ФИЛОСОФИЯ МАРКСА: кратко


 Философия кратко и понятно: ФИЛОСОФИЯ МАРКСА. Все основное, самое главное по философии: очень кратко: ФИЛОСОФИЯ МАРКСА. Суть философии, понятия, направления, школы и представители.
   
ФОРМИРОВАНИЕ ФИЛОСОФСКИХ ПОЗИЦИЙ МАРКСИЗМА

Одним из крупнейших направлений философской мысли XIX в. и особенно XX столетия явился марксизм. Отправляясь от идеализма гегелевской концепции и испытав в процессе формирования своего мировоззрения сильное воздействие со стороны фейербаховского материализма, К. Маркс и Ф. Энгельс синтезировали многие их идеи; итогом явилась переработка идеалистической диалектики на основе материалистических принципов. Параллельно с этим процессом шла разработка политэкономических проблем и включение в философское осмысление политэкономической информации о развитии общества. В марксистской философии появилось новое содержание, отсутствовавшее в прежних философских системах, но выработанное на базе внутренней преемственности в решении ряда кардинальных проблем. Итогом стало возникновение нового взгляда на общество – исторического материализма, явившегося важнейшей частью общего мировоззрения – диалектического материализма, преобразовавшего во многом традиционное содержание философского мировоззрения.

Сущность нового, внесенного марксизмом в философию, можно проследить по следующим линиям: по функциям философии; по соотношению в ней партийности, гуманизма и научности; по предмету исследования; по структуре (составу и соотношению) основных сторон, разделов содержания; по соотношению теории и метода; по отношению философии к частным наукам.

Карл Маркс (1818–1883) родился в Пруссии, изучал философию и в возрасте 20 лет вступил в кружок молодых критически настроенных социал-радикалов и философов, известных как младогегельянцы. После нескольких лет работы в качестве газетного публициста в Германии и Франции Маркс переехал в Лондон, чтобы избежать политических преследований. В Англии он погрузился в довольно спокойную атмосферу учености, размышлений, писательства и политических организаций. На протяжении своей жизни в сотрудничестве с Фридрихом Энгельсом (1820–1895) Маркс систематически разрабатывал критическую экономическую, политическую, философскую, историческую и моральную теорию капиталистической системы, которая возникла первоначально в Англии, а затем и во всей Европе.

В молодости Маркс был горячо увлечен революционной идеей о близости гибели капитализма. После поражения выступления рабочих в 1848 г. и реакции со стороны правительств стран континентальной Европы Маркс более глубоко и основательно проанализировал характер присущих капитализму недостатков. Несмотря на то что его работы занимают много томов, нет никакого сомнения, что главным трудом его жизни была книга, названная просто – «Капитал».

В отличие от многих своих последователей, Маркс всегда был готов вносить изменения в свои теории, учитывая новые данные. Хотя в юности он был уверен, что социализм может победить только путем насильственного революционного свержения капиталистического общества и правительства, в зрелые годы жизни пришел к выводу, что в некоторых странах, таких как Англия и Америка, социализм может победить относительно мирным путем – путем политической агитации и выборов.

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ К. МАРКСА

К. Маркс и Ф. Энгельс провозгласили главным назначением философии задачу быть орудием освобождения рабочего класса, всех трудящихся – от эксплуатации и духовным средством созидания коммунистического общества. При этом подчеркивалось, что философия должна разрабатываться на основе науки, а гносеологической ориентацией субъекта партийности должна стать ориентация на максимально достоверное знание. Лишь объективное знание способно стать орудием эффективного преобразования социальной действительности. Считалось (по крайней мере, теоретически), что всякая найденная истина или сформулированная на ее основе теория полезна пролетариату.

Интересы человечества, о которых заявлялось в марксизме, логически вели к признанию гуманизма как принципа действия. Борьба с эксплуататорами предполагала лишь свержение политической власти владельцев капитала и превращение этих владельцев в тружеников производства. Гуманизм Маркса и Энгельса вытекал из анализа отчуждения как всеобщего состояния человечества, обусловленного наряду с разделением труда господством форм собственности.

Итак, единство партийности и научности, революционности и гуманистичности – характерная черта марксизма, она проявилась в нем теоретически в процессе его формирования и развития.

Впервые в истории философии Маркс ввел практику в теорию познания. Практика становилась исходным пунктом, движущей силой, критерием истины и целью познания.

