Сартр: жизнь, учение, философия

     
Жизнь и философия, идеи и учение философа Сартра
(кратко и подробно, понятно и интересно)
 
Жизнь


Сартр родился в 1905 г. в Париже. Его отец умер довольно рано. Жан Поль был воспитан матерью и ее семьей, приехавшей из Эльзаса. Его дедушка основал институт современного языка и состоял в родственных связях с Альбертом Швейцером.

Сартр обучался в высшей школе Ecole normale superieure с 1924 по 1928 г. Здесь он встретил Симону де Бовуар, ставшую его верным соратником, помощником и просто «духовным другом» на всю жизнь (несмотря на то что они никогда сами не употребляли данное определение). Симона де Бовуар оставила нам свои записи, из которых следует, что с Сартром они познакомились на agregation (элитный конкурсный экзамен). Студенты с термосами и печеньем наполнили зал. Экзаменатор, опустив руку в специальную урну и достав оттуда бумажный сверток, громко произнес название темы: «Свобода и случайность». Пришлось выполнять задание, иного выбора не было. Экзамен мог длиться до пяти часов. Agreges (выдержавшие agregation студенты) приобретали право на занятие должности в лицее или университете. У них было небольшое количество учебных часов. Они занимались научными исследованиями, а также писали.

После agregation Сартр преподавал в Гавре и Лионе. Позднее он стал преподавать в Париже. С 1933 по 1935 г. он, будучи студентом, проходил стажировку в Германии. Затем Сартр вернулся к преподавательской деятельности в Париже, в лицее Кондорэ. Во время войны он служил во французской армии метеорологом. Сартр попал в плен в 1940 г. во время отступления союзнических сил. В 1941 г. его освободили. Вскоре Сартр снова занялся преподавательской деятельностью и связал свою жизнь с французским Сопротивлением. Он и его соратники выражали свою ненависть к фашизму.

После войны он сыграл ключевую роль в основании ежемесячного журнала «Les Temps modern», посвященного вопросам, касающимся социализма и экзистенциализма (этот журнал по-прежнему выпускается). Он симпатизировал коммунизму, но так и не вступил в коммунистическую партию. Сартр отказался от попыток совмещения коммунизма и экзистенциализма. Они были просто несовместимы. Самым невероятным и изумительным, выражающим независимость и показывающим всяческое отсутствие предвзятости поступком Сартра был его отказ от Нобелевской премии за достижения в области литературы, которой он удостоился в 1964 г. Мировоззрение Сартра по-французски можно назвать gauchiste (гошизм, от французского gauche – «левый»). Данное мировоззрение представляет собой совокупность взглядов, постоянно стремящихся к еще большей радикальности. Gauchisme не выдвигает какой-либо связной программы государственного управления. Он просто против существующей системы. Жан Поль Сартр знаменит своей выдающейся «теоретической» речью, которую он произнес в большом лекционном зале Сорбонны, где обсуждались события студенческого бунта 1968 г. Де Голль понимал, что Сартр имел большую популярность. «On n’arrete pas Voltaire», или «Вы же не арестуете Вольтера», – со злорадством сказал он министру, который хотел арестовать Сартра за пропаганду гражданского неподчинения.

Сартр и Симона де Бовуар жили открыто. Иными словами, все аспекты их жизни они описывали и комментировали в своих работах: научных, беллетристических и автобиографических. Политическая деятельность Сартра стала источником его сильного разочарования. Он неоднократно заявлял, что не преуспел в политике. К концу жизни зрение философа значительно ухудшилось. Он умер в 1980 году, вероятно из-за старости. Однако считается, что на ухудшение его здоровья повлияло неправильное употребление назначенных лекарств. Сартр никогда не занимал никакой университетской должности и никогда не был женат. Отмечается, что однажды он предложил Бовуар заключить с ним брак, но она раздраженно отказала, так как считала женитьбу буржуазным институтом и ни под каким предлогом не хотела выходить замуж.

Мысли

Что такое экзистенциализм?

