Декарт: жизнь, учение, философия

     
Жизнь и философия, идеи и учение философа Декарта
(кратко и подробно, понятно и интересно)
 
Жизнь


Рене Декарт родился в 1596 г. в местечке под названием Лаэ. Эта деревенька находилась 35 милями южнее города Тур в центральной Франции. (Сейчас вы не найдете данного поселения на карте, так как оно было переименовано и в настоящее время носит имя великого философа и математика.) Дом, в котором появился на свет Декарт, теперь является небольшим музеем, созданным во славу философа.

В возрасте 8 лет Декарта отправили на учебу в иезуитский колледж Ла Флеш (теперь военная академия). В данном учебном заведении Декарт пребывал восемь лет, он изучал логику, философию и математику. Он показал себя очень одаренным и в то же время любознательным учеником. Однако Декарт был довольно избалованным ребенком. Он часто любил подольше понежиться, лежа в кровати. Считается, что в подобных случаях он следил за тем, как паук плел свою паутину и в конечном итоге на основании данных наблюдений разработал свою знаменитую геометрическую систему координат. В своей последующей жизни Декарт был очень признателен иезуитам за полученное у них образование. Уверенность в том, что это образование было невероятно качественным, никогда не покидало философа.

Декарт захотел познать «великую книгу мира» и решил пройти военную службу. Причем особенно его привлекала военная служба за пределами Франции. Это может показаться довольно нелепым выбором для столь избалованного человека, обладающего к тому же довольно слабым здоровьем Однако Декарт поступил на военную службу и служил в Германии, Баварии, Венгрии и Чехии. Согласно имеющимся у нас историческим сведениям, Декарт служил бесплатно. Ему удавалось сочетать армейскую жизнь с изучением математики, философии и музыки. Считается, что у Декарта было несколько сновидений, которые в конечном счете убедили его в том, что основная цель его жизни заключалась в поиске и постижении истины рациональным способами. В благодарность за данное Божественное провидение он решил отправиться в паломничество в Италию с целью посещения Дома Пресвятой Богородицы в Лорето. Но совершить это паломничество ему удалось несколько позже задуманного. Некоторое время Декарт жил в Париже, который, впрочем, считал не лучшим местом для своей научной деятельности.

Декарт создал множество книг. В те времена ученые все еще использовали латынь для написания своих трудов. Книги Декарта довольно быстро были переведены на французский язык. Среди его трудов особо выделяются такие работы, как «Мир, или трактат о свете», «Рассуждение о методе», «Размышления о первой философии» и «Страсти души». Декарт не спешил с опубликованием работы «Мир, или трактат о свете». Главной причиной этого было осуждение инквизицией Галилео Галилея за распространение лжеучений. Декарт перебрался жить в Голландию, так как именно там цензура была менее строгой, чем в остальных государствах Европы.

В 1649 г. Декарт принял приглашение шведской королевы Кристины и прибыл ко двору. Королева страстно желала изучать современную философию. Однако суровая шведская зима неблагоприятно сказалась на здоровье Декарта. Королева к тому же хотела, чтобы Декарт преподавал ей свои уроки в пять часов утра! Это было уже слишком для бедного философа: он любил подольше полежать в постели и вставал поздно. Рене Декарт заболел, он мучился от сильного жара. Его смерть наступила 11 февраля 1650 года на шестой месяц после переезда в Швецию. Декарт никогда не был женат. Его описывают как тихого и скромного воспитанного дворянина. Отмечается, что он был довольно добр и великодушен по отношению к своей прислуге. Жизнеописание Декарта говорит нам о его набожности, ярой приверженности учению Римско-католической церкви. Все же этот человек посвятил всю свою жизнь тем вопросам и проблемам, которые могли быть разрешены только человеческим разумом. Он сформировал новую картину мира, новую философскую систему.

