НА ГЛАВНУЮ
 СОДЕРЖАНИЕ:
 
Возникновение философии
Предмет философии
Функции философии
Мировоззрение
Основной вопрос философии
Мифология
Древняя Индия
Древний Китай
Милетская школа
Пифагор
Гераклит
Ксенофан
Элейская школа
Эмпедокл
Анаксагор
Демокрит
Софисты
Сократ
Платон
Эпикур
Аристотель
Стоицизм
Сенека
Марк Аврелий

       

 
Блаженный Августин
Авиценна
Фома Аквинский
Реалисты номиналисты
Позднее Средневековье
Теоцентризм
Антропоцентризм
Фрэнсис Бэкон
Джон Локк
Беркли
Декарт
Лейбниц
Французский материализм
Просвещение и романтизм
Немецкая философия
Кант
Фихте
Шеллинг
Гегель
Фейербах
Маркс Энгельс
Шопенгауэр
Кьеркегор
Фридрих Ницше
Позитивизм
Прагматизм
Экзистенциализм
Хайдеггер
Ясперс
Русская философия
Западники и славянофилы
Соловьев
Шестов
Бердяев
Русские космисты
Неопозитивизм
Постмодернизм
Понятие бытия
Пространство и время
Сознание
Познание
Общество
Государство
Философия морали
Человек и природа

 
биографии философов 1
биографии философов 2
биографии философов 3
   
ФРИДРИХ НИЦШЕ

НИЦШЕ       биография

НИЦШЕ жизнь философия
НИЦШЕ и его философия
Жизнь Фридриха  Ницше
 
НИЦШЕ       цитаты
НИЦШЕ      о любви
НИЦШЕ   о женщинах
НИЦШЕ высказывания
НИЦШЕ  фразы мысли
НИЦШЕ мудрость зла

     

Философия кратко: Софистика и софисты

 
Кратко о философии: самое главное и основное про философию в кратком изложении 
   
Возникновение софистики

В Древней Греции мыслители посвящали жизнь исканию истины ради нее самой, замыкаясь в тесном кругу друзей, которых объединяли духовные интересы. В спорах они делились своими идеями, отстаивали свои позиции, не искали публичного признания, не создавали аудитории слушателей. В V веке до н. э. ситуация изменилась. Во многих городах Греции на смену политической власти старинной аристократии и тирании пришла власть рабовладельческой демократии. Возникали новые выборные учреждения – народные собрания и суды, что породило потребность в подготовке людей, владеющих искусством политического и судебного красноречия силой убедительного устного слова и логической доказательностью своих суждений. В этих новых условиях на смену философам и поэтам стали выдвигаться оплачиваемые профессиональные учителя – сначала просто грамоты, музыки и гимнастики, затем уже словесности, риторики, философии, красноречия и дипломатии.

Софистом сначала именовали человека, который посвящал себя умственной деятельности или искусного в какой-либо премудрости, в том числе учености.

Софисты – «учителя мудрости» – учили не только технике политической и юридической деятельности, а заодно обучали и вопросам философии. Софисты сосредоточили свое внимание на социальных вопросах, на человеке и на проблемах коммуникации, обучая ораторскому искусству и политической деятельности, а также конкретно-научным и философским знаниям. В своем стремлении к убедительности софисты доходили до идеи, что можно, а нередко и нужно, доказать все что угодно и также что угодно опровергнуть, в зависимости от интереса и обстоятельств, что приводило к безразличному отношению к истинности в доказательствах и опровержениях. Так складывались приемы мышления, которые стали именоваться софистикой. Софисты как образованные люди прекрасно понимали, что чисто формально можно доказать все.

Платон в трактате «Горгии» утверждал, что искусство софистов является более великим благом, чем все другие искусства; оно есть «мастер убеждения».

Софисты: Протагор, Горгий и Продик

Протагор (ок. 480–ок. 410 гг. до н. э.) наиболее полно выразил суть воззрений софистов. Ему принадлежит знаменитое положение: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Он говорил об относительности всякого знания, доказывая, что каждому утверждению может быть с равным основанием противопоставлено противоречащее ему утверждение. Протагор написал законы, определявшие демократический образ правления, и обосновал равенство свободных людей.

Горгий (ок. 483–375 гг. до н. э.), выводя из общих понятий их конкретные определения и указывая на противоречия этих определений, приходит к доказательству несостоятельности самого общего понятия. В своем труде «О природе» Горгий доказывает три положения: что ничего не существует, а если что-нибудь и существует, то оно непознаваемо, а если существует и познаваемо, то оно невыразимо и неизъяснимо. В результате он пришел к выводу, что ни о чем нельзя сказать достоверно. Например, мы считали человека хорошим, но когда мы говорим о нем, то он, возможно, уже сделал нечто плохое или даже очень плохое: ведь все быстро меняется! Если тебя спрашивают о чем-либо, вернее будет молчать и лишь указывать пальцем на то, о чем спрашивают: тут не ошибешься.

Продик (470–460 гг. до н. э.) проявлял исключительный интерес к языку, к назывной (номинативной) функции слов, проблемам семантики и синонимии. Он составлял этимологические гроздья родственных по значению слов, а также анализировал проблему омонимии, то есть различения смысла графически совпадающих словесных конструкций с помощью соответствующих контекстов, и очень большое внимание уделял правилам спора, приближаясь к анализу проблемы приемов опровержения, что имело огромное значение в дискуссиях. Продика считал своим учителем Сократ, особенно внемля тонкости его лингвистических воззрений.

Софисты были первыми преподавателями и исследователями искусства слова. Можно сказать, что именно с них начинается философская лингвистика.

.....................................
 nitshe.ru и краткий курс философии

 


 

   

 
   Читать онлайн: философия - самое основное и главное о философии и философах - кратко и понятно. Все самые главные философские идеи, учения, школы, теории и вопросы философии в кратком изложении.