Экзистенциализм – это философское течение, носящее порой бунтарский характер и противостоящее процессу сверхсистематизации в философии. Истоки экзистенциализма появились во взглядах датского мыслителя Кьеркегора. В дальнейшем экзистенциализм получил свое развитие в трудах Ницше (который никогда не слышал о Кьеркегоре), Ясперса и Хайдеггера (который раздражительно отрицал свою причастность к числу экзистенциалистов).

Экзистенциализм – мировоззрение, в рамках которого царит безусловная уверенность в том, что экзистенция приходит раньше эссенции. Чтобы наглядно изобразить это, Сартр предлагает нам взглянуть на простой нож для бумаги. Это плод деятельности мастера. Вначале, еще до создания ножа, у мастера была идея этого предмета. Он знал причину, в результате которой хотел создать данный предмет; он точно знал, как будет использовать его. Мастер придумал способ создания ножа. В таком случае сущность, или смысл, ножа (идеи, касающиеся того, для чего будет служить этот нож, как он будет выглядеть и как будет создаваться) предшествует самому процессу его создания, а следовательно, предшествуют его существованию. Согласно данной точке зрения, эссенция предшествует экзистенции.

Переходя к размышлениям о человеке, отметим, что он, по аналогии с рассмотренным примером, является идеей Бога – Бога, который при сотворении человека точно знал, каким будет созданное существо. Идея – высший замысел – сначала появилась в разуме Бога: эссенция предшествовала экзистенции.

Даже при рассмотрении атеизма девятнадцатого века мы можем заметить, что деятели Просвещения просто отошли в сторону от идеи Бога и остановились на идее человеческой природы: каждый человек есть частный пример мирового замысла, отражающего сущностную основу людей.

Эссенция по-прежнему предшествовала экзистенции. Но Сартр провозгласил, что Бог не существует, нет никакого мирового замысла. Он утверждал, что есть только одно существо, начало существования которого предшествует появлению смысла этого существования. Это существо – человек.

По мнению Сартра, экзистенция начиналась раньше появления эссенции. «Мы предполагаем, что человек появился в мире первым из всех существ, встречающихся ему, но он осознает свою сущность последним». Люди – ничто; нет никакого первоначального замысла, согласно которому определена сущность людей и их смысл. Они станут чем-то в этом мире позднее, на определенном этапе своего бытия – они станут тем, что они из себя сделают.

Эта философия не критикует процесс нашего познания или его рамки. Это всего лишь строгие взгляд на то, что значит быть человеком. Данная философия задается вопросами: что человек делает, что он может сделать, чем он станет? Это не разновидность философского мировоззрения, которая акцентируется на вопросе: «Откуда мы знаем?».
...
«Бытие и ничто» (1943 г.)

– Бытие никогда не исчерпается какими-либо его феноменальными аспектами: нет ракурса, который бы открыл нам истинный лик существования.

– Бытие-в-себе (en-soi) неизменно, полностью открыто для человека, абсолютно случайно; нет никакой причины, обуславливающей это бытие. Оно более или менее сопоставимо с инертным, неактивным миром объектов.

– Бытие-для-себя (pour-soi) незавершенно, неопределенно, изменчиво. Это бытие человеческого сознания.

– Бытие-в-себе предшествует бытию-для-себя. Происхождение бытия-для-себя зависит от бытия-в-себе. Бытие-для-себя происходит из бытия-в-себе с помощью аннигиляции.

– Свобода – сердце человека; испытывая страх, люди осознают свою свободу. Они ощущают ответственность за собственное бытие, когда совершают что-то неправильное. Люди стремятся к невозможному воссоединению с бытием-в-себе; в отчаянии они осознают неравенство, царящее в обществе. Они постоянно находятся в вечных противоречиях и разногласиях с «другими», которые даже с помощью одного краткого взгляда могут угрожать им, превратить их в вещь.

