О проповедниках
Есть проповедники смерти, и полна земля людьми, которым нужна проповедь отвращения к жизни.
Переполнена земля лишними, испорчена жизнь от чрезмерного множества
живущих. О, если бы можно было обетованием «вечной жизни»
выманить их из этой!
Желтыми или черными называют проповедников смерти. Я же хочу показать вам их в других красках.
Вот они, эти ужасные, что носят в себе хищного зверя и не имеют иного
выбора, кроме вожделения и самоистязания. Но и вожделения их —
тоже самоистязание.
Они еще даже не становились людьми, эти ужасные: пусть же они проповедуют отвращение к жизни и погибают сами!
Вот они, чахоточные душой: едва родившись, они начинают умирать и мечтают об учении, проповедующем усталость и отречение.
Они бы охотно отказались от жизни, так одобрим же волю их! Будем же
осторожны, чтобы не воскресить этих мертвецов и не повредить эти живые
гробы!
Им встречается больной, или старик, или покойник; и они тотчас заявляют: «Жизнь опровергнута!».
Но опровергнуты только они сами и глаза их, что видят лишь один лик сущего.
Погруженные в глубокое уныние, падкие до всего мелкого и случайного, влекущего смерть: так ждут они ее, стиснув зубы.
Или иначе: хватаются за сладости, смеясь собственному ребячеству;
держатся за жизнь, как за соломинку, и сами же насмехаются над собой.
Их мудрость гласит: «Глупец тот, кто продолжает жить, но кто из
нас не глупец! И в этом — вся глупость жизни!».
«Жизнь — одно лишь страдание», — так говорят
другие и не лгут: так позаботьтесь же о том, чтобы ваша жизнь
прекратилась! Постарайтесь, чтобы кончилась жизнь, которая для вас
— лишь страдание!
И пусть такой будет заповедь добродетели вашей: «Убей себя сам! Укради себя у жизни!».
«Сладострастие — грех, — так говорят одни, — позвольте же нам уйти и не производить детей!»
«Тяжело рожать, — говорят другие, — да и к чему это?
Рождаются одни несчастные!» Эти тоже проповедуют смерть.
«Сострадание необходимо, — говорят третьи. — Берите
все, что я имею! Возьмите и меня самого! Тем меньше буду я привязан к
жизни!»
Будь они сострадательны до конца, они отвратили бы от жизни ближних
своих. Быть злыми — вот что было бы их истинной добротой.
Но они хотят освободиться от жизни: что им до того, что они еще крепче связывают других своими цепями и дарами!
И даже вы, для кого жизнь — суровый труд и беспокойство, разве
вас не утомила она? Разве вы не созрели еще для проповеди смерти?
Все вы, кому по сердцу суровый труд и все стремительное, новое,
неизведанное, — вы сами себе стали в тягость; ваше рвение —
это всего лишь бегство от себя и желание забыться.
Если бы больше вы верили в жизнь, вы бы меньше отдавались мгновению. Но
слишком мало в вас содержания, чтобы ждать, и даже для того, чтобы
лениться!
Повсюду раздаются голоса проповедников смерти; и полна земля людьми, нуждающимися в проповеди ее;
или «вечной жизни»: мне все равно — лишь бы исчезли они с лица земли.
Так говорил Заратустра.
.....................................................
©
Copyright: Фридрих Ницше