.
ГЛАВНАЯ
   
заратустра
часть 2:

     
ребёнок
острова
сострадание
священники
добродетели
толпа
тарантулы
мудрецы
ночная
плясовая

надгробная
самопреодоление
возвышенные
культура
познание
учёные
поэты
события
прорицатель
избавление

мудрость
тишина

 
    
Так говорил Ницше
 
Ницше цитаты мысли
 
Ницше злая мудрость
 
Шопенгауэр цитаты
 

так говорил Заратустра

предисловие
 
Заратустра  часть 1
 
Заратустра  часть 2
 
Заратустра  часть 3
 
Заратустра  часть 4

 
 

Ницше: Так танцевал Заратустра: 

         Плясовая песнь

Однажды Заратустра проходил с учениками своими через лес; и в поисках источника вышел он на зеленую лужайку, окаймленную деревьями и кустарником: там танцевали девушки. Узнав Заратустру, они оставили танец свой, но он подошел к ним с приветливым видом и сказал:

«Танцуйте же еще, милые девушки! Не противник забав со злым взглядом пришел к вам, не враг девушек.

Я — заступник Бога перед дьяволом, который есть Дух Тяжести. Как могу я, быстроногие, не любить божественные танцы? Или красивые девичьи ножки?

Правда, я — лес и ночь темнеющих деревьев: но кто не страшится мрака, тот найдет и кущи роз под моими кипарисами.

И встретит маленького бога, что всех милее девушкам: тихо покоится он у источника, смежив веки свои.

Вот как, среди бела дня уснул он, ленивец! Верно, набегался всласть за бабочками?

Не сердитесь на меня, прекрасные плясуньи, если я слегка накажу маленького бога! Конечно, будет он кричать и плакать, — но он такой забавный, — даже когда плачет!

И со слезами станет он упрашивать вас, чтобы вы станцевали; а я спою под ваш танец:

плясовую песнь в насмешку над Духом Тяжести — высочайшим и всесильным демоном, про которого говорят, что он „князь мира“».

Вот та песня, которую пел Заратустра, пока Купидон и девушки танцевали:

«О Жизнь! Заглянул я недавно в глаза твои, и мне показалось, что погружаюсь я в непостижимую глубь.

Но золотой удочкой вытащила ты меня и насмехалась надо мной, когда я называл тебя бездонной.

„Так говорят между собой все рыбы, — отвечала ты, — которые не могут достичь дна; все, что слишком глубоко для них, зовут они бездонным и недостижимым.

Но я лишь изменчива и своенравна, и во всем я женщина, и отнюдь не добродетельна.

И хотя вы, мужчины, называете меня и „глубокой“, и „вечной“, и „таинственной“;

но всегда вы одариваете нас своими собственными добродетелями — эх вы, добродетельные!“

Так смеялась она, недоверчивая; но не верю я ей и смеху ее, когда она злословит о себе самой.

А когда с глазу на глаз говорил я с дикой мудростью своей, она гневно сказала мне: „Ты желаешь, стремишься и любишь — и потому только хвалишь ты Жизнь!“.

Чуть было тогда не ответил я зло и не сказал ей, разгневанной, правды; а нельзя ответить злее, чем сказав правду мудрости своей.

Так обстоит дело между нами троими. От всего сердца люблю я одну только Жизнь и, поистине, больше всего тогда, когда ненавижу ее!

Но то, что расположен я к мудрости, и часто даже слишком расположен, — все это оттого, что очень уж напоминает она мне Жизнь!

Глаза Жизни у нее, ее усмешка и даже ее золотая удочка; что я могу сделать, если так похожи они?

И когда Жизнь спросила однажды: „Кто она, мудрость твоя?“ — я с жаром ответил: „О! Мудрость!

Жаждут ее и не могут насытиться, проникают взорами сквозь покровы, пытаются поймать в тенета.

Красива ли она? Почем я знаю! Но и для самых бывалых карпов она служит приманкой.

Изменчива и упряма она; не раз видел я, как кусала она себе губы и гребнем нарочно спутывала волосы.

