.
ГЛАВНАЯ
   
заратустра
часть 2:

     
ребёнок
острова
сострадание
священники
добродетели
толпа
тарантулы
мудрецы
ночная
плясовая

надгробная
самопреодоление
возвышенные
культура
познание
учёные
поэты
события
прорицатель
избавление

мудрость
тишина

 
    
Так говорил Ницше
 
Ницше цитаты мысли
 
Ницше злая мудрость
 
Шопенгауэр цитаты
 

так говорил Заратустра

предисловие
 
Заратустра  часть 1
 
Заратустра  часть 2
 
Заратустра  часть 3
 
Заратустра  часть 4

 
 

Ф. Ницше. Заратустра - о мудрости

         О человеческой мудрости

Страшна не высота, страшен склон! Склон, где взор срывается вниз, а рука взлетает вверх, чтобы ухватиться за что-нибудь. Тогда трепещет сердце от раздвоения воли.

О друзья мои, угадываете ли вы и в моем сердце двойственность воли моей?

Вот он, склон мой — опасная склонность моя: когда взор мой устремляется ввысь, то рука ищет опоры в пустом пространстве, пытаясь держаться за бездну!

За людей цепляется воля моя, цепями связываю я себя с людьми, тогда как влечет меня вверх, к Сверхчеловеку: ибо к нему стремится другая воля моя.

Вот почему слепо живу я среди людей, так, будто я вовсе не знаю их: чтобы рука моя не утратила совсем веры в опору, в нечто твердое.

Я не знаю вас, люди: как часто эта тьма вокруг меня служила мне утешением!

Я сижу у проезжих ворот, на глазах у всех мошенников, и спрашиваю: кто хочет меня обмануть?

Моя первая человеческая мудрость в том, что я даю себя обманывать, чтобы не остерегаться обманщиков.

Ах, если бы опасался я человека, как мог бы он тогда быть якорем для воздушного шара моего? Слишком легко сорвался бы я, увлекаемый вверх и вдаль!

Так уж распорядилось провидение судьбой моей, чтобы без осторожности жил я.

И если тот, кто живет среди людей, не хочет умереть от жажды, он должен научиться пить из всех стаканов; и кто хочет остаться чистым, оставаясь среди людей, должен уметь мыться и грязной водой.

Так говорил я часто сердцу своему, утешая его: «Ничего! Не тужи, старина! Несчастье ускользнуло от тебя; наслаждайся же этим, как счастьем своим!».

Моя вторая человеческая мудрость в том, что я больше щажу тщеславных, чем гордых.

Не есть ли оскорбленное тщеславие мать всех трагедий? Но где оскорблена гордость, там вырастает нечто лучшее, чем сама она.

Чтобы на жизнь интересно было смотреть, нужно, чтобы игра ее была хорошо сыграна, а для этого требуются хорошие актеры.

Хорошими актерами находил я всех тщеславных: они играют и хотят, чтобы смотрели на них с удовольствием — весь дух их сосредоточен в этом желании.

Они представляют себя, они выдумывают себя: находясь рядом с ними, я люблю наблюдать жизнь — это исцеляет от уныния.

Потому и щажу я тщеславных, что они для меня — врачи тоски моей и привязывают меня к человеку, как к зрелищу.

И потом: кто измерил в тщеславном всю глубину скромности его! Я добр и сострадателен к нему, ибо скромен он.

Он хочет, чтобы вы научили его вере в себя; он питается взглядами вашими, он алчно поедает похвалу из ваших рук.


И лжи вашей верит он, когда вы лжете о нем нечто приятное: ибо в сокровенных глубинах тайно вздыхает сердце его: «Что я такое!».

И если истинная добродетель есть та, что не знает о себе самой, то вот она: тщеславный не знает о скромности своей!

А вот моя третья человеческая мудрость: я не допускаю, чтобы из-за вашей трусости мне стал противен вид злых.

Я счастлив при виде чудес, порождаемых знойным солнцем, — тигров, пальм и гремучих змей.

Есть и среди людей прекрасные порождения знойного солнца, и у злых есть много такого, что достойно восхищения.

