Монтескье: жизнь, учение, философия

     
Жизнь и философия, идеи и учение философа Монтескье
(кратко и подробно, понятно и интересно)
 
Жизнь


Монтескье родился в 1689 г. в замке Ла Бред, на юге Бордо. Его отец происходил из дворянского сословия и был ротмистром. Дядя Монтескье проявил себя как весьма успешный юрист. По его стопам должен был последовать и сам Монтескье. После упорного обучения у него должна была сложиться карьера успешного юриста, однако это не входило в круг его интересов. К деятельности, связанной с правом, Монтескье относился равнодушно. В большей степени его интересовала сфера научных исследований. В Бордоской академии он получил премию за изучение анатомии. Монтескье активно занимался наукой и написал ряд научных работ, посвященных исследованию голосовых связок, причин эха, свойств массы и т. д.

Настоящую известность он приобрел после анонимного опубликования своего труда, названного «Персидские письма» (1721), в котором он критиковал современные ему французские порядки и нравы, французский абсолютизм, чрезвычайную централизованность монархии, суровую цензуру. Данная работа излагалась в форме писем персидских гостей, прибывших во Францию. В письмах, отправляемых на родину, герои произведения рассказывали своим персидским читателям о жизни во Франции. Здесь Монтескье, разумеется, не упустил возможности для представления на всеобщее обозрение своих острых, а порой даже желчных комментариев по поводу устройства французского государства и уклада жизни французского общества.

Монтескье также опубликовал работы по истории и философии права. В этих работах он делал акцент на рассмотрении теоретических принципов французского конституционализма. Помимо прочего, в данных трудах прослеживался явный интерес Монтескье к идее образования всеобщей монархии в Европе. В 1728 г. он был избран членом Французской академии. В этом же году Монтескье отправился в путешествие по Европе, в рамках которого посетил Германию, Австрию, Венгрию и Италию, а также Голландию. Он побывал и в Англии, где большое впечатление на него оказало государственное устройство, гарантирующее гражданам свободу. Впрочем, Монтескье осуждал английскую парламентарную систему за ее моральную развращенность.

После возвращения домой Монтескье принялся за написание грандиозного труда, посвященного исследованию природы права и принципов совместного функционирования государственных законов в рамках единой системы. Для этого ему приходилось много читать. Этой работе Монтескье отдал последние двадцать лет своей жизни. При этом он полностью отошел от деятельности в парламенте и академии, забросил высшее общество.

Работа Монтескье «О духе законов» («L’Esprit des lois») вышла в свет в Женеве в 1748 г., она состояла из 31 тома. Монтескье потратил все свои силы на написание этого громадного труда. Его зрение серьезно ослабло в связи с постоянным чтением, здоровье сильно пошатнулось и уже не подлежало восстановлению. Монтескье скончался в 1755 году в Париже.

Мысли

Монтескье разработал теоретические принципы, на которых основывается естественное право. Он считал, что естественное право соответствует тем необходимым общественным отношениям, которые возникают из самой природы вещей. Фактически он часто оперировал понятием естественного права. Однако, согласно его представлениям, оно изначально возникало и функционировало в различных условиях, под воздействием ряда факторов, в результате чего у разных народов и в разных географических регионах формировались различные типы государственного устройства. Монтескье обобщил в своей работе огромный эмпирический опыт, полученный в результате исследований государственного устройства у нескольких народов. В этой работе довольно часто встречаются неточности, даже какие-то не совсем реальные, фантастичные моменты. Тем не менее сама суть учения Монтескье состоит в том, что государственное устройство и право у различных народов находится в прямой зависимости от условий, в рамках которых данные народы проживали и проживают. К числу таких условий можно отнести национальные обычаи, нормы, территорию проживания, климатические факторы, даже уровень плодородия почвы.

Второй важный вывод, сделанный Монтескье, заключался в том, что абсолютная монархия настолько сильно испортила государственное устройство Франции, что свобода обычных членов общества стала попросту невозможной.

Монтескье выработал собственную классификацию типов государственного устройства. Он выделял три основных типа государственного устройства, каждый из которых характеризовался определенными чертами и принципами:

– республика прочно взаимосвязана с нравственностью граждан;

– монархия основывается на представлениях о чести и доблести, прочно укрепившихся в сознании воинов ее армии;

– деспотизм опирается на страх, угнетение и порабощение населения.

Монтескье полагал, что республика должна быть небольшим по территории государством, монархии нужны средние размеры, деспотизм же должен распространять свою власть на большую территорию. Никто точно не знает, почему Монтескье имел именно такую точку зрения.

Монтескье был уверен, что абсолютная монархия являлась одной из форм деспотизма. В деспотизме он обвинял современную ему Францию. Французский деспотизм, как говорил Монтескье, полностью упразднил все промежуточные властные структуры, которые обязательно должны были присутствовать между королем и народом (носителем закона). Таким образом, само право стало тождественным воле суверена. Он был уверен, что Англия достигла уровня просвещенной монархии, основанной на верховенстве права, признании и соблюдении прав человека.