Хроника жизни

1591 г. – начало применения буквенных символов для обозначения математических величин.
1592 г. – Галилео Галилей изобретает термометр.
1596 г. – рождение Декарта.
1603 г. – смерть Елизаветы I.
1604–1612 гг. – Декарт находится в колледже Ла Флеш,
ок. 1614–1626 гг. – Декарт солдат и философ.
1614 г. – логарифмы Непера.
1618 г. – начало Тридцатилетней войны.
1619 г. – (10 ноября) «День в печи».
1620 г. – «Новый Органон» Френсиса Бэкона,
ок. 1626–1628 гг. – Декарт в Париже.
1628–1649 гг. – Декарт в Голландии.
1637 г. – «Рассуждение о методе» Декарта.
1638 г. – Галилео сформулировал закон движения маятника.
1641 г. – «Размышления о первой философии» Декарта.
1643 г. – Людовик XIV становится королем Франции.
1649 г. – трактат «О страстях души» Декарта.
1649–1650 гг. – Декарт в Швеции.
1650 г. – смерть Декарта.

Мысли

Длительный путь к современности

В промежуток времени между эпохой Возрождения и XIX в. церковь медленно теряет свою власть над культурой, она переходит в руки государства. Государство неуклонно наращивает свое влияние во всех сферах общественной жизни. Многие государства смещают своих монархов (как отмечается, принимают власть непосредственно от Бога) и создают новые формы управления. Имущие социальные классы, занимающиеся коммерцией, постепенно сосредотачивают власть в своих руках. Новая культура была в целом либеральной. Государство, сформировавшееся в новое время, никогда не стремилось взять под свой контроль философов, как когда-то это делала средневековая церковь.

В эту эпоху возникло новое мировоззрение. В новом общественном сознании выделялись два очевидных изменения, происходящих постепенно, последовательно. Первое изменение – падение авторитета церкви и уменьшение ее влияния на общественную жизнь. Особенно (но не только) это относится к Римско-католической церкви. Второе изменение – неминуемо растущий авторитет науки, повышающийся интерес к ней.

Новая наука обращалась к разуму. Она развивалась поэтапно, постепенно, медленно, ее открытия были словно малыми шажками. Целью науки не было выявление окончательных истин и формирование завершенных, не подвергаемых сомнению систем знаний. Официальные догматы средневековой церкви объявлялись абсолютной истиной. Новые истины – истины науки – утверждались лишь приблизительно, ориентировочно, на основе вероятности. Всегда существовала возможность изменить или внести исправления в научные истины. Характер нового научного склада ума был в большей степени ищущим, действенным, стремящимся к новому, нежели авторитарным Общество, принимающее подобные ценности, постепенно становится динамичным, оно развивается – становится обществом, отбрасывающим догматы и несомненные, заранее установленные истины. Научное мировоззрение склонно к этической нейтральности.

Современная философия по-прежнему субъективна. Это, очевидно, проявляется и в трудах Декарта, который получил все свои знания, основываясь на неоспоримости факта собственного существования.

Основатель современной философии Декарт часто справедливо упоминается как основатель современной философии. Он был первым философом, наделенным невероятно пытливым, проворным и изобретательным разумом Его научные достижения оказали влияние на развитие новой физики и астрономии. Декарт писал свои труды не как учитель, но как исследователь. Его стиль представляется нам живым, ярким, но никак не нудным и косным Декарт, полагаясь в своих исследованиях исключительно на разум и отвергая веру в авторитетность предыдущих философов, будто заново открыл философию. Он пытался избегать догадок и предположений и опирался только на то, что было точно и достоверно. Рене Декарт полагал, что его работа должна была выстраиваться вокруг ясных, точных и абстрактных идей. Интуиция и дедукция виделись главными путями к постижению знаний. Следует отметить, что Декарт стремился узнать порядок, в соответствии с которым осуществлялось человеческое познание, но не порядок бытия, не мироустройство. Его в большей степени интересовала эпистемология, а не онтология. Так, мы можем с уверенностью заявлять, что современная эра в философии началась с Декарта.

«День в печи»

Современная философия родилась 10 ноября 1619 г., в день, который Декарт провел в печи. Он покинул ее с «идеей универсального метода постижения истины».