Атеизм и ценности

Экзистенциализм Сартра основывается на одной исходной посылке. Эта исходная посылка рассматривается им как сама собой разумеющаяся, неопровержимая: Бог не существует. Существование людей исключает существование Бога. Нет такого явления, как существование человеческой природы до начала бытия самого человека. Человек – будущее людей; они – то, чем они себя сделают, кем они станут. Таким образом, экзистенциализм можно отождествлять с гуманизмом.

Сартр высмеивает всякие попытки определения человеческих ценностей, так как они основываются на убеждении в существовании человеческой сущности до начала бытия самого человека. Но люди несут ответственность. Они словно приговорены к свободе. Мы не можем абстрактно размышлять о том, что такое человек. Мы должны творить и познавать свое бытие, исходя из конкретных ситуаций. Мы сами становимся участниками данных ситуаций. Более того, мы не в силах отказаться от участия. Это обязывает нас выбирать, но именно здесь и проявляется основа нашей свободы.

Рабочий берет материал и придает ему форму. Так же и люди придают форму реальности, с которой они сталкиваются. Аутентичное действие совершается, когда люди принимают на себя ответственность за ситуации, в которых они оказываются, и совершают поступки, направленные на разрешение данных ситуаций. Только наши поступки имеют ценность. Так или иначе мы совершаем несдержанный поступок: этот поступок является нашим осуждением, в нем нет место благим намерениям. Мы не можем опираться на наши собственные представления о себе, о том, что мы есть. Подобные стремления, по Сартру, является плохой верой.

Философия Сартра основывается на действии, человеческом поступке. Наше осознание собственной сущности базируется на ощущении абсурда существования. Мы случайные сущности в этом мире; нет причины, обусловившей наше бытие. Мы решительно стремимся к совершению аутентичного поступка, но на чем мы основываем свой выбор? Каков критерий этих аутентичных, настоящих поступков? Его нет. Сартр отрицал традиционные ценности. Он отрицал понимание добра и зла как абсолютных величин (существование предшествует смыслу).

Все, чего я должен добиться, – моя свобода. Несмотря на это, когда я приму свое решение, оно столкнется с мнениями других людей, я затрону их свободу. Столкновение неизбежности поступка, не основанного на каких-либо ценностях и неминуемости того, что моя свобода ограничит свободу других, рождает страдание. «Человек есть бесполезная страсть».

«Человек осужден быть свободным»

В пьесе Сартра «Мухи» пересказывается история Ореста. Вскоре после победоносного возвращения Агамемнона с войны против Трои его собственная жена, Клитемнестра, убила его. Ее любовник Эгисф стал новым царем. Электра и Орест – дети Клитемнестры и Агамемнона – должны были отомстить за отца, убив мать и тем самым избавив город от нашествия мух. Электра убедила Ореста в необходимости действовать.

Для Сартра поступок Ореста является символом человеческой свободы, несовместимой с существованием Бога. Эта свобода выражается в аутентичном поступке – принятии Орестом ответственности за ситуацию, в которой он находится, – и действии, не связанном с традиционными представлениями о добре и зле. Фурии, богини отмщения, следили за Орестом на протяжении спектакля. Но почему же он не вышел победителем? В ходе пьесы, по задумке автора, Юпитер говорит Эгисфу, что свобода находится внутри человеческой души. Даже боги никак не могут повлиять на человека. Люди свободны, несмотря на то что они порой не понимают этого.

Пьеса интересна еще и тем, что ее премьера состоялась в период нацистской оккупации Франции. Она сумела преодолеть нацистскую цензуру, поскольку рассматривалась нацистами как простая переработка старого греческого мифа. Зрители же видели в этой пьесе пламенные высказывания по поводу существующей политической обстановки (потеря независимости Франции).

Этика Сартра

Помимо написания абстрактных книг, изобилующих философской лексикой («монстров нечитабельности»), Сартр часто рассказывал истории и сочинял пьесы, которые, в свою очередь, содержали в себе философские вопросы и дилеммы. И он делал это очень хорошо. Поэтому вместо рассмотрения теории этики Сартра, нам следует взглянуть на одну историю, которую он рассказал, чтобы описать сложные этические проблемы. (Напомним, что этика – это учение о принципах, на которых основывается понимание правильного и неправильного в человеческой жизни. Этика связана с такими понятиями, как «добро», «обязанность» и «долг».) Вот эта история.

