Локк: жизнь, учение, философия

     
Жизнь и философия, идеи и учение философа Локка
(кратко и подробно, понятно и интересно)
 
Жизнь


Джон Локк родился в 1632 г. близ города Бристоль в юго-западной части Англии. Его отец, пуританин, был законоведом, служившим в парламенте во времена протектората Кромвеля. Будучи юношей, Джон Локк с 1646 по 1652 г. посещал Вест-министерскую школу. Затем он поступил в Крайстчерч колледж Оксфордского университета. После получения ученых степеней (бакалавр, магистр) Локк был назначен научным сотрудником колледжа. Он изучал греческий язык, риторику, этику. Курс философии Оксфордского университета был насыщен устаревшей схоластикой, которая не приходилась по душе Локку. Часто он даже не видел никаких различий в вопросах, относящихся к схоластическим рассуждениям.

Чтение трудов Рене Декарта, ярого противника схоластики, пробудило в разуме Джона Локка интерес к большой философии. (Впрочем, будущий философ читал труды Декарта самостоятельно. Изучение такого материала, естественно, не входило в рамки учебного курса.) В университете он завел множество знакомств. Среди его друзей был, в частности, сэр Роберт Бойль (автор закона Бойля). Локк был вхож в постоянно растущий круг современных ученых, мыслителей-эмпиристов и математиков. Он также был врачом, но никогда не применял на практике своих теоретических знаний в области медицины. Вскоре Локк покинул Оксфордский университет и некоторое время работал секретарем у ряда влиятельных общественных деятелей. Затем он уехал из Англии. После возвращения Локк некоторое время находился на службе у графа Шефтсбери, лорд-канцлера при дворе Карла I.

Политическая нестабильность в Англии

Благодаря своим связям с Шефтсбери Локк занимал видные посты в государстве. Его карьера завершилась одновременно с падением покровителя. Тогда Локк порвал свои связи с оксфордскими научными кругами. В связи с ухудшением здоровья с 1675 по 1680 г. он живет во Франции. После возвращения в Англию Локк снова попадает под покровительство Шефтсбери. Когда в отношении Шефтсбери начались политические притеснения и гонения, он был вынужден бежать в Голландию. Локк также посчитал, что его жизнь находилась в опасности, и уехал заграницу. Его подозревали в причастности к монмутскому восстанию. Философ находился в розыске. Через определенное время все подозрения были с него сняты, но он, тем не менее, продолжал скрываться за границей, жить под вымышленным именем. Он вернулся в Англию только после восшествия на трон Вильгельма III Оранского. Локк отказался от должности посла, ссылаясь на слабое здоровье, однако в итоге занял должность комиссара по делам торговли и колоний. Новая деятельность предполагала нечастое посещение Лондона. В 1691 г. Локк в качестве гостя семьи сэра Френсиса Мэшема перебрался в замок Отс, находящийся в графстве Эссекс. Великий философ умер в 1704 году. Его смерть наступила в то время, когда леди Мэшем читала ему псалмы.

Среди главных трудов Локка особенно стоит выделить «Письма о веротерпимости» (1689 г.), «Опыт о человеческом разумении» (1690 г.), «Два трактата о правлении» (1690 г.). В течение одного года (1693 г.) он опубликовал такие труды, как «Некоторые мысли о воспитании» и «Разумность христианства».

Мысли Томас Гоббс (1588–1679), более ранний представитель философии политики, считал, что человеческая жизнь в естественном состоянии непременно должна быть «одинокой, бедной, мерзкой, жестокой и короткой». Локк предполагал, что жизнь в естественном состоянии по своему характеру была социальной, однако неразвитой в достаточной мере, нуждающейся в усовершенствовании и во множестве благ: «мире, доброжелательности, взаимопомощи, безопасности». Люди всегда подчинялись лишь закону разума, который учит с уважением относиться к жизни и имуществу других членов общества. Война и насилие возникают как явления социальной жизни, когда люди и их вожди прекращают соблюдать данный закон. Впрочем, не существует какой-то высшей сущности или просто чего-либо, что может дать единообразное истолкование закона разума. Таким образом, все люди, согласно Локку, вынуждены истолковывать закон разума так, как они его понимают. Это приводит к беспорядку в социальной жизни.