Как он мог провести целый день в печи? Зачем ему это было нужно? На данный счет имеется ряд предположений, представленных далее. Возможно, Декарт находился в комнате с горячей печью, вероятно, в единственной теплой комнате в доме. Согласно другому мнению, камин располагался в нише, выступающей в комнату. Таким образом, человек, садящийся в нишу, под каминную полку, оказывался возле огня. Впрочем, чем бы это ни было, это стало местом, где родилась современная философия.

Именно в той самой печи в Германии Декарт решил разом покончить со схоластической философией, перечеркнуть ее и начать все заново. Эти намерения воплотились в его первой философской и научной работе, написанной новым, непривычным для ученого мира языком (французским, а не латынью). Декарт хотел, чтобы эта книга была доступной для «тех, кто пользуется только своим естественным чистым разумом». Данная книга называлась «Рассуждение о методе». В ней Декарт отразил четыре правила, на которых основывался метод его исследований. Именно к ним нам и следует теперь обратиться.
...
Картезианские правила

Тот факт, что человек придерживается множества правил, как отмечал Декарт, часто становится причиной того, что данный человек не может постичь истину. (Он понимал, что управление государством осуществляется гораздо эффективнее, когда в нем имеется небольшое количество законов.) Следовательно, решил Декарт, необходимо пользоваться всего четырьмя базовыми правилами. Когда современные политики говорят «об ослаблении государственного регулирования», они, сами того не замечая, воспроизводят мысли Рене Декарта.

1. Не выяснив вопроса о достоверности чего-либо, Декарт не принимал это как истину. Декарт не принимал ровным счетом ничего до тех пор, пока отчетливо и ясно не представлял это в своих рассуждениях, пока не отбрасывал все причины для сомнения. В этом видится его правило рассмотрения только ясных и точных идей.

2. Каждую проблему Декарт, в рамках своих возможностей, подразделял на множество простейших аспектов. Данные аспекты выделялись по принципу необходимости с точки зрения скорейшего и правильного разрешения проблемы. Данное правило именуется анализом.

3. Все его мысли излагались в определенной последовательности. Декарт начинал свои рассуждения с простейших для понимания идей. Далее процедура мышления значительно усложнялась. Это и есть сущность правила постепенного продвижения в размышлении от простого к сложному.

4. Все свои детальные наблюдения и исследования Декарт складывал в единую картину, что позволяло ему ничего не упускать из виду. Это правило синтеза.

Следует подчеркнуть, что любые размышления о той или иной проблеме связаны с осуществлением двух важных мыслительных операций: анализа и синтеза.

– Анализ – разложение проблемы на более мелкие, но в то же время более простые для понимания элементы.

– Синтез – соединение всех элементов воедино таким образом, чтобы человек мог увидеть общую картину.

Метод радикального сомнения

Сущность окончательной теоретической базы для возведения новой философии состояла в том, что Декарт решил подвергать сомнению абсолютно все, в чем только можно было усомниться. Он отмечал, что наши чувства могут быть обманчивы. Иногда мой стол кажется мне темно-коричневым, иногда более светлым; часто это обстоятельство зависит от угла падения света и от его яркости. Как же правильно описать цвет моего стола? Мы можем заблуждаться, касаясь рассмотрения природы человеческого тела. Так, люди, потерявшие по каким-либо причинам ногу или руку, часто ощущают боль или зуд в утраченных конечностях. Их тела вводят их в заблуждение. Можно подвергнуться обману, затрагивая предмет исследования математики. Мы все когда-нибудь ошибались в подсчетах! Может, я являюсь жертвой обмана даже относительно моего существования в этом мире? Есть ли что-нибудь, что нельзя подвергнуть сомнению?

Я мыслю, значит, существую

Декарт говорил, что все же есть нечто такое, в чем нельзя усомниться. Я сижу здесь и сомневаюсь во всем. Если я сомневаюсь, должно быть, я существую! «Я мыслю, значит, я есть» («Je pense, done je suis») Эта одна из самых знаменитых фраз французского языка известна всему миру в своей латинской версии: «Cogito, ergo sum». Данный аргумент, подтверждающий истинность существования человека, часто упоминается просто как «Cogito».