Это было в период нацистской оккупации Франции во время Второй мировой войны. Один молодой человек обратился к Сартру за советом о том, как ему необходимо было поступить. Его старший брат был убит в бою, а отец находился в плохих отношениях с матерью и при любой удобной возможности старался сотрудничать с оккупантами. Молодой человек хотел уехать в Англию, чтобы присоединиться к движению «Сражающаяся Франция». Для этого он должен был покинуть свою мать. В таком случае она осталась бы одна, без защиты, удрученная изменой мужа. Горе матери должно было значительно усилиться, если бы ее бросил последний сын, так как он стал для нее единственной моральной и материальной поддержкой.

Как ему следовало поступить? Что помогло бы ему сделать выбор? Христианство утверждало: возлюби ближнего своего, выбери наиболее сложный путь. Однако оно не говорило, где был этот более трудный путь и какого ближнего он должен был любить – людей, сражающихся за свою независимость за границей, или мать.

Ценности туманны. Молодой человек мог доверять только своим инстинктам, полагаться на чувства и интуицию. Он мог выбрать только один путь. Если он чувствовал непомерную любовь к матери, он должен был сделать все ради нее. Если этой любви было недостаточно, он должен был выбрать другой путь.

Герой этого рассказа обладает свободой, он честен перед собой. Сартр отрицал сам факт существования моральных законов. Он полагал, что такие принципы, как, например, любовь, не могут помочь нам принять решение. Каждое моральное решение принимается исключительно тем человеком, которого оно касается, и никем другим. Проблема заключается в том, что подобное мировоззрение может оправдывать любой поступок вне зависимости от его последствий для других людей. Это показывает не только свободу, но и страдание.
«Ад – другие люди»

Пьеса «За закрытыми дверями» позволяет нам определить то, как Сартр смотрел на человеческое общество и условия существования в нем. Из пьесы видно, что, когда Сартр говорит об аде, он не разумеет какое-то теологическое место, где вершится извечное наказание за грехи: Бог не существует. Нет ни ада, ни рая. Ад в мире – это жизнь на виду у других: осуждение другими людьми, необходимость принимать во внимание мнения и желания других.

Гарсэн (трус, который считает себя героем), Эстель (детоубийца, которая также ответственна за смерть возлюбленного) и Инес (которая ненавидит людей и, более того, не может существовать, если не видит их страданий) умерли и оказались вместе в запертой комнате. Поначалу они стали рассказывать о себе неправду, показывать себя лучше, чем были на самом деле. Но вскоре их ложь была раскрыта, и они причинили друг другу боль и страдания. Они никогда не смогут побыть наедине с собой. Они всегда будут вынуждены принимать во внимание мнения и желания других людей. «Ад – другие люди!»
Экзистенциализм и литература

Сартр был весьма сильной личностью, оказавшей большое влияние на общество в период времени после Второй мировой войны. Иногда совсем не просто понять, где в его беллетристических и драматических произведениях находятся философские суждения, где проявляется внешнее влияние на его творчество (Сартр восторгался современными американскими романами), а где отражаются его личные убеждения. Философские мысли Сартра становятся более понятными, когда мы читаем его литературные произведения. Эти работы одухотворены философскими идеями. Они касаются социальных проблем периода времени, в который были написаны. Литература Сартра прочно связана с жизнью.