Основной целью Монтескье было рассмотрение и исследование условий, от которых зависела свобода в обществе. Он хотел возродить эту свободу во Франции. Монтескье считал, что свобода в Англии опиралась на «разделение ветвей власти»: законодательная, исполнительная и судебная власть была в руках у различных людей; именно так между этими тремя ветвями государственной власти поддерживалось равновесие. Он полагал, что абсолютная справедливость исходила из самой природы и предшествовала позитивному праву.
...
Позитивное право – нормы права, которые регулируют нашу повседневную жизнь (левостороннее движение, уплата налога, составляющего 20 процентов, ограничение максимальной скорости движения транспортных средств в рамках жилой зоны до 50 км/ч и многое другое – все это современные примеры позитивного права.) Люди создают эти законы, и люди же их изменяют.

Под абсолютной справедливостью , предшествующей позитивному праву, понимается некая идеальная справедливость, которая существует вне зависимости от наших представлений о ней; мы «используем» подобные понятия только в рамках наших теоретических представлений о них. Нам свойственно полагать, что такие базовые принципы, как «законность», «равенство в правах», «презумпция невиновности» принадлежат именно к данной категории.

Выводы

Эмпирическое исследование законов и типов государственного устройства, осуществленное Монтескье, довольно расплывчато и неточно: сведения, которые им использовались, порой не совсем достоверны.

Его идеи зачастую вытекали из идеализации Римской республики и не были прочно связаны с опытным исследованием современных ему государств.

В мировоззрение Монтескье заметен релятивизм Со временем он пришел к выводу, что любой тип государственного устройства формировался и развивался, так как для этого были существенные причины. Таким образом, любое государственное устройство представлялось ему «рациональным». Подобная точка зрения могла быть применима даже для оправдания деспотизма французской абсолютной монархии, которую, впрочем, сам Монтескье презирал. Подобные формы релятивизма неизбежно должны были столкнуться с понятием самооправданности любых моральных норм, неизменности государственных законов, вытекающих из абсолютной справедливости, о существовании которой предполагал Монтескье.

Монтескье считал, что человеческие законы, относящиеся к позитивному праву, являются рациональными. В таком случае, есть ли «плохое право»? Каково ваше мнение на данный счет? Рационально ли человеческое право и в какой степени?

Важная идея, которая вытекает из философских воззрений Монтескье, состоит в том, что право возникает и развивается под воздействием целого комплекса факторов. Право зависит от условий окружающей среды, в рамках которой оно функционирует. Что можно отметить по поводу данных утверждений?

Монтескье также предполагал, что любое государство является несовершенным. Однако ранее, до появления несовершенного государства, по его мнению, в обществе присутствовала идеальная система управления, которая и должна служить неким вдохновением для совершенствования любого современного государства.

Согласно Монтескье, правовая свобода – это «свобода, которая дает право делать все, что дозволено законом». Это означает, что, если закон позволяет вам делать что-либо, ваши действия никто не будет предотвращать, вас не заставят придерживаться какой-либо заранее установленной модели поведения, ведь закон дает вам свободу действий.

Идея «разделения ветвей власти», которую, как полагал Монтескье, он воочию видел реализованной в Англии, не основывалась на разработанных научным путем принципах. По его мнению, она была результатом постепенного длительного процесса развития государственного механизма. Монтескье внес огромный вклад в теорию, разработав понятие «равновесия» государственного механизма. В конечном итоге в США и во Франции этим теоретическим представлениям была придана большая важность. Понятие сдержек и противовесов отражается в Конституции США (1787 г.) и в Декларации прав человека и гражданина (1789 г.).

* * *
Вы читали онлайн: философ Монтескье: жизнь, учение, философия кратко, интересно.
Можно использовать студентам вузов и школьникам для доклада и реферата.
.............................................................
Фридрих Ницше : и другие философы

 

 
ГЛАВНАЯ
 
Сократ     Платон
Аристотель    Эпикур
Зенон   Фома Аквинский
Декарт       Локк
Монтескье      Спиноза
Дэвид Юм        Кант
Маркс       Ницше
Витгенштейн   Хайдеггер
Сартр      Деррида

                 

                  
Вся философия кратко
Идеи философии
Философы и их философия
 
Философия кратко 1
Философия кратко 2
Философия Ницше кратко
  
Биографии философов 1
Биографии философов 2
Биографии философов 3
 
История западной философии 1
История западной философии 2
История западной философии 3
 
Интересная философия
мысли и высказывания
краткое содержание: конспект
произведения кратко
Экзистенциализм
 
Ницше биография
Ницше идеи философии
Ницше кратко
Сверхчеловек Ницше
Ницше философия
 
Жизнь и философия Ницше
Ницше и его философия
Жизнь Фридриха Ницше

   

 
   Философы и Философия кратко и подробно: жизнь, учение, идеи: читать онлайн