Но в данном случае возникает одна проблема: может ли что-либо существовать вне зависимости от наших знаний? Декарт утверждал, что мышление является неоспоримым фундаментальным фактом, подтверждающим человеческое существование. Это единственный заранее известный факт, некая отправная точка для дальнейших рассуждений. Тем самым все бытие в мире ставится в зависимость от существования мышления, которое является наиболее простой для человеческого понимания формой существования. Декарт восторженно говорил, что мышление было единственной непосредственной реальностью. Некоторые из его последователей утверждали, что мысль являлась единственной реальностью!
Декарт указывал на бесспорность существования разума, он сделал разум фактически более бесспорным и определенным, чем материю. Согласно его взглядам, мой разум (для меня) является более бесспорным, чем разумы других. Почему же Декарт был настолько уверен, что его аргумент «Cogito» являлся верным? Потому что он был ясен и точен. Что Декарт подразумевал под понятием «мышление»? «Мышление – все, что связано с процессом нашего восприятия; не только понимание, стремление, воображение, представление, но даже и ощущение можно считать сходным с мышлением».

...
«Размышление о методе» (1637 г.)

– Правильный философский метод состоит в принятии идей, которые являются ясными и точными, а следовательно, не могут подвергаться сомнению. С помощью правильного философского метода можно разделить сложные вопросы на простые, следовать в рассуждениях от простого к сложному, охватывать своим мысленным взором все этапы процесса мышления.

– Когда человек применяет данный метод на практике, он должен подвергать сомнению абсолютно все суждения. Единственным исключением является суждение: «Я мыслю, значит, существую».

– Я мыслящая субстанция, которая заключает в себе Божью идею.

Я не мог самостоятельно усвоить идею совершенства, основываясь на своем жизненном опыте. Поэтому Бог должен существовать как источник этой идеи. Несовершенные сущности не могут существовать без совершенных. Бог должен существовать. Если же его нет, он просто не является совершенным.

– Бог, который существует, дает основу для наших знаний о внешнем мире, но мы должны доверять только точным, ясным и несомненным идеям, полученным от Бога. Только такие идеи, приходящие от Бога, являются залогом достоверности информации, постигаемой нашими чувствами и разумом.

Тело и разум

Декарт полагал, что он сам являлся в высшей степени мыслящим существом. Исходя из этого, он сделал вывод, что его душа, или разум (составная часть его личности, отвечающая за мышление), была полностью отделена и обособлена от тела. По мнению Декарта, душу было гораздо проще познать и понять, нежели тело.

Философ представлял душу и тело как некие параллельные величины, которые никогда не соединялись в одно единое целое. Один из способов усвоить его идею – мысленно вообразить себе два будильника, находящиеся рядом. У первого будильника нет звонка, но есть часовые стрелки. У второго будильника, напротив, нет часовых стрелок, но есть звонок. Когда первый будильник показывает определенное время, звонок на втором будильнике звонит. Но они никак не соединены друг с другом. Так же разум и тело. Они не соединены, но существуют совместно и неким образом взаимосвязаны.

Представьте кусочек воска. Как говорил Декарт, его качества можно познать посредством простого прикосновения. Эти качества изменяются ввиду различных условий: нагрейте воск, и он станет мягким, охладите его, и на ощупь он будет твердым. Декарт полагал, что само наличие таких качеств еще не означает, что они принадлежат именно воску. То, что перед нами воск, мы должны понять нашим разумом, но не почувствовать чувствами. Поэтому знание о том или ином явлении или вещи должно зарождаться именно в разуме, а не в чувствах.

Доказательство существования Бога

Декарт подвергал сомнению практически все, что имело отношение к внешнему миру. Он только не опровергал факта своего собственного существования на основании того, что осуществлял мыслительную деятельность. Его существование могло быть подтверждено процессом мышления. А как насчет той реальности, восприятие которой может осуществляться с помощью чувств? Существование действительности также должно быть наглядно подтверждено. Декарт подтверждал факт существования действительности, обращаясь к понятию Бога. Лишь наличие совершенной сущности, не способной обманывать окружающих, уверяло его, что существование внешнего мира не являлось иллюзией.

