Маркс: жизнь, учение, философия

     
Жизнь и философия, идеи и учение философа Маркса
(кратко и подробно, понятно и интересно)
 
Жизнь


Карл Маркс родился в 1818 г. в городе Трир, который находится в западной части современной Германии, близ границы с Люксембургом (там вы по-прежнему можете увидеть дом, в котором он родился). Некоторые предки Карла Маркса были раввинами, однако его родители приняли христианство. В возрасте 17 лет Маркс поступил в Боннский университет, но через некоторое время, в результате неприятностей, перешел в Берлинский университет. Он женился в 1843 году. Его жена имела аристократическое происхождение. Маркс оставался верен ей на протяжении всей своей жизни. Вскоре семейная пара покинула Германию и перебралась в Париж, где Маркс впервые встретил Фридриха Энгельса. Из-за участия в революционной политической деятельности семья Маркса была вынуждена искать убежище в Англии. Там-то и прошла вся их оставшаяся жизнь.

В Лондоне Маркс продолжил совместную работу с Энгельсом. Вместе они опубликовали «Манифест коммунистической партии». Маркс неустанно учился и писал. Ему не давала покоя нищета, мучили постоянные болезни. Большим горем для Маркса стала смерть троих его детей. Он страстно желал наступления социального переворота. Но, несмотря на это, характер его трудов представляется в большей степени научным, нежели романтическим. Маркс всегда обращался к доказательствам, подтверждающим его теории. Для него движущей силой всего мироздания стала материя, а не духовность. При жизни Карла Маркса была опубликована только первая часть «Капитала» («Das Kapital») – его главной работы.

Мысли

Любые рассуждения о марксизме неминуемо связаны с использованием специального лексикона. Поэтому, прежде чем приступить к рассмотрению самих идей Маркса, нам необходимо коснуться специальных терминов, которыми он оперировал в своих исследованиях, а также определить, под влиянием каких философских теорий сформировались его воззрения.

Что повлияло на философию Маркса

На идеи Маркса оказали существенное влияние три философских течения: немецкая философия, французская общественная теория и английская экономическая теория.

Фридрих Гегель родился в Штутгарте в 1770 г., а умер в Берлине в 1831 г. Он преподавал философию в Иене, Гейдельберге и Берлине. Логика, философия природы, философия абсолютного духа – три базовых элемента его теории диалектического развития мироздания. Диалектическая философия Гегеля – это форма мышления, которая реализуется посредством преодоления противоречий, преодоления борьбы противоположностей.

Людвиг Фейербах родился в 1804 г. в Ландсхуте. Он умер недалеко от Нюрнберга в 1872 г. Фейербах отверг гегельянский идеализм и развил философию физической материи. Он упорно критиковал религию и понятие Бога.

Пьер Жозеф Прудон родился в 1809 г. в Безансоне, а умер в Париже в 1865 г. Его считают основателем анархизма. Он утверждал, что устранение социальной несправедливости возможно только при исчезновении капиталистической эксплуатации и развитии так называемого дарового кредита. Прудон отрицал авторитарные методы достижения коммунистической формации. Это привело к появлению у Маркса враждебного настроя к нему.

Адам Смит родился в 1723 г. в Керколди (Шотландия) и умер в Эдинбурге в 1790 г. Он был уверен, что наиболее оптимальным принципом экономики является принцип невмешательства. Смит полагал, что люди вносят наилучший вклад в реализацию общественных интересов с помощью удовлетворения собственных потребностей. Адам Смит проводил разграничения между такими понятиями, как потребительская и меновая стоимость.
...
Детерминизм – философская теория, утверждающая, что все решения, действия и события предопределены историческим прошлым. К числу обстоятельств, обуславливающих события и явления окружающего мира, относятся условия окружающей среды, физические и психологические факторы. Эти обстоятельства не зависят от человеческой воли, они не подчинены ей.

Принцип невмешательства – экономическая теория, основанная на невмешательстве государства в рыночную сферу.

Потребительская стоимость – стоимость вещи, обусловленная ее необходимостью для вас.

Меновая стоимость – стоимость вещи, выраженная в деньгах и зависящая от вашей возможности обменять ее на какую-либо другую вещь.

Закон убывающей доходности – теория, гласящая о том, что при достижении определенного момента капиталистическая прибыль начинает уменьшаться соразмерно величине сделанных вложений. Теория прибавочной стоимости основывается на различии между ценой продукции, созданной человеческим трудом, и ценой, затраченной на использование труда.

