НА ГЛАВНУЮ
 СОДЕРЖАНИЕ:
 
Фридрих Ницше
Позитивизм
Прагматизм
Экзистенциализм
Хайдеггер
Ясперс
Русская философия
Западники и славянофилы
Соловьев
Шестов
Бердяев
Русские космисты
Неопозитивизм
Постмодернизм
Понятие бытия
Пространство и время
Сознание
Познание
Общество
Государство
Философия морали
Человек и природа

       

 
Возникновение философии
Предмет философии
Функции философии
Мировоззрение
Основной вопрос философии
Мифология
Древняя Индия
Древний Китай
Милетская школа
Пифагор
Гераклит
Ксенофан
Элейская школа
Эмпедокл
Анаксагор
Демокрит
Софисты
Сократ
Платон
Эпикур
Аристотель
Стоицизм
Сенека
Марк Аврелий
Блаженный Августин
Авиценна
Фома Аквинский
Реалисты номиналисты
Позднее Средневековье
Теоцентризм
Антропоцентризм
Фрэнсис Бэкон
Джон Локк
Беркли
Декарт
Лейбниц
Французский материализм
Просвещение и романтизм
Немецкая философия
Кант
Фихте
Шеллинг
Гегель
Фейербах
Маркс Энгельс
Шопенгауэр
Кьеркегор
 
биографии философов 1
биографии философов 2
биографии философов 3
   
ФРИДРИХ НИЦШЕ

НИЦШЕ       биография

НИЦШЕ жизнь философия
НИЦШЕ и его философия
Жизнь Фридриха  Ницше
 
НИЦШЕ       цитаты
НИЦШЕ      о любви
НИЦШЕ   о женщинах
НИЦШЕ высказывания
НИЦШЕ  фразы мысли
НИЦШЕ мудрость зла

     

Государство как форма общественной власти
философия кратко

 
Кратко и понятно о философии: главное и основное про философию и философов
   
Государство как форма общественной власти

Общественная власть – это особое воплощение воли, отчуждение от сообщества людей их самостоятельности в выборе целей и средств их достижения и присвоение ее общественным учреждением.

Государство – это правовая общественная власть, опирающаяся на материальную силу своего административного, судебного и военного аппарата. С государства начинается профессиональная деятельность по управлению общественными делами.

Основная функция государства – поддержание нормальных условий для хозяйственной жизни. Для этого общество в лице государства борется с незаконными вооруженными отрядами. Государство от имени народа издает правовые акты, в которых содержатся положения, направленные на регулирование административных, имущественных, финансовых и прочих отношений между гражданами и различными учреждениями. В уголовном кодексе предусматриваются меры наказания за преступление против государства, собственности граждан, против их прав и достоинства.

Государство выполняет и ряд хозяйственных функций. Располагая крупными финансовыми и другими возможностями, государство берет на себя инициативу по созданию новейших отраслей производства, требующих больших капиталовложений, по решению крупных комплексных народнохозяйственных задач.

В условиях растущих интеграционных связей между различными странами государство выполняет и внешнеэкономические, и внешнеполитические функции.

Человечество знает различные формы государственного правления – тоталитарные и демократические. Тоталитаризм означает жесткое подчинение центральной власти различных сфер жизнедеятельности общества. Он может выступать как тирания, олигархия, деспотия, абсолютная монархия, политический режим авторитарной личности, диктатура. Для демократии, наоборот, характерно народовластие. Демократия сочетает централизованность управления и автономию граждан в решении местных, городских и сельских проблем. Опорой демократии являются представительные органы власти.

Национальное государство современного типа

Современное национальное государство – это политическая система, получившая наибольшее распространение, независимо от идеологий и цивилизаций, на нашей планете. В качестве политической системы современное национальное государство возникло в Европе в XVI веке. Оно заменила средневековую политическую систему, характеризовавшуюся множественностью центров децентрализованной власти и преобладающим влиянием Церкви и папства. Современное национальное государство пришло на смену средневековому полицентризму, противопоставив ему свое суверенное единство и освободившись от папской опеки над светской политикой. Тем самым был преодолен дуализм духовной и светской власти, ставший причиной стольких конфликтов в Средние века.

Формирование новой политической системы прошло через два основных этапа:

1) этап абсолютных монархий, наиболее характерным образцом которых была монархия во Франции. Ее дух выразился в знаменитой фразе Людовика XIV: «Государство – это я»;

2) этап конституционных монархий, где «король царствует, но не управляет», и новых республик.

Современное национальное государство, в отличие от средневековых политических институтов, характеризуется централизацией политической власти и четким выделением своей территориальной сферы. Среди черт современного национального государства следует назвать:

1) единство и территориальную стабильность;

2) концентрацию суверенной политической власти в руках элиты, которая стоит над прочими группами;

3) формирование зависимых от политической элиты вооруженных сил;

4) создание единой бюрократии;

5) развитие централизованной судебной системы.

Историки отмечают, что данное государство возникает в связи с капиталистическим развитием, которое требовало целостности политической системы как гарантии формирования национальных рынков, где был бы возможен обмен продукцией массового производства. Как отмечает Макс Вебер: «Национальным является такое государство… которое предоставляет капитализму возможность выжить».

Социальный контроль в современном государстве

В философии существуют две концепции закона как главного регулятора отношений в системе «гражданин – государство».

1. «Нельзя-концепция», выраженная английским философом Джоном Локком в XVII веке: «Разрешено все, что не запрещено законом».

2. «Можно-концепция», сформулированная французским философом Монтескье в XVIII веке: «Свобода есть право делать все, что разрешено законами». Подход Локка все больше укрепляется в мировой общественной жизни и юридической практике. Это прогрессивная тенденция. Социальный контроль может быть «разрешительным» лишь в условиях монополизма и диктатуры власти. Демократический контроль призван устанавливать только запреты, имеющие принципиальное значение, автоматически разрешая все за пределами этих запретов.

Социальные запреты представляют собой две группы «нельзя»:

1. Безусловные требования к индивиду:

нельзя нарушать юридические законы;

нельзя нарушать нормы нравственности;

нельзя быть профессионально некомпетентным. Если гражданин выполняет эти «нельзя», то в рамках контроля к нему не может быть никаких претензий, и он совершенно свободен в своих устремлениях и действиях.

2. Безусловные требования к государству:

нельзя нарушать естественные права человека, то есть права «от рождения» (гражданство, свобода слова, совести, жительства, выезда и въезда и т. п.);

нельзя лишать человека права собственности и предпринимательства;

нельзя преследовать человека за инакомыслие.

Государственные чиновники всех уровней возлагают на себя двойную ответственность: во-первых, как граждане они должны быть образцом законопослушания, порядочности и профессионализма; во-вторых, как субъекты государственной власти они обязаны в меру своей компетенции стоять на страже запретов в отношении государства. Только то общество, в котором социальный контроль двунаправлен и уравновешен, реально содержит в себе перечисленные выше «нельзя» и механизм их выполнения, является правовым гражданским обществом, следовательно – динамичным и социально здоровым.
.....................................
 nitshe.ru и краткий курс философии

 


 

   

 
   Читать онлайн: философия - самое основное и главное о философии. Основные по сути философские идеи, учения, суть, школы, теории философии в кратком тексте статьи (докладе).