысли
 
Ницше злая мудрость
 
Шопенгауэр цитаты
 

так говорил Заратустра

предисловие
 
Заратустра  часть 1
 
Заратустра  часть 2
 
Заратустра  часть 3
 
Заратустра  часть 4

 
 

Ницше: Заратустра: о толпе

         О толпе

Жизнь — источник радости; но всюду, где пьет толпа, родники отравлены.

Я люблю все чистое; я не переношу зрелища оскаленных морд и жажды нечистых.

Они бросили взор свой в родник: и вот — светится мне оттуда мерзкая улыбка их.

Священную воду отравили они похотью; а когда свои грязные сны назвали радостью, отравили еще и слова.

Негодует пламя, когда кладут они в огонь жертвенника свои сырые сердца; сам дух кипит и дымится, когда они приближаются к огню.

Приторным и гнилым делается плод в их руке; в сухой валежник обращает их взор плодоносящее дерево.

И многие отвернувшиеся от жизни отвратились только от толпы: ибо не хотели разделять с ней ни воды, ни огня, ни плодов.

И многие уходившие в пустыню к хищным зверям и изнемогавшие там от жажды, лишь не хотели сидеть у водоема вместе с грязными погонщиками верблюдов.

И многие, приходившие опустошением и градом на плодородные поля, всего лишь хотели поставить пяту свою на глотку толпы, чтобы заткнуть ее.

Знать, что самой жизни нужны вражда, и смерть, и кресты для распятий, — это еще не тот кусок, которым давился я больше всего.

Но когда вопрошал я, вопрос застревал в горле у меня: как? неужели жизни нужна и эта сволочь?

Нужны отравленные источники, зловонные костры, грязные сны и черви в хлебе жизни?

И не ненависть, а отвращение жадно пожирало жизнь мою! О, как часто тяготился я даже духом своим, когда обнаружил, что и у этого сброда есть дух!

И от господствующих отвернулся я, когда увидел, что они называют господством: мелочно торговаться за власть с толпой!

Жил я среди народов, заткнув уши, чужой им по языку: чтобы не приближался ко мне звук речей их, их язык барышников и торгашей властью.

Зажав нос, уныло проходил я через все вчерашнее и сегодняшнее: поистине, мерзко пахнет и то, и другое у сброда писак!

Долго жил я, подобно калеке, — глухим, слепым и немым: лишь бы подальше от властвующей, пишущей и веселящейся сволочи!

С трудом и осторожностью восходил дух мой по ступеням; крохи радости были усладой ему; и с посохом слепца влачилась жизнь моя.

Что же случилось со мной? Как избавился я от отвращения? Кто обновил взор мой? Как вознесся я на те высоты, где уже не встретишь никакого сброда у родника?

Не само ли отвращение мое дало мне крылья и силы, помогающие прозреть истоки свои? Поистине, надо было подняться в самую высь, чтобы вновь обрести источник радости!

О, я нашел его, братья мои! Здесь, наверху, бьет этот родник! Все же есть жизнь, от которой не пьют уста нечистых!

Слишком бурно ты бьешь, источник радости! Часто опустошаешь ты кубок, стремясь наполнить его!

И приближаясь к тебе, я еще должен научиться скромности; слишком страстно стремится навстречу тебе сердце мое.

Сердце мое, в котором пылает лето — краткое, знойное, грустное, сверхблаженное: как тоскует лето-сердце мое по твоей прохладе!

Миновала робкая печаль весны моей! Миновала ярость снежных хлопьев в июне! И весь я — лето и летний полдень!

Лето в самом расцвете его, со студеными источниками и благостной тишиной: о, приходите, друзья мои, чтобы тишина стала еще блаженней!

Ибо это — наша высь и наша родина: слишком высоко жилище наше и недосягаемо для всех нечистых и жажды их.

Бросьте же, друзья, чистый взор свой в источник радости моей! Не помутится он от вашего взгляда! Он ответит вам улыбкой своей чистоты!

На древе будущего строим мы гнездо свое; орлы в своих клювах будут приносить нам, одиноким, пищу!

Поистине, не ту, которую вкушают нечистые! Они бы вообразили, что пожирают огонь, и обожгли бы морды свои!

Поистине, мы не уготовили здесь жилища для них! Ледяной пещерой показалось бы счастье наше для их тела и духа!

И как могучие ветры станем мы жить над ними, соседи орлам и снегу, соседи солнцу: так живут могучие ветры.

И подобно ветру буду и я некогда бушевать среди них и духом своим захватывать дыхание у духа их: так хочет мое будущее.

Поистине, Заратустра — могучий ветер для всех низин; и вот что советует он врагам своим и всем, кто плюется: «Берегитесь плевать против ветра!».


Так говорил Заратустра.

....................................... 
Ницше Заратустра
   
    добавление
(биографии Ф. Ницше и Заратустры)

           
Ницше Фридрих Вильгельм (1844 – 1900 гг.)