Давид Рикардо родился в Лондоне в 1772 г., а умер в 1823 г. в Глостершире. Будучи экономистом, он разработал закон убывающей доходности и теорию прибавочной стоимости.

Диалектический материализм

Автором диалектики как логического процесса развития мироздания был Гегель.

– Выдвигается тезис (идея, аргумент).

– Этот тезис побуждает какого-либо человека придерживаться прямо противоположного мнения: антитезиса.

– Происходит столкновение, конфликт между тезисом и антитезисом.

Этот конфликт разрешается в результате синтеза, объединяющего тезис с антитезисом. Процесс синтеза на порядок выше, чем тезис и антитезис, он находится как бы над этими понятиями.

Синтез постепенно превращается в новый тезис, тогда процесс противоборства начинается снова. В понимании Гегеля этот процесс был основан на развитии духа. Маркс же придерживался мнения о том, что только материя была реальной, поэтому его интерпретация гегельянской идеи называется диалектическим материализмом.
Марксистская теория развития исторического процесса

Маркс понимает основной принцип движения экономической и политической истории так:

– Были цари (правители), наделенные абсолютной властью. Это тезис.

– По другую сторону были неимущие (рабы). Это антитезис.

– Две эти величины соединились воедино и образовали гражданское общество, в рамках которого каждая из сторон отказалась от чего-либо в пользу другой. Это называлось феодализмом. Здесь-то и проявился синтез.

– Этот синтез дал начало дворянам (новый тезис) и крепостным (новый антитезис).

– Они соединились воедино и образовали капиталистическое общество (новый синтез).

– Капиталистическое общество породило работодателей, или капиталистов (новый тезис), и работников, или трудящихся (новый антитезис).

– Новый синтез должен был дать миру марксистский коммунизм.

Маркс полагал, что реальной была только материя. Он ставил диалектику в зависимость от экономических условий. Он считал, что объяснения механицизма были вполне пригодны для применения в рамках таких наук, как физика и химия. Однако, по мнению Маркса, методы этих наук не могли быть применимы в гуманитарных науках, базирующихся на рассмотрении вопросов, связанных с процессом исторического развития. Для Маркса диалектика была логическим методом, основанным на непрерывном поступательном развитии мироздания. Данный метод показывал неизбежность определенного пути исторического развития. По сути, диалектика есть теория прогресса, непрерывного развития. Она объясняет процесс исторического развития, а также дает ему оценку.

Гегель и Маркс считали, что диалектика была необходимым и очевидным законом природы. Она, по их мнению, определяла направление движения всей истории. Диалектика фактически управляла миром. Люди, согласно точкам зрения Маркса и Гегеля, не могут изменить ход истории. Высшая моральная ценность в таком случае заключалась в принятии человеком исторической неизбежности как должного.

Марксисты считают, что каждый новый синтез в моральном плане превосходит все предыдущие синтезы. Так, люди, строящие коммунистическое общество, согласно марксистским представлениям, борются за более совершенные моральные ценности. Это следует из закона исторического детерминизма.
Марксистское понимание класса Каждый человек принадлежит к определенному социальному классу. Эта принадлежность определяется экономическими средствами и условиями производства. Существование каждого класса приводит к появлению противоположного класса, между ними начинается вражда. Социализм настанет, по мнению Маркса, когда классовая борьба приведет к революции, оканчивающейся созданием классового общества, в рамках которого больше не будет места эксплуатации рабочих, а средства производства станут принадлежать самим трудящимся.

Идеология

Маркс полагал, что каждый «социальный класс» является, подобно нации, однородной группой людей. Представители класса имеют общее историческое прошлое. Класс формирует типичные для него идеи и представления. Все суждения, предпочтения и размышления отдельного человека так или иначе отражают идеи, возникшие в рамках «класса», к которому он принадлежит. Этими идеями члены класса должны руководствоваться в своей жизнедеятельности. Однако люди зачастую не подразумевают о данном «коллективном складе ума». Идеи, о которых размышляют и в которые верят люди, являются невольным отражением убеждений их «класса».

