О презирающих тело
Презирающим тело хочу сказать я слово мое. Не обязаны они ни
переучиваться сами, ни переучивать других, пусть лишь расстанутся с
телом своим — и так станут немыми.
«Я — тело и душа», — говорит ребенок. И почему бы всем не говорить, как дети?
Но пробудившийся и познавший говорит: я — только тело, и не более
того; душа же — лишь слово, обозначающее нечто в теле.
Тело — это великий разум, великое множество с единым сознанием, война и мир, стадо и пастырь.
Орудием телу служит и твой маленький разум, который называешь ты духом,
брат мой, он — всего лишь орудие и игрушка великого разума
— тела.
«Я», — говоришь ты, гордясь этим словом. Но важнее
— хотя ты и не хочешь этому верить, — гораздо важнее тело
твое и великий разум его; оно не говорит «Я», а созидает
его.
Все, что испытывается чувством и познается умом, никогда не имеет в
себе конца своего. Однако чувство и ум хотят убедить тебя в том, что
они — цель и предел всех вещей: так тщеславны они.
Чувство и ум всего лишь орудия и игрушки: за ними скрывается Самость. Она ищет глазами чувств и слушает ушами ума.
Самость всегда прислушивается и ищет: она сравнивает, подчиняет,
разрушает и завоевывает. Она господствует и повелевает даже твоим
«Я».
За мыслями и чувствами твоими, брат мой, стоит могущественный господин,
неведомый мудрец — Самость имя ему. В твоем теле живет он, он и
есть тело твое.
В теле больше разума, нежели в высшей мудрости твоей. И кто знает, зачем вообще нужна телу высшая мудрость?
Самость смеется над твоим «Я» и его гордыми скачками.
«Что мне эти скачки и полеты мысли? — говорит она себе.
— Окольный путь к моей цели. Я служу помочами для „Я“
и внушаю ему понятия его».
Самость внушает «Я»: «Здесь испытывай боль!». И
вот оно страдает и думает о том, как бы ему не страдать более, —
и оно должно так думать.
Самость внушает «Я»: «Здесь ощущай радость!». И
«Я» радуется и думает о том, как бы ему еще испытать эту
радость, — и оно должно так думать.
Презирающим тело хочу сказать я слово мое. Из почитания возникло
презрение их. Что же это такое, что создает презрение и почитание,
ценность и волю?
Творящая Самость создала себе презрение и почитание, это она —
творец радости и скорби. Творящее тело создало себе ум как орудие воли
своей.
Даже в безумии и в пренебрежении вы служите Самости, вы, презирающие
тело. Я говорю вам: ваша Самость желает умереть и отворачивается от
жизни.
Она уже не в силах делать то, к чему больше всего стремится, —
творить сверх себя. Этого хочет она превыше всего, в этом самое
страстное ее желание.
Однако поздно уже ей стремиться к этому: и вот — Самость жаждет гибели.
Ваша Самость желает смерти — оттого вы и стали презирать тело! Ибо вы уже не в силах творить сверх себя.
Вот почему негодуете вы на жизнь и на землю. Бессознательная зависть кроется в косом взгляде презрения вашего.
Нет, не пойду я вашим путем, вы, презирающие тело! Вы для меня не мост к Сверхчеловеку!
Так говорил Заратустра.
.....................................................
©
Copyright: Фридрих Ницше