НА ГЛАВНУЮ
 СОДЕРЖАНИЕ:
 
Фридрих Ницше
Позитивизм
Прагматизм
Экзистенциализм
Хайдеггер
Ясперс
Русская философия
Западники и славянофилы
Соловьев
Шестов
Бердяев
Русские космисты
Неопозитивизм
Постмодернизм
Понятие бытия
Пространство и время
Сознание
Познание
Общество
Государство
Философия морали
Человек и природа

       

 
Возникновение философии
Предмет философии
Функции философии
Мировоззрение
Основной вопрос философии
Мифология
Древняя Индия
Древний Китай
Милетская школа
Пифагор
Гераклит
Ксенофан
Элейская школа
Эмпедокл
Анаксагор
Демокрит
Софисты
Сократ
Платон
Эпикур
Аристотель
Стоицизм
Сенека
Марк Аврелий
Блаженный Августин
Авиценна
Фома Аквинский
Реалисты номиналисты
Позднее Средневековье
Теоцентризм
Антропоцентризм
Фрэнсис Бэкон
Джон Локк
Беркли
Декарт
Лейбниц
Французский материализм
Просвещение и романтизм
Немецкая философия
Кант
Фихте
Шеллинг
Гегель
Фейербах
Маркс Энгельс
Шопенгауэр
Кьеркегор
 
биографии философов 1
биографии философов 2
биографии философов 3
   
ФРИДРИХ НИЦШЕ

НИЦШЕ       биография

НИЦШЕ жизнь философия
НИЦШЕ и его философия
Жизнь Фридриха  Ницше
 
НИЦШЕ       цитаты
НИЦШЕ      о любви
НИЦШЕ   о женщинах
НИЦШЕ высказывания
НИЦШЕ  фразы мысли
НИЦШЕ мудрость зла

     

Общество: философия кратко

 
Кратко и понятно о философии: главное и основное про философию и философов
   
Основные философские проблемы общения людей

Общение свойственно всем живым существам, но на уровне человека оно становится осознанным и опосредованным речью. В общении выделяют следующие аспекты: содержание, цель, средства.

Содержание – это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому.

Цель – то, ради чего у человека возникает данный вид активности.

Средство – это способ кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации.

В разных ситуациях общения собеседники существенно различаются в том, насколько они вовлечены в это общение, в какой мере готовы раскрыть свои внутренние переживания и быть понятыми друг другом. Общение имеет глубину, внутреннюю вертикаль, различные уровни. Речь идет о качестве бытия человека в ситуации или отношениях – о степени присутствия человека в данной межличностной ситуации, об уровне аутентичности самовыражения, о чувствительности к собственной внутренней реальности и актуализации подлинной заботы о себе.

Именно эта сложная и трудноуловимая глубинная динамика общения лежит в основе

выделения уровней межличностного взаимодействия. В концепции Джеймса Бюджентала описываются семь основных уровней глубины общения:

формальные отношения;
поддержание контакта;
стандартная беседа;
критические ситуации;
интимность;
личное бессознательное;
коллективное бессознательное.

В экзистенциализме проводятся различия между подлинным и неподлинным бытием. Мартин Хайдеггер утверждал, что неподлинное бытие – это бытие в обществе, а общество он рассматривал в смысле неопределенно-личного местоимения Man. Man – нечто неопределенное, диффузно-обезличенное. Подлинное бытие – бытие перед лицом смерти. В этом противопоставлении подлинного и неподлинного бытия он отразил проблему человеческой индивидуальности и степени растворения человека в обществе. Общество – это общение. Когда слишком много общения, человек теряет себя, растворяется в обществе. Для человека важно соблюдение баланса между общением и уединением.

Общество и его структура

Общество – система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, традициями и культурой.

Общество – форма существования бытия, обладающая внутренней структурой, целостностью, законами, направленностью развития.

В обществе осуществляются различные по своему характеру и содержанию виды общественной деятельности: производственно-экономическая, социально-бытовая, политическая, религиозная, эстетическая и другие, которые имеют свое социальное пространство. В результате складываются различные сферы жизни общества: экономическая, социальная, политическая, духовная.

Экономическая сфера включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Она выступает как экономическое пространство, в котором организуется хозяйственная жизнь страны, осуществляются взаимодействие всех отраслей экономики, а также международное экономическое сотрудничество.

Социальная сфера – это сфера общественной жизни, в рамках которой удовлетворяются прямые жизненные потребности членов общества, а также происходит взаимодействие различных общностей людей.

Речь идет о создании условий производственной деятельности, об обеспечении необходимого уровня жизни, о решении проблем здравоохранения, народного образования и социального обеспечения, соблюдении социальной справедливости при реализации каждым членом общества своего права на труд, при распределении и потреблении создаваемых в обществе материальных и духовных благ.

Политическая сфера жизни общества – сфера отношений между нациями и другими большими социальными группами по поводу государственной власти и государственного устройства внутри данного общества, а также отношений между государствами на международной арене.

Духовная сфера – это сфера отношений людей по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества. Здесь возникают и реализуются духовные (познавательные, нравственные, художественные, религиозные и т. д.) потребности людей.