Быть может, зла она и лжива, и во всем — женщина; но и когда злословит она о себе, даже тогда кажется самой обольстительной“.

Когда сказал я это Жизни, та зло рассмеялась и закрыла глаза. „О ком говоришь ты? Не обо мне ли?

Даже если ты прав, — разве говорят такое прямо в лицо! Но поведай мне теперь о мудрости своей!“

Ах, ты снова открыла глаза, о возлюбленная жизнь! И вновь кажется мне, что погружаюсь я в неизмеримую глубь».


Так пел Заратустра. Но когда танец закончился и девушки разошлись, опечалился он.

«Солнце давно уже село, — сказал он, наконец, — на луг пала роса, от лесов веет прохладой. Что-то неведомое окружило меня и задумчиво смотрит. Как! Ты еще жив, Заратустра?

Почему? Зачем? Для чего? Где и как? Не безумие ли — еще жить?

О друзья мои, это вечер вопрошает во мне. Простите мне печаль мою!

Настал вечер: простите мне, что настал он!»


Так говорил Заратустра. 

....................................... 
Ницше Заратустра
   
    добавление
(биография Заратустры)

           
Современные историки не сомневаются в существовании реального жреца и пророка Заратустры, или Заратуштры, а по-гречески Зороастра, несмотря на скудость информации об этой личности. Тут дело не только в упоминаниях о нем конкретных людей и реальных событиях, но и в той искренности, с которой написаны его обращения к Богу - сакральные стихи Авесты. Не важно, как на самом деле звали этого человека, но 17 гимнов, называемых "Гаты" ("Песнопения"), были созданы. Значит, их кто-то написал!

Вторая часть имени Заратуштра - уштра - означает "верблюд". Первая часть имени оказывается более многозначной: "желтый", "старый", "погоняющий". В таком случае Заратуштра можно перевести так - "обладающий старым верблюдом" или "тот, кто погоняет верблюдов". Нормальное крестьянское имя или?… В имени царя-покровителя Заратустры Виштаспа или отца пророка Пурушаспа содержится слово аспа - "лошадь". В Авесте перечислены имена, имеющие уничижительный оттенок: "Не-быстро-верблюдый", "Тоще-лошадный", "Тоще-быкий". По предположению некоторых ученых, такие "имена-обереги" давались детям намеренно, чтобы защитить их от злых духов.

Любителям всяческих изысков наверняка понравится гипотеза Анкетиля Дюперрона, который заменил слово "желтый" на "золотой", а во второй половине слова выделил не "верблюда - уштра", а корень - "Тиштрия". Так арийцы именовали звезду Сириус.

Согласно одной пехлевийской хронике, великий реформатор религии Древнего Ирана жил "за 258 лет до Искандара", то есть Александра Македонского, значит, время деятельности пророка зороастризма (маздеизма) падает на VII-VI века до нашей эры. Зороастрийцы вели летосчисление с момента передачи царской власти от персидского царя Дария III к Александру Великому, что произошло в 330 году до нашей эры. Простого действия арифметики достаточно, чтобы получить, казалось бы, более точную дату - 588 год до нашей эры. Не успокаивает даже тот факт, что время жизни Будды было вычислено таким же способом. Правда, исследователи отталкивались от событий, произошедших за какое-то количество лет до царствования Ашоки.

 "Примем ли мы время жизни Заратуштры на основании свидетельства Аристотеля - за 6000 лет до Рождества Христова - или согласно более современному ученому Навроджи Фаридунджи (1817-1885 годы - индийский просветитель и реформатор) из Бомбея, который датирует его VI веком до Рождества Христова ("Tareekh-i-Zurtoshtee", или "Дискуссия об эпохе Зороастра"), - все являет тьму и противоречия, и каждое утверждение сталкивается с непреодолимыми фактами, - писала известная писательница и теософ Елена Блаватская. - Общество Рахнуман Маздайаснан Сабха, основанное в 1851 году с целью вернуть вере Зороастра ее первозданную чистоту, было не более удачливо в своих изысканиях".