И подобно тому, как мудрейших ваших нашел я не такими уж мудрыми, так же и зло ваше оказалось ничтожным по сравнению с молвой о нем.

И часто спрашивал я, качая головой: «К чему еще греметь, вы, гремучие змеи?»

Поистине, и у зла тоже есть будущее! И самый знойный Юг еще не открылся человеку.

Сколь многое называется теперь наихудшим злом, хотя шириной всего-то в двенадцать футов и длиной в три месяца! Но некогда придут в мир великие драконы.

Чтобы Сверхчеловек не был лишен дракона своего — Сверхдракона, надо, чтобы горячее солнце еще долго пылало над девственным лесом!

Ваши дикие кошки должны еще сделаться тиграми, и крокодилами — черепахи: доброму охотнику — добрая охота!

И поистине, добрые и праведные! Есть в вас немало смешного, и особенно — страх перед тем, что до сих пор называли дьяволом!

Так чужда душа ваша великому, что Сверхчеловек был бы страшен вам в благости своей!

И вы, мудрые и знающие, убежали бы от палящего света той мудрости, в которой Сверхчеловек страстно омывает наготу свою!

А вы, высшие люди, которых видели глаза мои! Сомневаюсь я в вас и тайно смеюсь над вами: я догадываюсь, — дьяволом назвали бы вы Сверхчеловека!

Ах, устал я от всех этих «высших» и «лучших»: еще выше надо мне подняться с их «высоты», прочь от них, ввысь, к Сверхчеловеку!

Ужас объял меня, когда увидел я этих «лучших» нагими; и тогда крылья выросли у меня, чтобы воспарить в дали грядущего.

В далекое будущее, на крайний Юг, дальше, чем мечты всех художников: туда, где боги стыдятся всякой одежды!

Вас же, соседи и ближние мои, хочу я видеть переодетыми, принаряженными, почтенными и тщеславными, как и подобает «добрым и праведным».

И сам я хочу восседать среди вас переодетым, чтобы не узнавать ни вас, ни себя: и в этом последняя человеческая мудрость моя.


Так говорил Заратустра.

....................................... 
Ницше Заратустра
   
    добавление
(о произвединии Ницше)

           
По словам мудреца, дух человека должен пройти три превращения.
Сперва дух становиться верблюдом, поскольку он хочет испытать тяжесть собственной ноши. Затем он стремиться стать львом, чтобы обрести свободу и стать господином. Но поняв, что не сможет наслаждаться свободой, дух стремиться к полному обновлению. Это возможно при превращении в дитя.

О женщинах

Встретившись со старушкой, Заратустра говорит с ней о женщинах. Он относит им важную роль, а именно - принести в мир сверхчеловека. Единственным их счастьем должно быть понимание, чего хочет мужчина. Только тогда мир будет совершенен.

Для того чтобы оставаться желанной, женщина должна быть опасной игрой для мужчины. Поскольку они хотят в жизни только две вещи – опасность и игру. Для героя женщины остаются загадкой, однако «на все это есть одна разгадка: беременностью зовется она».

Идея сверхчеловека 

Сквозь все произведение проходит мысль о том, что человек является лишь промежуточным звеном от обезьяны к сверхчеловеку. «Человек – это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком».

Сверхчеловек отличается от простых людей несокрушимой волей. Однако смысл его жизни не в управлении другими людьми, он - гений и бунтарь, способный разрушить старые правила и ценности при этом создать новые. Так говорил Заратустра.

Ницше прописал этот романтический образ на интуитивном уровне. Концепция о сверхчеловеке не закончена. Автор прописал ее апофатически. Он указал, кем его герой быть не должен, а именно человеком толпы, средним обывателем. Он должен быть выше измельчавшего человечества. Заратустра – это тот, кто над толпой и живет вопреки ней.

Сегодня произведение, которое написал Фридрих Ницше, «Так говорил Заратустра» относиться к мировой классике. Произведение изучается как в философии, так и в литературе. 
                                     
........................................................................
© Copyright: Фридрих Ницше Заратустра 

 


 
 

 
 

   

 
    Читать Фридриха Ницше. Так говорил Заратустра. zaratustra-nicshe.