Идеи также могут быть искажены при истолковании. Зачастую они не такие, какими могут показаться на первый взгляд: идеи класса являются результатом социального положения этого класса и его отношения к экономическому производству. Каждому из нас свойственны определенные идеи, которыми, как правило, наполнено сознание всех членов нашего класса. Мы считаем эти идеи правильными и допустимыми, так как они отражают наши интересы, то есть интересы нашего класса. Производственные силы умело создают иллюзии, являющиеся подспорьем в достижении их собственных целей. Таким образом, каждый социальный класс порождает свойственную ему идеологию. «Идеология» – мощное оружие в борьбе с противниками. Она может быть обращена против всех теорий (включая марксистскую). При этом она может показать любую теорию как «предвзятое и одностороннее освещение вопроса».
Марксистская неприязнь к капитализму

Экономическая цена, по Марксу, является стоимостью товара, возникающей в процессе производства и базирующейся на желании других людей обменять что-либо на данный товар. Цена товара формируется, выражаясь языком Маркса, на основе стоимости труда, затраченного для его производства.

У простых рабочих нет капитала, поэтому они вынуждены буквально продавать свою рабочую силу. Но продукция, производимая таким путем, имеет цену, превышающую заработную плату рабочих, которую они получают за производство. Разница между продажной стоимостью товара и заработной платой рабочих, производящих данный товар, называется прибавочной стоимостью. Капиталист использует прибавочную стоимость множеством способов. Наиболее часто она служит инструментом для получения имущественной выгоды. Из-за этой прибавочной стоимости возникает конфликт между капиталом и трудом, работодателем и работником.
Отчуждение

Маркс применяет термин «отчуждение» для описания чувства бессмысленности человеческого существования в обезличенной массе других людей. В современном технологическом обществе большинство людей не принимает участия в процессе производства на всем его протяжении. Рабочие применяют свои трудовые способности только в рамках отдельных стадий процесса производства. Например, человек, трудящийся на автомобильном заводе, весь рабочий день занимается только прикреплением ручек к автомобильным дверкам. Заводским рабочим, таким образом, и нет смысла заявлять, что они делают автомобили в полном смысле этого слова. Они не чувствуют смысла в ожидании успеха от реализации готового продукта. Они ощущают отделение от всего процесса производства и утрачивают контроль над ним. Это чувство отделения и утраты называется отчуждением.

Для получения большей прибыли предприниматели (капиталисты) должны сотрудничать с иными предпринимателями или стараться конкурировать с ними. Тогда они смогут продавать большие объемы продукции и получат большую прибыль. Единственный реальный способ для осуществления этого – использование дешевого труда. Для увеличения прибыли работодатели должны, согласно Марксу, платить своим работникам все меньше и меньше. Выходит, что капиталисты обогащаются, а рабочие становятся еще беднее.

Капиталу не свойственно понятие нравственности, он полностью безнравственен, когда дело касается человеческих отношений. Капитализм, как изначально безнравственная система, должен быть потеснен системой, при которой контроль над средствами производства находится в руках рабочих, а не капиталистов.

Маркс полагал, что в современном индустриальном мире люди будто отдаляются друг от друга и теряют свою стойкость. По его мнению, мы сами сделали это с собой. Мы сотворили мир, основанный на технике, но мы не в силах управлять им. Мы отчуждаемся от самих себя, мы перестаем ценить себя так, как ценили прежде. Маркс называл этот феномен современности самоотчуждением.

В капиталистическом обществе люди подвержены тяге к фетишизму: они ценят то, что производят, гораздо больше, чем ценят других людей.

Величайший вред капитализма состоит в том, что он отождествляет людей с машинами, заставляет их работать, подобно механизмам. Единственная ценность, признаваемая капитализмом, – рыночная стоимость. Капитализм не ценит человека.
Марксистская революция Философия истории Карла Маркса указывает на то, что исторический процесс основывается на исторических этапах – особенных сочетаниях экономических факторов и интересов. В истории, по мнению Маркса, выделяются следующие этапы: феодализм (превалируют интересы землевладельцев), капитализм (на первом плане находятся интересы работодателей) и социализм (наибольшую важность имеют интересы рабочих). Маркс рассматривал класс как некое средство, обуславливающее диалектическое движение истории. Однако, основываясь сугубо на материализме, он не мог уверенно заявить, что социализм был более совершенным в плане нравственности. Впрочем, социализм, по мнению Маркса, обуславливался диалектическим развитием, а следовательно, был неизбежен. Поскольку само по себе диалектическое развитие предполагало движение в сторону прогресса, социализм представлялся Марксу наиболее совершенной морально-ценностной системой. Маркс резко, даже язвительно, и точно описывал положение и условия жизни рабочих при современном ему капитализме. Его труды сочетают в себе глубокий анализ, спокойные рассуждения и громогласные призывы к революции.