Стоит отметить, что Сартр также использовал труды других авторов, чтобы проиллюстрировать свои собственные идеи. Фактически он был резким литературным критиком и опубликовал исследования творческих работ различных писателей. Его исследование, посвященное творчеству Шарля Бодлера, вышло в свет в 1947 г., Жана Жене – в 1952 г., Огюста Флобера – в 1971–1972 гг. «Что такое литература?» (1948 г.) – замечательный сборник важных литературных комментариев, подготовленный Жаном Полем Сартром.
Сартр и его время Будучи пожилым человеком, Сартр стал скептически относиться к силе литературы. Однако он по-прежнему следил за развитием философских течений и знал каждое из них. Он не обращал внимания на критику, направленную против чрезмерного субъективизма в экзистенциализме. Последние годы его жизни были посвящены участию в радикальной политической деятельности. Сартр был редактором таких левых газет и журналов, как, например, «La cause du peuple» и «Liberation». Он поддерживал любые идеи и стремления, которые бросали вызов власти. Когда цензурой было запрещено издание «La cause du peuple», Сартр в знак протеста стал лично продавать экземпляры газеты на улицах Парижа. Коммунисты длительное время были идеологическими врагами Сартра, которым он не прекращал противостоять. Все его действия, так или иначе, были связаны с выражением поддержки прав человека во всем мире.

Выводы

В философии Жана Поля Сартра мы можем увидеть лишь его взгляды на то, что есть человек, а не суждения о том, как происходят наши познавательные процессы или когда мы можем заявить, что мы знаем что-либо.

Вероятно, утверждение о том, что экзистенциализм является скорее настроением, нежели философией, верно. Однако, если экзистенциализм не представляется нам как форма эпистемологии, следовательно, он является формой метафизики.

Сартр своими собственными глазами видел Вторую мировую войну. Он был военнопленным. Он понимал, как и все мировое сообщество, что настоящая угроза для жизни заключена в жестокости истории, концлагерях, изобретении ядерного оружия.

У Сартра были весьма мрачные взгляды на действительность. Мир вернулся к варварству. И это привело Сартра, выступающего как бы от лица всей человеческой расы, к вопросу о смысле человеческой судьбы. По всей видимости, будучи философом, он считал своей обязанностью подвергнуть ясной, здравой и беспристрастной критике факты существования, чтобы выдвинуть на первый план всю абсурдность и трагичность нашего бытия. Труды Сартра были долгим духовным размышлением о его времени, заявлением о метафизическом позоре бытия. Заканчиваются ли ваши размышления о мире подтверждением метафизического скандала или, напротив, придают вам оптимизм? Эти размышления побуждают вас к активизму или пассивному принятию всего происходящего? Есть ли основания для надежды в этом мире?

Труды Сартра не скрупулезны. Его постулат о том, что Бога нет, остается всего лишь постулатом. Сартр считал это несомненным, само собой разумеющимся. В его философии все вытекает именно из данного постулата. Подумайте, может, категорическое отрицание Бога дается нам гораздо легче, чем доказывание факта его существования? Мир Сартра, покинутый трансцендентальной сущностью и всякой предопределенностью, – мир, в который выброшен человек, – это всего лишь предположение или факт?

* * *
Вы читали онлайн: философ Сартр: жизнь, учение, философия кратко, интересно.
Можно использовать студентам вузов и школьникам для доклада и реферата.
.............................................................
Фридрих Ницше : и другие философы

 

 
ГЛАВНАЯ
 
Сократ     Платон
Аристотель    Эпикур
Зенон   Фома Аквинский
Декарт       Локк
Монтескье      Спиноза
Дэвид Юм        Кант
Маркс       Ницше
Витгенштейн   Хайдеггер
Сартр      Деррида

                 

                  
Вся философия кратко
Идеи философии
Философы и их философия
 
Философия кратко 1
Философия кратко 2
Философия Ницше кратко
  
Биографии философов 1
Биографии философов 2
Биографии философов 3
 
История западной философии 1
История западной философии 2
История западной философии 3
 
Интересная философия
мысли и высказывания
краткое содержание: конспект
произведения кратко
Экзистенциализм
 
Ницше биография
Ницше идеи философии
Ницше кратко
Сверхчеловек Ницше
Ницше философия
 
Жизнь и философия Ницше
Ницше и его философия
Жизнь Фридриха Ницше

   

 
   Философы и Философия кратко и подробно: жизнь, учение, идеи: читать онлайн