Маркс и Энгельс впервые в истории философии разработали на базе материализма законы диалектики, которые связали между собой три основные сферы реальности: природу, общество и мышление; они обнаружили глубинное единство всей развивающейся (а не статичной) действительности. Благодаря открытию всеобщих законов развития сам предмет философии становился динамичным. Это позволило перевести проблему предмета философии с языка абстрактно-всеобщего (как это было, напр., у Шеллинга и Гегеля) на язык конкретно-всеобщего анализа. Преобразованию подверглись не только представления о таких сторонах предмета философии, как «мир», «человек», «теоретико-познавательные отношения», но и аксиологические, онтологические отношения, а также представления о всеобщем философском методе.

К своеобразию марксистской философии, обеспечивающему ее методологическую эффективность, относится единство ее основных разделов: онтологии (объективной диалектики), теории познания и логики (мировоззренческой, философской или диалектической).

Недостатки марксизма: он недооценивал проблемы человека как индивида, переоценивал классовый фактор при анализе его сущности и экономики – при рассмотрении общества, искажал представление о законе отрицания отрицания, абсолютизировал борьбу противоположностей в развитии (вместо теоретического равноправия борьбы и единства противоположностей), абсолютизировал скачки-взрывы (революции в обществе) и недооценивал постепенные скачки (реформы в обществе); на практике марксизм характеризовался отступлением от гуманизма и от провозглашенного им принципа единства партийности с объективностью.


......................................................
nitshe.ru философы и философия
 

 
НА ГЛАВНУЮ
  
ФИЛОСОФИЯ КАНТА
ФИЛОСОФИЯ ГЕГЕЛЯ
ФИЛОСОФИЯ МАРКСА
ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ
ФИЛОСОФИЯ ШОПЕНГАУЭРА
ФИЛОСОФИЯ БЕРГСОНА, НИЦШЕ
ФИЛОСОФИЯ КЬЕРКЕГОРА
ФИЛОСОФИЯ ПОЗИТИВИЗМА
ФИЛОСОФИЯ ПРАГМАТИЗМА
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
ФИЛОСОФИЯ ВИТГЕНШТЕЙНА
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ
ГЕРМЕНЕВТИКА
СТРУКТУРАЛИЗМ
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ
РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
ФИЛОСОФИЯ ЧААДАЕВА
ФИЛОСОФИЯ ГЕРЦЕНА
ФИЛОСОФИЯ ЧЕРНЫШЕВСКОГО
ФИЛОСОФИЯ СОЛОВЬЕВА
ФИЛОСОФИЯ БЕРДЯЕВА
ФИЛОСОФИЯ КОСМИЗМА
МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

         

         
ПОНЯТИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
ПРЕДФИЛОСОФИЯ
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ
ФИЛОСОФИЯ МИЛЕТСКОЙ ШКОЛЫ
ФИЛОСОФИЯ ГЕРАКЛИТА
ФИЛОСОФИЯ ЭЛЕАТОВ
ФИЛОСОФИЯ ПИФАГОРЕЙЦЕВ
ФИЛОСОФИЯ ДЕМОКРИТА
ФИЛОСОФИЯ СОКРАТА
ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА
ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ
ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
ФИЛОСОФИЯ ФОМЫ АКВИНСКОГО
ФИЛОСОФИЯ АВГУСТИНА
ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
ФИЛОСОФИЯ ГОББСА
ФИЛОСОФИЯ ДЕКАРТА
ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ
ФИЛОСОФИЯ РУССО

 
ФУНКЦИИ ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ
ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ
МАТЕРИЯ СОЗНАНИЕ
ДИАЛЕКТИКА
ЗАКОН ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ
ЗАКОН ПЕРЕХОДА ИЗМЕНЕНИЙ
ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ
ПОНЯТИЕ КАРТИНЫ МИРА
ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ПРИРОДЫ
ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА
ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ
ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ
ЯЗЫК, ЕГО РОЛЬ
ПОНЯТИЕ ЗНАКОВ, ИНФОРМАЦИЯ
ПОЗНАНИЕ КАК ПРОЦЕСС
ПОНИМАНИЕ ИСТИНЫ
СОЗНАНИЕ
ЭМОЦИИ
ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ
РЕЛИГИЯ
РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ
ИСКУССТВО
ЧЕЛОВЕК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ
   

 
   Читать Философия кратко и понятно. Все основное по философии: в краткой форме. Коротко о философиях, понятиях, истории философии, направлениях и философах.