.
ГЛАВНАЯ
   
заратустра
часть 2:

     
ребёнок
острова
сострадание
священники
добродетели
толпа
тарантулы
мудрецы
ночная
плясовая

надгробная
самопреодоление
возвышенные
культура
познание
учёные
поэты
события
прорицатель
избавление

мудрость
тишина

 
    
Так говорил Ницше
 
Ницше цитаты мысли
 
Ницше злая мудрость
 
Шопенгауэр цитаты
 

так говорил Заратустра

предисловие
 
Заратустра  часть 1
 
Заратустра  часть 2
 
Заратустра  часть 3
 
Заратустра  часть 4

 
 

Ницше: Заратустра: о народе и его мудрецах

         О прославленных мудрецах

Все вы служили народу и народному суеверию, вы, прославленные мудрецы! — а не истине! Потому и воздавали вам почести.

Потому терпели и неверие ваше, что оно было уловкой и хитроумным путем к народу. Так господин дает волю рабам своим, да еще забавляется дерзостью их.

Но кто ненавистен народу, как волк собакам, так это — свободный дух, враг цепей, который никому не поклоняется и живет в лесах.

Вытравить такого из логовища — это всегда называлось у народа чувством справедливости; и теперь еще науськивают на него самых свирепых собак.

«Ибо истина там, где народ! Горе ищущим!» — так повелось у вас издавна.

Вы хотели оправдать народ свой в поклонении его: это называли вы «волей к истине», вы, прославленные мудрецы!

И всегда говорило сердце ваше: «Из народа вышел я, и оттуда снизошел на меня глас Божий».

Умные и, в то же время, упрямые, как ослы, всегда были вы заступниками народа.

И многие из властителей, желавшие ладить с толпой, впереди коней своих впрягали осленка — какого-нибудь прославленного мудреца.

А теперь я хочу, чтобы вы совсем, наконец, сбросили с себя львиную шкуру!

Пеструю шкуру хищного зверя и косматую гриву исследующего, ищущего и покоряющего!

Чтобы поверил я в «искренность» вашу, должны вы сначала сломить в себе волю к поклонению.

Искренним называю я того, кто удаляется в пустыню безбожия и разбивает там сердце свое, готовое поклоняться.

Среди желтых песков, палимый солнцем, украдкой посматривает он, сгорая от жажды, на обильные источниками оазисы, где все живое отдыхает в тени.

Но и жажда не в силах заставить его уподобиться этим умиротворенным и самодовольным: ибо — где оазисы, там и идолы.

Голодным, одиноким, насильственным и безбожным — таким воля льва повелевает быть ему.

Быть бесстрашным и внушающим страх, великим и одиноким, свободным от счастья рабов и поклонения богам — такова воля искреннего.

В пустыне, и господами пустыни искони жили честные, свободные умы; а в городах живут прославленные мудрецы — откормленные вьючные животные.

Всегда, словно ослы, тянут они — повозку народа!

Не то, чтобы я сердился на них: но для меня они всегда останутся слугами, украшенными сбруей, хотя бы и сверкала она золотом.

И часто были они хорошими слугами, достойными похвалы. Ибо так гласит добродетель: «Если должен ты быть слугой, ищи того, кому наиболее полезна служба твоя.

Дух и добродетель господина твоего пусть возрастают благодаря тому, что ты сделался слугой ему: так и сам ты возрастешь с духом и добродетелью его».

Истинно так, знаменитые мудрецы, слуги народа! Вы возрастали вместе с духом и добродетелью народа — и народ вырос через вас! К чести вашей говорю я это!

Но народом остаетесь вы для меня и в добродетелях своих, народом с близорукими глазами, который не знает, что такое дух!

Дух есть жизнь, которая сама же надрезывает жизнь: собственным страданием умножает она знание свое: знали вы уже это?

И счастье духа в том, чтобы стать помазанником и жертвой на заклание, освященной слезами: знали вы уже это?

Слепота ослепшего и его искание на ощупь свидетельствуют о силе солнца, на которое взглянул он: знали вы уже это?

Мало того что дух движет горами; надо, чтобы научился познающий строить из гор: знали вы уже это?

Вы знаете только искры духа, но не видите, что он — наковальня, не видите жестокости молота его!

Поистине, вам не ведома гордость духа! Но гораздо непереносимее была бы для вас кротость его, пожелай она заговорить!

И вы еще ни разу не осмелились ввергнуть дух свой в снежную пучину: ибо вы недостаточно горячи! Потому и незнакомы вам наслаждения холодом его.

Но во всем вы обходитесь с духом слишком запросто, и мудрость часто превращали вы в богадельню и лечебницу для плохих поэтов.

Вы не орлы, и потому не испытали вы счастья в ужасе духа. Но кто не птица, тому не дано устраивать привал над пропастью.

Вы — теплы: но холодны ключи глубокого знания. Холодны, словно лед, глубочайшие источники духа — отрада для рук, горячих деяниями.

Вот стоите вы предо мной, почтенные и важные, с прямыми спинами, вы, прославленные мудрецы! Ни сильный ветер, ни могучая воля не подвигнут вас.

Видели вы когда-нибудь, как по морю проносится парус, округлый, надутый ветром и трепещущий от бешенства его?