Естественные права

Локк утверждал, что существуют естественные права на «жизнь, свободу и частную собственность». Эти естественные права принадлежат абсолютно каждому человеку. Люди, наделенные естественными правами, составляют общество, которому они отдают часть прав. Следовательно, данные права появляются гораздо раньше, чем само общество. Необходимо отметить, что естественные человеческие права формируются ранее общественных. Общество не создает естественных прав. Ввиду этого оно, за исключением отдельных обстоятельств, не может регулировать их.

Домовладение, или, более обобщенно, частная собственность, определяется Локком как некое имущество, накопленное человеком в результате осуществления его трудовой деятельности. Если у людей имеются огороженные, обрабатываемые и ухоженные земельные наделы, следовательно, они принадлежат им, являются их собственностью. В естественном состоянии все имущество было общим. Каждый человек имел право добывать себе пропитание из природной среды. Однако создание гражданского общества привело к появлению частной собственности, которая должна была сгладить все возможные противоречия, возникающие между индивидуумами.

Общественный договор


Джон Локк придерживался мнения, что государство возникло ввиду заключения специального соглашения между членами общества. Каждый человек согласился предоставить обществу свои естественные права, чтобы сформировать единый для всех естественный закон. Этот первоначальный «договор» был заключен между людьми, членами социума. Сущность данного договора состояла в передаче людьми своих прав обществу и в последующем создании механизма гражданской власти, реализующего переданные права от имени членов социума, ради их блага и для обеспечения общественной безопасности.

Гражданской власти, по мнению Локка, предоставляется право создавать законы и определять наказания за их нарушения. Благодаря этому она регулирует отношения, связанные с частной собственностью, а также охраняет саму частную собственность с помощью применения власти, представленной обществом, – способности претворения в жизнь законов способами, недоступными отдельно взятым людям.

Важно отметить, что власть, передаваемая по договору, по мнению Локка, может использоваться общественным механизмом только для достижения общего блага всех членов общества; эта власть ограничена. Договор не предоставляет общественному механизму абсолютной власти. Договор создается для достижения конкретных строго определенных целей. По договору передаются только те права, которые необходимы для совместного существования всех людей и нормального функционирования социума. Единственная цель государства заключается в защите «жизни, свободы и частной собственности». Таким образом, закон разума обретает новое значение с момента создания гражданского общества. По решению большинства предпочтение в регулировании общественных отношений отдается именно этому закону.

Каждый человек имеет обязанности перед государством, и каждый получает определенную выгоду ввиду существования государства. Если что-то не так, договор может быть расторгнут. В таком случае соглашение граждан теряет свою силу.

Конечно, все это вымысел. Разумеется, никогда не было никакого «первоначального договора». Этот вымысел, миф, служит для нас неким объяснением процессов возникновения общества, государства и права. Более того, люди никогда не могли расторгнуть подобный договор и уйти жить куда-нибудь от общества. Любой человек, присоединяющийся к обществу, принимает этот самый первоначальный договор. Джон Локк не совсем точен в определении того, что же такое, собственно, сам договор: соглашение между людьми о создании общества или соглашение между гражданами и государством.
Разделение ветвей власти

Философские взгляды Локка на государство связаны с таким важным понятием, как «разделение ветвей власти». Государство должно осуществлять власть тремя способами:

1. Власть реализуется посредством создания законов; теперь этот способ известен как законодательная власть.

2. Власть реализуется, когда какие-либо решения, основанные на законе, претворяются в жизнь. Это известно нам как осуществление исполнительной власти. Во времена Локка исполнительная власть была значительно ограничена. В ее компетенцию входили только поддержание общественного порядка, управление в сфере денежного обращения, установление налогов, представление интересов страны за границей (дипломатия) и ведение войны. Сейчас перечень функций исполнительной власти значительно расширился: здравоохранение, социальное обеспечение, образование, регулирование в сфере экономики и рынка, сельское хозяйство, международная торговля, морские ресурсы, обеспечение экологической безопасности, транспорт и т. д.

3. Наконец, в государстве осуществляется судебная власть. Судебная власть реализуется, когда суды разрешают споры между гражданами или организациями.

Теория Локка предполагает, что три вышеназванные формы государственной власти – законодательная, исполнительная и судебная – никогда не должны находиться одновременно в одних и тех же руках.