Лингвистический анализ наиболее древней части Авесты - "Гаты", традиционно приписываемой Заратустре, относят время его проповеди к периоду между XII-X веками. Однако это тоже не приближает нас к решению вопроса его даты рождения. Все это предположения, и подтверждения этой гипотезе нет. Многие исследователи датируют сложение "Гат" первыми веками 1 тысячелетия до нашей эры. Французская энциклопедия Les maîtres spirituels ("Духовные учителя") датами жизни реформатора называет - около 660-583 годов до нашей эры, а в качестве места рождения называют северо-восточный Иран. По другой версии (изложенной в "Гатах"), Заратустра происходил из восточноиранского небогатого рода Спитама. Однако в другом варианте говорится, что род Спитамы был очень богатый.

Локализация места создателя "Авесты", равно как и его происхождение, вызывает споры среди ученых. Считают его родиной и Россию, точнее сказать, территорию, которая нынче входит в состав Российской Федерации. И это не курьез - просто недоказуемый факт.

Возможно, будущий пророк родился в семье жреца. По одной легенде, Заратустра был сыном Пурушасты, четвертого человека, выжавшего священный сок растения и одновременно божества по имени Хаома, выполняющего также функцию мифологического древа жизни. Этот сок, будучи смешан с молоком, дарует бессмертие. Исследователи видят в этом легендарном соке коноплю, хвойник, или эфедру, и даже мухомор. Словом, любое растение, способное вызвать измененное состояние сознания. Мать Заратустры звалась Дугдова.

Сказочная версия появления на свет Заратустры гласит, что после сотворения мира Ахура-Мазда создал духовную сущность пророка, которую поместил в ствол дерева. После схватки добра со злом Заратустра воплотился в человека, озаренного светом истины, исходившим из ствола этого дерева.

Заратустра был третьим из пяти детей в семье. В 15 лет стал священнослужителем, приобретя к этому времени репутацию мудреца. В 20 лет покинул дом и отправился искать истину. В 30 лет на берегу реки Дайть, недалеко от дома, где он жил, Заратустра встретил Ахура-Мазду. В этом первом видении перед Заратустрой возникла фигура ростом "в девять раз выше человека". Это было главное божество верховной триады иранского пантеона богов - Вогу-Мано ("Благая Мысль").

Божество задало Заратустре несколько вопросов, повелев отделиться от своего и взойти к Ахура-Мазде. Когда пророк появился на небе, то не увидел своей тени "по причине яркого света ангелов", окружавших его. Затем он выдержал три страшных испытания, и ему открылась Истина. Ахура-Мазда призвал Зороастра стать его пророком.

Сначала единственным последователем Заратустры был его родной брат. Правитель, которому нравилось учение Заратустры, под давлением своих родственников не смог ему следовать. Заратустру не признавали как пророка, он подвергся преследованиям правителя и чародея Дурашвара, что вынудило его покинуть родину. Однако за Заратутстру вступился местный царь (кави) Виштаспа, который способствовал распространению зороастризма в Иране.

В 42 года Заратустра сделался царским советником. Виштаспа велел записывать его изречения на воловьих шкурах золотыми письменами, в результате чего образовалась целая библиотека, состоящая из 12 тысяч больших шкур. По преданию, это была полная запись "Авесты". При Александре Македонском вместе со стихами Заратустры, которых, согласно преданию, было два миллиона, библиотека была уничтожена. Считается, что три четверти "Авесты" утеряно.

Заратустра был дважды женат, один раз на вдове, другой - на девственнице. Не находите ли сходство с Мухамаддом? От первого брака у него было два ребенка, а от второго - четыре, в том числе один мальчик.

Заратустра прожил 77 лет и 40 дней. Зная, что он умрет насильственной смертью, последние 40 дней пророк провел в непрерывной молитве. По преданию, его убил жрец древней религии, которую низверг великий реформатор.
                                     
........................................................................
© Copyright: Фридрих Ницше Заратустра 

 


 
 

 
 

   

 
    Читать Фридриха Ницше. биография Заратустры. Так говорил Заратустра. zaratustra-nicshe.