На каких философских принципах была основана вера Декарта в Бога? Если человек насторожен своим сомнением в чем-либо, он говорит, что осведомлен о несовершенстве того, в чем он сомневается. Мы осознаем несовершенство, как только понимаем, что совершили ошибку. Само обстоятельство нашей осведомленности о несовершенстве чего-либо предполагает, что существует идея совершенства. Идея совершенства не может возникнуть в несовершенной сущности. Только существование чего-то бесконечного и совершенного могло обусловить появление идеи совершенства.

Все вышеуказанные представления являются всего лишь одной из версий старой средневековой идеи, первоначально предложенной Ансельмом Кентерберийским. Суть данной идеи в том, что бытие, как все сущее в мире, является неотъемлемой частью совершенства. Если что-то совершенно и не существует в мире, получается, что это не совсем совершенно. Следовательно, совершенная вещь обязательно должна существовать, в противном случае бытие данной вещи противоречит понятиям, предложенным Декартом. Данный аргумент, подтверждающий существование Бога, получил название онтологического.

Несовершенная сущность (такая, как человек), безусловно, находится под властью совершенной сущности (такой, как Бог). Несовершенные сущности от самого начала своего бытия и в каждый последующий момент времени находятся в зависимости от совершенной сущности.

Что такое рационализм ?

Декарт был рационалистом. Философские взгляды рационалистов противопоставляются взглядам эмпириков (мы коснемся эмпиризма в главе 8, когда подойдем к рассмотрению философских идей Дэвида Юма). Что подразумевается под рационализмом?

Есть определенные утверждения, являющиеся истинными в любом случае, – они просто не могут быть ложными. Также существуют утверждения, которые неизбежно являются ложными. Приведем пример: «Человек не может быть в двух местах одновременно». Это очевидная истина. Из-за чего мы сделали вывод, что это так? Потому что это известно нам априори. Иными словами, данное утверждение будет являться истинным во всех случаях. Сама мысль о значении этого утверждения всякий раз будет показывать его истинность.

Иные утверждения могут быть истинными. Однако их истинность изначально только вероятна и зависит от определенных обстоятельств. Сколько человек находится с вами в одной комнате в то время, когда вы читаете данную книгу? Количество может быть различным. Заранее нет ни единого числа, которое неизбежно должно быть истинным. Оторвитесь от книги и посчитайте! Это единственный способ, с помощью которого вы можете определить количество людей, который сейчас находятся с вами в одной комнате. Все это значит, что количество людей, находящихся с вами в одной комнате в данный момент, известно вам апостериори: вы определили число и можете ответить на ранее заданный вопрос. В случае с априорным утверждением вам не пришлось бы отрываться от чтения книги и считать людей. Вам уже заранее известно, что подобное утверждение должно быть истинным или ложным. Процесс исчисления количества людей – это пример эмпирического подтверждения. Априорные утверждения, в отличие от апостериорных, не нуждаются в эмпирической проверке.

Дают ли нам априорные утверждения новую информацию или же они просто являются еще одним способом определения того, что уже когда-то было сказано? Подобные утверждения именуются как аналитические: «Собака – это собака. Квадрат имеет четыре стороны. Четвероногое животное имеет четыре ноги». Данные утверждения всего лишь перефразируют сказанное когда-то ранее и хорошо нам известное. Ведь мы были заранее осведомлены и о том, что у квадрата четыре стороны, и о том, что четвероногое животное имеет четыре ноги. Аналитические утверждения всего лишь пересказывают то, что нам уже известно. Они не предоставляют нам новой информации.

Синтетические утверждения, напротив, содержат новую для нас информацию: «Соединенные Штаты Америки включают 50 штатов. Наполеон потерпел поражение в 1815 году. Тадж-Махал находится в Индии». Ни одно из данных утверждений не пересказывает заново тех сведений, которые когда-то уже были получены нами. Эти утверждения не обязательно должны быть истинными. Они лишь дают нам информацию (проверьте и вы увидите!). Подобные утверждения относятся к числу синтетических.

Все ли синтетические утверждения являются лишь вероятными, постигаемыми апостериорным путем? Есть ли заранее определенные синтетические утверждения, известные нам априори? Существуют ли синтетические априорные утверждения, дающие нам новую информацию, которая, однако, обязательно должна быть истинной?