В большинстве западных демократий судебная власть почти не зависит от исполнительной и законодательной власти. С другой стороны, грань между исполнительной и законодательной властью гораздо менее выражена. Это проявляется, например, в большинстве парламентских демократий, так как они могут функционировать только в том случае, если правительство контролирует парламент. Стоит отметить, что наиболее отчетливое отграничение исполнительной и законодательной власти наблюдается в США.

Для Локка государство и общество были различными понятиями. Государство существует исключительно для общественного блага. Если государство не оправдывает доверия, данного ему обществом, оно может и должно быть изменено. Когда исполнительная ветвь власти, будь то король или парламентское правительство, принимает деспотические обличья, вся власть снова возвращается к обществу, которое создает новое государство.

Выводы

Политическая теория Локка остается довольно неясной. Он полагал, что реальные события, которые происходили в его дни, были закономерны и правильны. Кроме того, Локк не приложил больших усилий для проведения полноценного трезвого анализа общественного договора. Общественный договор на первый взгляд представляется искусственным, вымышленным явлением. Несмотря на это, многие люди современности считают, что договор следует оценивать как обоснованный реальными обстоятельствами миф [1] Помогает ли нам идея общественного договора понять, кем на самом деле являются граждане современного либерально-демократического государства? Какие выводы можно из этого сделать?

Локку также не удалось уделить значительное внимание разработке понятия о согласовании государственного управления – о том, как единая общая воля должна была согласовываться и выражаться (например, способы проведения выборов; кому может быть предоставлена возможность выражать общую волю и насколько долго).

К тому же идея Локка о том, что все люди ограничивают свою естественную свободу и предоставляют социальному механизму ее определенную часть с целью достижения всеобщего блага, в тот отдаленный от нас исторический период времени фактически была выражена в действительности (для некоторых людей). Во времена Локка человек мог отказаться от принятия общественного договора, покинуть Америку и жить более или менее свободным где-нибудь в пустыне. Возможно ли это сегодня? Куда вы можете уехать? Вообще, допустимо ли это?

Локк не имел никаких представлений о правах меньшинства, или об обязанности общества и государства учитывать интересы меньшинства и стараться реализовывать данные интересы в самом широком смысле. В XIX в. о важности прав меньшинства свидетельствовал нам в своих трудах Джон Стюарт Милль.
Локк не уделял особого внимания понятию общественного блага. Он придерживался мнения, что защита частной собственности и общественное благо являются тождественными понятиями. Попытайтесь выделить ряд иных составных элементов общественного блага, которые представляются вам наиболее важными и необходимыми.

Стоит упомянуть, что именно Локк пробудил интерес к понятию социального блага. Постепенный процесс формирования облика современного либерального государства происходил во многом под влиянием идей этого великого философа. Еще при жизни современники понимали Локка и благосклонно воспринимали его идеи. Он жил во времена грандиозных политических перемен, когда народ, населяющий его страну, стремился ограничить власть монарха, создать постоянные представительные органы, избавиться от худших элементов авторитаризма и провозгласить свободу вероисповедания. Локк, собственно, и был олицетворением всех этих стремлений.

* * *
Вы читали онлайн: философ Локк: жизнь, учение, философия кратко, интересно.
Можно использовать студентам вузов и школьникам для доклада и реферата.
.............................................................
Фридрих Ницше : и другие философы

 

 
ГЛАВНАЯ
 
Сократ     Платон
Аристотель    Эпикур
Зенон   Фома Аквинский
Декарт       Локк
Монтескье      Спиноза
Дэвид Юм        Кант
Маркс       Ницше
Витгенштейн   Хайдеггер
Сартр      Деррида

                 

                  
Вся философия кратко
Идеи философии
Философы и их философия
 
Философия кратко 1
Философия кратко 2
Философия Ницше кратко
  
Биографии философов 1
Биографии философов 2
Биографии философов 3
 
История западной философии 1
История западной философии 2
История западной философии 3
 
Интересная философия
мысли и высказывания
краткое содержание: конспект
произведения кратко
Экзистенциализм
 
Ницше биография
Ницше идеи философии
Ницше кратко
Сверхчеловек Ницше
Ницше философия
 
Жизнь и философия Ницше
Ницше и его философия
Жизнь Фридриха Ницше

   

 
   Философы и Философия кратко: жизнь, учение, идеи: читать онлайн