...
Материализм – философская теория, утверждающая, что движущаяся и изменяющаяся физическая материя является единственным реальным элементом мироздания. Материализм предполагает, что все сущее в мире может быть объяснено физическими законами. Сюда же относятся такие феномены, как разум, мысль, воля и чувство.

Эмпиризм – философская теория, согласно которой единственным источником знания является чувственный опыт (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние).

Маркс полагал, что его использование понятия материализма было научным: он был уверен, что гуманитарные учебные дисциплины могли быть точными и определенными. Материализм обращался исключительно к эмпирическим фактам. Маркс подкрепил свои политические взгляды и свою теорию впечатляющим объемом исторических и экономических научных исследований. Марксистский материализм весьма близок к агрессивному атеизму, он отвергает религию, которую сам Маркс считал консервативной силой. Религия, будучи «опиумом для народа», согласно Марксу, наполняла человеческое сознание мыслями о фантастическом утешении, затрудняла рациональное мышление и разубеждала угнетенные массы в необходимости улучшения их положения. Маркс отказывался принимать потенциал религии как активизатора: ценность, основанная на убеждении и веровании (более чем на рациональных размышлениях) может служить причиной человеческих поступков и тем самым приводить к изменениям в обществе и человеческом сознании.

Материализм и диалектика, по мнению Маркса, должны привести к революции: свержению существующей системы государственного управления. Революция противопоставляется реформам, направленным на усовершенствование системы. При Великой французской революции, как считал Карл Маркс, произошла «политическая революция». Средний класс (буржуазия), представленный обладателями средств экономического производства, отнял политическую власть у феодальной знати. Диалектический материализм предполагает неизбежность совершения новой «социальной революции», которая ликвидирует все предпосылки для эксплуатации и социального неравенства. Все это случится, когда управление системой общественного производства перейдет в руки пролетариата (класса, эксплуатируемого буржуазией). Маркс решительно отрицал представления о том, что законы капиталистической экономики являются неизменными и вечными.

...
«Капитал» (1867 г.)

Итак, социализм Маркса возник на основе критики Гегеля. Теория Маркса базируется на однородности процесса развития: каждый экономический этап – экономическая формация – отличается специфическими способами производства и распределения благ. Изменения в процессе производства и распределения являются первичными факторами, обуславливающими диалектическое развитие истории. Весь исторический процесс является, по Марксу, «диалектическим»: на протяжении истории разрешаются внутренние противоречия, возникающие в результате несоответствий между новой, формирующейся системой экономического производства и идеологией более старой сопротивляющейся общественной системы.

– Материальные или производственные силы первичны. Развитие человечества обусловлено нашими физическими, материальными потребностями.

– Политические условия жизни общества в тот или иной исторический период являются непосредственным отражением потребностей класса, управляющего производственным процессом. Они выражены в идеологии данного класса.

– Господствующий класс возбуждает недовольство в обществе.

В конечном итоге все это выливается в «классовую борьбу».

– Производственные силы должны развиваться до момента диалектической трансформации.

– Система в высшей степени детерминирована.

– Окончательное установление «диктатуры пролетариата» положит конец социальной борьбе в целом и всем общественным конфликтам.

– Государство – инструмент принуждения, который необходим во время классовой войны. Когда все классы исчезнут, государство прекратит свое существование.

– «Диктатура пролетариата» приведет к социализации средств производства. Этот процесс должен осуществляться, по словам Маркса, революционной марксистской элитой.

Выводы

Философия Маркса оказала существенное влияние на исторические события двадцатого века. Важно понимать, что социализм Маркса возник на основе критики Гегеля, а не по причине его личной симпатии к угнетенным слоям населения.

Некоторые аспекты марксисткой философии не раз подвергались сомнению. Отчасти по причине последних исторических событий, отчасти из-за критики идей Маркса. Все же он был больше философом (критиковавшим существующие точки зрения и предложившим новые формы познания и веры), нежели начинателем политического активизма. В его трудах проводится широкомасштабный исторический анализ. Но в сущности философия Маркса старается заглянуть в будущее и предсказать, основываясь на законах исторического развития, грядущие события. Мы же, напротив, оцениваем наше прошлое. Маркс не видел для себя пользы в этой оценке. Это позволяет нам взглянуть на уязвимые стороны его теории.

