НА ГЛАВНУЮ
 СОДЕРЖАНИЕ:
 
Блаженный Августин
Авиценна
Фома Аквинский
Реалисты номиналисты
Позднее Средневековье
Теоцентризм
Антропоцентризм
Фрэнсис Бэкон
Джон Локк
Беркли
Декарт
Лейбниц
Французский материализм
Просвещение и романтизм
Немецкая философия
Кант
Фихте
Шеллинг
Гегель
Фейербах
Маркс Энгельс
Шопенгауэр
Кьеркегор
       

 
Фридрих Ницше
Позитивизм
Прагматизм
Экзистенциализм
Хайдеггер
Ясперс
Русская философия
Западники и славянофилы
Соловьев
Шестов
Бердяев
Русские космисты
Неопозитивизм
Постмодернизм
Понятие бытия
Пространство и время
Сознание
Познание
Общество
Государство
Философия морали
Человек и природа
 
Возникновение философии
Предмет философии
Функции философии
Мировоззрение
Основной вопрос философии
Мифология
Древняя Индия
Древний Китай
Милетская школа
Пифагор
Гераклит
Ксенофан
Элейская школа
Эмпедокл
Анаксагор
Демокрит
Софисты
Сократ
Платон
Эпикур
Аристотель
Стоицизм
Сенека
Марк Аврелий

 
биографии философов 1
биографии философов 2
биографии философов 3
   
ФРИДРИХ НИЦШЕ

НИЦШЕ       биография

НИЦШЕ жизнь философия
НИЦШЕ и его философия
Жизнь Фридриха  Ницше
 
НИЦШЕ       цитаты
НИЦШЕ      о любви
НИЦШЕ   о женщинах
НИЦШЕ высказывания
НИЦШЕ  фразы мысли
НИЦШЕ мудрость зла

     

Философия кратко: номиналисты и реалисты

 
Кратко о философии: самое главное и основное про философию в кратком изложении 
   
Спор между номиналистами и реалистами в философии Средневековья

Одна из особенностей средневековой философии проявилась в споре между реалистами и номиналистами. Спор шел о природе универсалий, то есть о природе общих понятий. Реалисты (Иоанн Скот Эриугена (ок. 810–ок. 877) и, главным образом, Фома Аквинский), основываясь на положении Аристотеля о том, что общее существует в неразрывной связи с единичным, являясь его формой, сформулировали концепцию о трех видах существования универсалий. Универсалии существуют трояким образом: «до вещей» в божественном разуме, «в самих вещах» как их сущность, или форма, и «после вещей», то есть в человеческом разуме как результат абстракции и обобщения. Такое решение вопроса носит название «умеренного реализма», в отличие от «крайнего реализма», согласно которому, общее существует только вне вещей. Крайний реализм платоновского толка при всей своей, казалось бы, изначальной приспособленности к идеалистической схоластике не мог быть принят ортодоксальной церковью именно вследствие того, что материя была частично оправдана христианством как одна из двух природ Иисуса Христа.

Номиналисты считали, что общие понятия – только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием вне и помимо единичных вещей и образуются нашим умом путем абстрагирования признаков, общих для целого ряда эмпирических вещей и явлений. Так, например, мы получаем понятие «человек», когда отвлекаемся от индивидуальных особенностей отдельных людей и оставляем только то, что является общим для них всех. Таким образом, согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до, а после вещей. Крайние номиналисты, к которым принадлежал, например, французский философ и теолог Иоанн Росцелин (ок. 1050–ок. 1120), даже доказывали, что общие понятия суть не более чем звуки человеческого голоса; реально лишь единичное, а общее – только иллюзия, не существующая даже в человеческом уме.

Как и следовало ожидать, Церковь приняла умеренный реализм Фомы Аквинского, а номинализм Росцелина был осужден еще на Суассонском соборе в 1092 году.
 
.....................................
 nitshe.ru и краткий курс философии

 


 

   

 
   Читать онлайн: философия - самое основное и главное о философии и философах - кратко и понятно. Все самые главные философские идеи, учения, школы, теории и вопросы философии в кратком изложении.