Немецкий философ. Родился в семье деревенского пастора в небольшом селении Реккен на границе Пруссии и Силезии. После окончания гимназии поступил в престижную профессиональную школу около Наумбурга — закрытое учебное заведение для детей из аристократических семей. Там он написал свое первое сочинение — «О музыке», которое сразу же позволило ему выдвинуться в число лучших учеников.

Далее он продолжает образование в Боннском и Лейпцигском университетах. Уже его студенческие научные работы были настолько интересны по содержанию и глубине анализа, что обращали на себя внимание профессоров.

После окончания университета ему предлагают должность профессора классической философии Базельского университета. Вскоре молодому ученому присудили степень доктора философии без предварительной защиты диссертации, на основании только журнальных статей.

Еще в университете Ницше познакомился с крупнейшим немецким композитором Р. Вагнером. Музыка Вагнера производила на Ницше такое же ошеломляющее впечатление, как на Вагнера — сочинения Ницше. Хотя Ницше вошел в историю мировой культуры прежде всего как философ, сам он считал себя музыкантом. Даже о своих сочинениях Ницше как-то написал, что это «музыка, случайно записанная не нотами, а словами». Страсть к музыке возникла у него еще в раннем детстве и прошла через всю его жизнь. Но это не была лишь жажда сочинять или слушать — Ницше был музыкантом в другом, более широком смысле слова: музыка для него была синонимом высшего начала в искусстве.

Во время Франко-прусской войны 1870—1871 гг. Ницше добился, чтобы его отправили на фронт в качестве санитара, но почти сразу же после прибытия заболел и оказался в госпитале. Так и не оправившемуся от болезни Ницше приходится оставить преподавательскую деятельность.

Чем сильнее прогрессировала его душевная болезнь, тем яростнее сопротивлялся ей Ницше и тем жизнерадостнее становились его сочинения и письма. Страдая от недуга, он тем не менее пишет книгу с удивительным название — «Веселая наука», а вслед за ней — музыкальную композицию «Гимн жизни». Эти произведения стали своеобразным прологом к одному из главных его сочинений — «Так говорил Заратустра».

Последние девять лет Ницше уже не мог работать и провел в упорнейшей борьбе с болезнью. Умер в Веймаре.

биография Заратустры

Заратуштра (Заратустра, Зороастр), древнеиранский вероучитель, основатель зороастризма.

Время жизни Заратуштры с точностью не установлено. Одни учёные полагают, что он жил примерно в XIII—X вв. до н. э., другие относят его деятельность к VII в. до н. э.

До проповеди Заратуштры древние иранские племена поклонялись множеству богов — ахуров (боги старшего поколения) и дэвов (младшие боги). Заратуштра создал учение о единственном благом божестве — Ахурамазде (Господь Премудрости), которому служат Святые Бессмертные (Амеша Спента).

Некоторые из древних божеств нашли место в пантеоне Заратуштры. Но культ дэвов, идолопоклонничество, человеческие жертвы Заратуштра отверг и беспощадно боролся с ними.

Дэвы, которым поклонялись многие иранские, а также индоарийские племена, в его религиозной системе предстают как демоны, слуги Анхра-Майнью (Злой Дух), извечного противника Ахурамазды.

Вся история, по учению Заратуштры, является противостоянием добра и зла, но победа добра предопределена. Заратуштра разработал понятия рая и ада, а также личной ответственности человека. Он заложил основы религии, получившей название зороастризм. Поскольку Ахурамазда говорил с Заратуштрой из огня, пророк заменил идолопоклонничество поклонением огню.

Своё учение Заратуштра изложил в стихотворных проповедях — Гатах. Это одна из древнейших частей зороастрийского святого писания — Авесты. Изгнанный из родных мест (где они, точно неизвестно), Заратуштра достиг наибольших успехов при дворе восточноиранского царя Виштаспы. Вдохновляемые новой верой, подданные Виштаспы, оседлые иранцы, нанесли сокрушительное поражение кочевникам туранцам, долгое время тревоживших их своими набегами.

По преданию, Заратуштра погиб от рук своего старинного врага Тур-и-Братарвахша.

После его смерти учение зороастрийцев претерпело серьезные изменения. Зороастрийские жрецы восприняли культ многих древних богов (язатов), «языческие» обычаи. Если Заратуштра считал Анхра-Майнью падшим творением Ахурамазды, то позднейшие зороастрийцы сочли доброго и злого богов равновеликими «близнецами».

Но авторитет самого Заратуштры остался непререкаем. 
                                     
........................................................................
© Copyright: Фридрих Ницше Заратустра 

 


 
 

 
 

   

 
    Читать Заратустру Фридриха Ницше. биографии Ницше и Заратустры. Так говорил Заратустра. zaratustra-nicshe.