Эмпирики полагают, что синтетических априорных утверждений попросту не существует. Мнение рационалистов сводится к тому, что синтетические априорные утверждения существуют. Рационалисты говорят, что мы получаем определенные знания о различных вещах из нашего жизненного опыта; после того, как мы делаем это, с помощью нашей «умозрительной проницательности» мы видим, что данные вещи действительно таковы, какими мы их заранее и представляли. Декарт в большей степени придерживался рационалистических взглядов. Он фактически был первым великим мыслителем, представляющим современную рационалистическую традицию.

Отмечаемые выше понятия будут особенно важны для нас, когда мы подойдем к рассмотрению философских идей Дэвида Юма и Иммануила Канта.

Выводы

Несмотря на то что Декарт решил окончательно порвать с философскими традициями прошлого, он все же заимствовал ряд понятий из средневековой схоластической философии. Это проявляется в том, что Декарт оперировал понятием Бога с целью утверждения своей уверенности в существовании физических объектов внешнего мира. Тем не менее сама сердцевина его философии была новаторской, радикальной, дерзкой.

Его правила, связанные с анализом, синтезом, ясностью мыслей, а также логическим продвижением от простого к сложному, по-прежнему полезны и актуальны. Любого человека, который видится нам крайне рациональным и систематичным в рамках мыслительного процесса, мы до сих пор представляем как обладателя картезианского мировоззрения. Необходимо применять правила Декарта как некое подспорье для осуществления своей мыслительной деятельности, а не как строгие рамки, в которых осуществляется мышление.

Невозможно подвергать сомнению абсолютно все. Декарт знал, как ответить любому радикальному скептику. Если человек сомневается во всем, его вопросы становятся бессмысленными. Должна же быть точка, предел, где останавливается сомнение. Данная точка – это факт, в котором нельзя усомниться. Также сомнению не могут быть подвергнуты правила логики. Попытайтесь отметить подходы других мыслителей к рассмотрению подобных проблем. Насколько они преуспели в определении несомненных фактов и выработке логических процедур, которые невозможно подвергнуть сомнению?

Радикальное разделение тела и разума теоретически наталкивает на мнение о том, что душа существует независимо от тела. Данная точка зрения должна была приветствоваться христианской мыслью того периода времени. Однако это разделение не сопоставляется с реальными жизненными наблюдениями, человеческим опытом, в особенности с опытом, накопленным современной психологией.

Великий математик, философ и теолог А. Н. Уайтхед однажды сказал: «Заслуга античности в том, она дала человеческому сознанию ощущение трагедии мира, современность же показала обществу внутреннюю трагедию человеческой души». Является ли это развитием, усовершенствованием? Что это значит для нас, людей XXI в.?

Мировоззрение Рене Декарта придает разуму большую значимость, чем материи, – и не разуму каких-то там посторонних людей, а непосредственно моему разуму – разуму отдельной личности!


* * *
Вы читали онлайн: философ Декарт: жизнь, учение, философия кратко, интересно.
Можно использовать студентам вузов и школьникам для доклада и реферата.
.............................................................
Фридрих Ницше : и другие философы

 

 
ГЛАВНАЯ
 
Сократ     Платон
Аристотель    Эпикур
Зенон   Фома Аквинский
Декарт       Локк
Монтескье      Спиноза
Дэвид Юм        Кант
Маркс       Ницше
Витгенштейн   Хайдеггер
Сартр      Деррида

                 

                  
Вся философия кратко
Идеи философии
Философы и их философия
 
Философия кратко 1
Философия кратко 2
Философия Ницше кратко
  
Биографии философов 1
Биографии философов 2
Биографии философов 3
 
История западной философии 1
История западной философии 2
История западной философии 3
 
Интересная философия
мысли и высказывания
краткое содержание: конспект
произведения кратко
Экзистенциализм
 
Ницше биография
Ницше идеи философии
Ницше кратко
Сверхчеловек Ницше
Ницше философия
 
Жизнь и философия Ницше
Ницше и его философия
Жизнь Фридриха Ницше

   

 
   Философы и Философия кратко: жизнь, учение, идеи: читать онлайн