Подобно парусу, трепеща от бури духа, мчится мудрость моя по морю — моя необузданная мудрость!

Но вы, знаменитые мудрецы, слуги народа, — разве можете вы мчаться со мной!


Так говорил Заратустра.

....................................... 
Ницше Заратустра
   
    добавление
(биографии Ф. Ницше и Заратустры)

           
Ницше Фридрих Вильгельм (1844 – 1900 гг.)

Немецкий философ. Родился в семье деревенского пастора в небольшом селении Реккен на границе Пруссии и Силезии. После окончания гимназии поступил в престижную профессиональную школу около Наумбурга — закрытое учебное заведение для детей из аристократических семей. Там он написал свое первое сочинение — «О музыке», которое сразу же позволило ему выдвинуться в число лучших учеников.

Далее он продолжает образование в Боннском и Лейпцигском университетах. Уже его студенческие научные работы были настолько интересны по содержанию и глубине анализа, что обращали на себя внимание профессоров.

После окончания университета ему предлагают должность профессора классической философии Базельского университета. Вскоре молодому ученому присудили степень доктора философии без предварительной защиты диссертации, на основании только журнальных статей.

Еще в университете Ницше познакомился с крупнейшим немецким композитором Р. Вагнером. Музыка Вагнера производила на Ницше такое же ошеломляющее впечатление, как на Вагнера — сочинения Ницше. Хотя Ницше вошел в историю мировой культуры прежде всего как философ, сам он считал себя музыкантом. Даже о своих сочинениях Ницше как-то написал, что это «музыка, случайно записанная не нотами, а словами». Страсть к музыке возникла у него еще в раннем детстве и прошла через всю его жизнь. Но это не была лишь жажда сочинять или слушать — Ницше был музыкантом в другом, более широком смысле слова: музыка для него была синонимом высшего начала в искусстве.

Во время Франко-прусской войны 1870—1871 гг. Ницше добился, чтобы его отправили на фронт в качестве санитара, но почти сразу же после прибытия заболел и оказался в госпитале. Так и не оправившемуся от болезни Ницше приходится оставить преподавательскую деятельность.

Чем сильнее прогрессировала его душевная болезнь, тем яростнее сопротивлялся ей Ницше и тем жизнерадостнее становились его сочинения и письма. Страдая от недуга, он тем не менее пишет книгу с удивительным название — «Веселая наука», а вслед за ней — музыкальную композицию «Гимн жизни». Эти произведения стали своеобразным прологом к одному из главных его сочинений — «Так говорил Заратустра».

Последние девять лет Ницше уже не мог работать и провел в упорнейшей борьбе с болезнью. Умер в Веймаре.

биография Заратустры

Зарату́стра  — в зороастризме — основатель зороастризма (маздеизма), жрец и пророк, которому было дано Откровение Ахуры Мазды в виде Авесты — священного Писания зороастризма.

Он жил в Восточном Иране возможно, в 628—551 годах до н. э. и принадлежал к кочевому племени. Известно, что женат он был трижды, и у него было двое детей от одной жены и четверо от двух других. Скорее всего, Заратустра был одним из жрецов и выполнял различные ритуальные действия. Настоящее имя его так и не известно. Заратустра – это его прозвище, которое в переводе с непехлевийского языка означает «тот, кто ведет верблюда».

Сначала Заратустра проповедовал среди ограниченного числа слушателей. Прежде всего, слушателями были его соплеменники. Однако они не поняли его и не поняли того, что в обществе должен править закон, а не сила. Заратустру начали преследовать. Он оказался серьезным конкурентом местного чародея. Заратустра обратился к своему другу Агурамадзе, который, как считается, наделил его пророческим даром. Тот посоветовал Заратустре идти к царю Виштаспе, который правил в Северном Иране. Царь принял пророка в число своих придворных. Там Заратустра стал верховных жрецом и составил книгу святых писаний, которая называлась «Авеста». Эта книга представляет собой не только сборник гимнов и священных писаний, но драматический рассказ о жизни самого пророка Заратустры.

Заратустра считал, что миропорядок зависит от выбора самого человека, который должен выступать активным борцом за добро. Заратустра проповедовал весьма необычную тираду – единение благих мыслей, благих дел и благих слов. Заратустра советовал людям постоянно самосовершенствоваться. В его учениях упоминается пророк, который должен был прийти в будущем в мир людей. В «Авесте» можно найти представление о конце мира, которые должен был наступить через 20 тысяч лет. Заратустра проповедовал не очень долго. Врагов у него было достаточно. Считается, что один из них коварно убил пророка. Сейчас имя Заратустры связано с множеством мифов и легенд. В средние века ему приписывали много пророчеств. Но наиболее интересная трактовка этого образа есть у Фридриха Ницше, в его книге «Так говорил Заратустра» он создал образ мрачного отшельника, который исповедовал идею абсолютной свободы духа. 
                                     
........................................................................
© Copyright: Фридрих Ницше Заратустра 

 


 
 

 
 

   

 
    Читать Заратустру Фридриха Ницше. биографии Ницше и Заратустры. Так говорил Заратустра. zaratustra-nicshe.