Маркс недооценивал способности капитализма приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей социальной среды. Он был уверен, что существование капитализма зависело сугубо от понижения уровня жизни рабочих. На деле же капитализм доказал наличие у него положительных сторон, проявляющихся в повышении оплаты труда, улучшении условий труда, поддержании здоровья и благосостояния рабочих, обеспечении их образованием. Тем не менее в ту историческую эпоху многие критические замечания Маркса по отношению к капитализму были точны и уместны. Некоторые могут сказать, что современное развитие капитализма отчасти явилось следствием оправданной критики Маркса, которая так или иначе вызывала в обществе реальные опасения по поводу социальной революции.

Жизнь в рамках политических режимов, приверженных идеологии марксизма, не обязательно означает отказ людей от каких-либо личных воззрений, целей, нравственных убеждений и свободы. Зачастую эти люди отрицали даже «детерминизм» диалектического материализма. Неожиданный крах коммунизма в Европе отчасти был вызван вновь проявившимися в обществе вековыми противоречиями – религиозными, этническими и историческими. Между тем, по мнению большинства, эти противоречия должны были стереться в ходе борьбы за строительство социалистического общества.

Марксистская критика религии как «опиума для народа» полностью отрицает ее роль в развитии социальных процессов и побуждении людей к совершению поступков. По сути, крайность и даже произвол многих коммунистических режимов являются прямыми доказательствами того, что пропаганда нерациональных верований в фантастические панацеи более распространена, нежели пресечение неправильных действий членов социума. В этом же проявляется и неспособность марксизма принимать критику и усваивать ее. Все это указывает на то, что коммунистические режимы всегда базировались не на чистой, а на видоизмененной философии Маркса.

На теоретическом уровне нам следует отметить, что Маркс осуждал практически все нереволюционные способы достижения обществом социализма, как паллиативные, так и и утопические. Однако нельзя не упомянуть, что его идеи бесклассового общества, в котором исчезнет государство ввиду того, что в его существовании отпадет всяческая потребность, также представляются нереальными, утопическими. Марксистское понимание идеологии, которое является весьма туманным, может быть обращено против самой марксисткой философии, которая (это можно доказать) также представляется лишь формой однобокого взгляда на вещи.

Представления Маркса о классовой борьбе базировались на упрощении реальных фактов. Он рассматривал только два класса. Он был уверен, что наемные рабочие и рабочие-профессионалы (наемные рабочие среднего класса) объединятся в конечном итоге в один класс – пролетариат. В реальности этого не случилось. Тенденции к объединению этих двух социальных слоев проявились в других аспектах. К тому же само значение термина «средний класс», принятое во времена Маркса, значительно отличалось от современного значения.

Каково, на ваш взгляд, значение марксистской критики капитализма? Как вы пришли к этим суждениям? Каков ваш подход к решению проблем? Как Маркс пришел к альтернативным предположениям? Чем ваша методология отличается от методологии Маркса?

В современном мире Маркс ценится за его оригинальный взгляд на историю – за сделанный им акцент на экономическом истолковании истории. Заслуга марксизма еще и в том, что некоторые современные историки стремятся понять исторические события посредством анализа обусловивших их экономических факторов. Современные политики полагают, что их основной целью является поддержание социального и экономического развития. По этой причине они должны быть признательны Марксу, а не считать это собственным достижением.

Наконец необходимо отметить, что представления Маркса о предопределенности этапов истории, неизбежности диалектического материализма имеют гораздо больше общего с оптимизмом, квазирелигиозной верой или фатализмом, нежели с наукой.

* * *
Вы читали онлайн: философ Маркс: жизнь, учение, философия кратко, интересно.
Можно использовать студентам вузов и школьникам для доклада и реферата.
.............................................................
Фридрих Ницше : и другие философы

 

 
ГЛАВНАЯ
 
Сократ     Платон
Аристотель    Эпикур
Зенон   Фома Аквинский
Декарт       Локк
Монтескье      Спиноза
Дэвид Юм        Кант
Маркс       Ницше
Витгенштейн   Хайдеггер
Сартр      Деррида

                 

                  
Вся философия кратко
Идеи философии
Философы и их философия
 
Философия кратко 1
Философия кратко 2
Философия Ницше кратко
  
Биографии философов 1
Биографии философов 2
Биографии философов 3
 
История западной философии 1
История западной философии 2
История западной философии 3
 
Интересная философия
мысли и высказывания
краткое содержание: конспект
произведения кратко
Экзистенциализм
 
Ницше биография
Ницше идеи философии
Ницше кратко
Сверхчеловек Ницше
Ницше философия
 
Жизнь и философия Ницше
Ницше и его философия
Жизнь Фридриха Ницше

   

 
   Философы и Философия кратко и подробно: жизнь, учение, идеи: читать онлайн