Понятие человеческого общества

Общество – это совокупность индивидов, взаимодействующих между собой и находящихся в определенных связи и отношениях.

Человеческое общество – это единый социальный организм, главными элементами которого являются люди, формы их совместной деятельности, прежде всего, труд, продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за нее, политика и государство, совокупность различных институтов, утонченная сфера духа. Общество создает материальные и духовные ценности, которые не могут быть созданы отдельными людьми: техника, учреждения, язык, наука, философия, искусство, мораль, право, политика и т. д. Понятие общества охватывает не только всех ныне живущих людей, но и все человечество в его истории и перспективе.

Структуру человеческого общества образуют: производство и складывающиеся на его основе производственные, экономические, социальные отношения, включающие в себя классовые, национальные, семейные отношения; политические отношения и духовная сфера жизни общества – наука, философия, искусство, нравственность, религия и т. д.

Социальная среда – это окружающий человека социальный мир, включающий в

себя материальные и идеальные условия становления, существования и развития людей. К основным компонентам социального мира относят: общественные условия жизни людей, социальные действия людей, их отношения в процессе совместной деятельности; социальные общности, в которые они объединяются. Социальная среда задана человеку культурно-исторически.

Социальная сфера – система внутреннего устройства общества (социальные группы, нации, народности), основанная на разделении труда, собственности на средства производства и национальном факторе. Основными элементами социальной структуры общества являются: классы, страты, сословия (основанные не только на экономическом разделении, но и на традициях), городское и сельское население, представители физического и умственного труда, социально-демографические группы (мужчины, женщины, старики, молодежь), национальные общности.

Классовый подход к социальной сфере человеческого общества

Классовый подход по отношению к социальной сфере современного человеческого общества распространен в марксистской философии.

Основная идея классового подхода: все общество делится на большие группы – классы (как правило, собственников и несобственников), зачастую антагонистические, между которыми происходит так называемая классовая борьба.

Классы являются определяющим элементом социальной структуры общества. Платон и Аристотель, описывая различные сословия, классы, считали, что классы даны от природы либо установлены Богом, и поэтому люди отличаются от природы: одни способны начальствовать, а другие – быть земледельцами и мастеровыми. А. Смит и Д. Рикардо предложили распределительную теорию классов, суть которой сводится к следующему: различие между классами обусловлено источниками их дохода: капиталисты получают прибыль, землевладельцы – ренту, рабочие – заработную плату. Ряд мыслителей усматривают причину возникновения классов в насилии, грабеже.

Существование классов связано с развитием материального производства, в котором заключаются главные причины разделения труда, распределения продуктов труда и деления общества на классы.

Фундаментальной причиной классовой дифференциации являются базисные отношения собственности на средства производства: «От отношений собственности на средства производства зависят и роль классов в общественной организации труда, и способы получения и размеры доли общественного богатства» (В. Ленин).

В целостной структуре классового общества можно выделить следующие отношения:

к собственности на средства производства, что определяет обмен, распределение и потребление (экономические отношения);

к государственной власти и управлению (политические отношения);

к правопорядку (правовые отношения);

к реализации нравственных норм (нравственные отношения);

к созданию и потреблению художественных ценностей (эстетические отношения).

Стратификационный подход к социальной сфере человеческого общества

Стратификационный подход характерен для западной философии.

Идея стратификационного подхода такова: общество состоит из многообразия всевозможных небольших социальных групп – профессиональных, демографических и других, взаимодополняющих друг друга и взаимодействующих между собой.

Важное место в современной западной социологии занимает теория «среднего класса», к которому относится обладающее достаточным уровнем дохода большинство трудящихся. Поскольку многие классы и слои как бы постепенно растворяются в среднем классе, то утрачивается антагонизм, возникает почва для сотрудничества и партнерства внутри общества.

Особое значение имеет социальная мобильность – возможность перехода из одной социальной группы в другую (например, крестьянина – в число рабочих, рабочего – в число интеллигенции, интеллигента – в число предпринимателей и т. д.). Это основа нормального существования общества. Низкая социальная мобильность свойственна тоталитарным государствам и государствам, находящимся в состоянии глубокого экономического, политического и духовного застоя. Высокая социальная мобильность характерна для демократических, динамично развивающихся обществ, а также для любых обществ, находящихся в полосе революций или реформ.

Среди социально мобильных обществ Запада выделяют:

страны с высочайшим уровнем мобильности – США, Италия;

страны со средним уровнем мобильности – Канада, Великобритания;

страны с крайне низким уровнем мобильности – Голландия, Швейцария, Дания.

В странах с низким уровнем социальной мобильности при высоком уровне демократии, высоком уровне жизни переход из одной страты в другую либо невозможен, либо крайне затруднителен. Это объясняется компактностью общества, маленькими размерами, жесткой взаимосвязанностью членов, силой традиций, «занятостью» мест в обществе.

Высшим уровнем объединения социальных групп является гражданское общество, члены которого считают себя гражданами единого целого, осознают общие задачи, уважают законы, моральные традиции.
.....................................
 nitshe.ru и краткий курс философии

 


 

   

 
   Читать онлайн: философия - самое основное и главное о философии. Основные по сути философские идеи, учения, суть, школы, теории философии в кратком тексте статьи (докладе).